Фрагмент для ознакомления
2
Предметом внимания и обсуждения в последнее время стала проблема полоролевого воспитания детей. Полоролевым воспитанием нужно заниматься с дошкольного возраста, мужские качества у мальчиков, женские у девочек сами не проявятся их необходимо начинать воспитывать. Первые годы жизни ребенка - решающие для формирования своей половой идентификации, для осознания себя мальчиком, девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. Осознание своей половой идентификации - утверждает В.С. Мухина это чувство тождественности со своим полом, стремление поддерживать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса [22].
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский видят половое воспитание основополагающим в воспитании настоящих мужчин и женщин формирующим у детей гражданское ядро личности разного пола и утверждают, что начинать его надо с дошкольного возраста [20, 26]. Т. А. Репина изучая проблемы личностного развития ребенка, ввела термин «полоролевое воспитание», сровняв с «половым воспитанием» и разделив его с сексуальным, объясняет, что сексуальное воспитание состоит в половом просвещение и гигиене человека.
В полоролевом воспитании Т. А. Репина предполагает формирование начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек с дошкольного возраста, а также умение мальчиков и девочек взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности [28].
Формирование полоролевой устойчивости обусловлено социокультурными нормами, поэтому при осуществлении индивидуального подхода к формированию личности должна быть учтена специфика психического пола, поскольку в реальной жизни ребѐнок развивается не только как человек, но и как мальчик будущий мужчина, отец, дедушка и девочка будущая женщина, мать, бабушка.
Дошкольное детство – это период наиболее восприимчивый для формирования психического пола, утверждал М. Я. Басов, самый спокойный в сексуальном плане, когда «половой фактор в нормальных условиях почти совсем молчит» [4].
Б. Г. Ананьев пишет в психофизиологическом учении, что необходимо изучать половые характеристики как первичные (индивидуальные) свойства личности, описывая их связь и социальное поведение человека. Б.Г. Ананьев утверждает, что половые отличия не ограничиваются половыми органами и функциями, а охватывают ещѐ самые отдалѐнные «вторичные», «третичные» функции половых признаков [2].
Отечественная психология и педагогика на современном этапе пополнилась исследованиями полового воспитания: Т.М. Афанасьевой, И.В. Дубровиной, Д.В. Колесова, В.С. Мухиной, И. С. Кона, В.И. Кагана, Т.А. Репиной, О.В. Прозументик, Ю.С. Григорьевой и др. И.С. Кон отмечает, что человека мужчиной или женщиной в социальном плане биологическое развитие без созданных определѐнных условий не сделает, это становиться очевидным, если проигнорировать воспитание, соответствующее полу [27].
Т.А. Репина и еѐ ученики (Л.А. Арутюновой, Е.А. Градусовой и др.) в своих работах пришли к мнению дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, они утверждают что, формируя мужественность у мальчиков и женственность у девочек, им необходимо формировать навыки сотрудничества и взаимодействия друг другом [28].
Конец 80-х и начало 90-х гг. - это период поиска нового содержания, постановки задач в воспитании подрастающего поколения мальчиков и девочек в социальном контексте. По мнению Е.А. Конышевой изменение традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жестких стандартов маскулинностии фемининности к гибким партнерским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару, переориентация с внешней регуляции полоролевого поведения на внутреннюю потребовали поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, фиксирующая половозрастные, индивидуальные особенности детей и влияние макро- и микросреды[16].
В отечественном воспитании и образовании применяется недифференцированный подход к мальчикам и девочкам, чаще всего отсутствие гендерно-ориентированных обучающих практик. Исследования (О.А.Борисова, Н.К.Ледовских, Л.Б. Розова, М.В.Радзивилова) указывают на «бесполость» ориентации в воспитании и обучении детей.
Л.Б.Розова обращает внимание на то, что предпринимаемые попытки полового воспитания в детских садах недостаточно эффективны, так как, несмотря на накопленный ценный опыт, упрощается или не учитывается современный социальный контекст, дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции[29].
Подводя итог, сделаем вывод, что актуальными проблемами полоролевого воспитания становится не только дополнение целевого компонента педагогического процесса, но и поиск методов, средств, форм организации, которые способнырешать поставленные задачи с учетом новых социальных условий. Термин гендер рассматривается как социальный пол человека, который в отличие от биологического не является врожденным, он формируется в процессе социализации личности, ее воспитания и развития обуславливается культурными и общественными установками. Быть мальчиком, девочкой, мужчиной, женщиной - значит выполнять гендерные роли, заданные обществом нормы и правила поведения, которые детям передаются через наблюдения за типичным поведением человека соответствующего своему биологическому полу. Таким образом, под полоролевой социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Полоролевое воспитание детей - это воспитание в соответствии с полоролевой ролью. Целью полоролевого воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.
Т.А. Репина выделила задачи полоролевого воспитания:
- формирование представлений о маскулинности (мужественности) и феминимности (женственности);
- обучение реализации этих представлений, как в воображаемом, так и в реальном взаимодействии с представителями разного пола; - воспитание у ребенка чувства гордости за свой пол;
- преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающей главным образом из-за различий игровых интересов.
1.2.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов [1].
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей [5].
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов.
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Игра в увлекательной, живой форме позволяет знакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, активно воспроизводить их в собственных действиях. Воссоздавая в играх жизнь людей, которые окружают дошкольника, их всевозможные поступки и многообразные виды их трудовой деятельности, дети приобретают возможность глубже понять и прочувствовать окружающее. Правильное осознание показываемых событий, точное исполнение соответствующих действий получают в ходе игры систематическое, постоянное подкрепление благодаря одобрению коллектива детей дошкольного возраста достижения подобающего игрового результата, положительной оценки воспитателя. Все это помогает создавать благоприятные условия для образования и закрепления у дошкольников новых временных связей.
В процессе руководства детской игрой, обогащения ее содержания, организуя играющих дошкольников, воспитатель занимается расширением опыта ребенка, формированием у него новых психических качеств [28].
Оказывая содействие познанию окружающего мира, развивая воображение ребенка младшего дошкольного возраста, игра вместе с тем является своеобразной школой воли ребенка. Чем ярче содержание детской игры, чем оригинальнее их замысел, чем большее количество детей участвуют в ней, тем в большей степени ребенок вынужден действовать, руководствуясь общей целью и правилами игры, а не под влиянием мимолетных желаний.
Игра развивает чувства и ум ребенка, а также произвольность и преднамеренность действий. В игре вырабатывается умение считаться с запросами группы, действовать сообща. Именно в этом заключается сущность игровой деятельности в психическом развитии ребенка-дошкольника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.firo. ru/?page_id=11003
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л., 1929
3. Баранникова Н.А. Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Канд.пед.наук. 13.00.01.Зщищена 2014. утв. 21.06.14
4. Басов, М.Я. Методика объективных психологических наблюдений над детьми / М.Я. Басов. – М., 1925.
5. Белопольскоя, Н.В. Половозрастная Идентификация. Методика Исследования Детского Самосознания / Н.В.Белопольскоя// Изд. 2-е испр. — М.: Когито-Центр,1998. – 24 с
6. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: Учеб. Пособие. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 176 с
7. Григорьева, Ю.С. Психолого-педагогические аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие / Ю.С. Григорьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011.
8. Григорьева, Ю.С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр./Ю.С. Григорьева: Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2008. – 69 с.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение. -1996. -200 с.
10. ИСТОКИ: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 320с.
11. Каган, М.С. О воспитании как специфической социальной деятельности и роли искусства в нем: избранные педагогические труды / М.С. Каган. – СПб, 2007. – С. 654-660
12. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания 73 дошкольников / Л.В. Коломийченко, Г.И Чугаева, Л.И. Югова. – Сфера, 2015. – 160с.
13. Коломийченко, Л.В. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры - драматизации: монография / Л. В. Коломийченко. Е.А. Конышева; - Перм. гос. пед. унт. - Пермь, 2013. – 188 с.
14. Коломинский, Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я.Л Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С.165-171.
15. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация половых ролей / И.С. Кон. // Соотношение биологического и социального в человеке /под ред. В. Банщикова. – М., 1975.
16. Конышева, Е.А.Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры –драматизации: автореф. дис. … кан. пед. наук / Е.А. Конышева; Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург,2006. - 23с.
17. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - Томск.: «Пеленг». - 1992. - 55 с.
18. Лыкова, И.А. Играют девочки: гендерный подход в образовании / И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова. – М.: «Цветной мир», 2013– 96с
19. Лыкова, И.А. Играют мальчики: гендерный подход в образовании / И.А.Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова. – М.: «Цветной мир», 2013.– 98с.
20. Макаренко, А.С. Сочинения: в 7 т. / А.С.Макаренко. – М.,1957 – 1958
21. Малова, Т.В. Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / Т.В. Малова. – М., 2002. – 191 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. – 456 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М., 2002.- 456с.
24. Народная педагогика и воспитание / Авт. - сост.: Е.Ф. Широкова, Ж. Т. Филиппова, М.М. Лейко, М.Н. Шувалова. - Барнаул: БГПУ, 2014. -49с.
25. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336с.
26. Практикум-семинар «Полоролевое воспитание детей «[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/praktikum-seminar-polorolevoe-vospitanie-detei.html
27. Прозументик, О.В.Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук / О.В.Прозументик. – М., 1999. – 161 с.
28. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва – Воронеж, 2004. - 300 с.
29. Розова, Л.Б. Подготовка студентов педагогического колледжа к организации полового воспитания дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Б. Розова; Ярославль. Гос.пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль,2004 – 19 с.
30. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика/В.А. Сухомлинский – М.: Знание, 1978. – 96 с
31. УСПЕХ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Н.О.Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014. – 303с.
32. Фадеев, С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: / С. Б. Фадеев - Екатеринбург, 2012.
33. Фрейд, З. Табу девственности. Очерки по психологии сексуальности/ З. Фрейд. – М.: Прометей, 1990. - 32с.
34. Фронтенко Т.А. Изобразительное искусство. – Иркутск: Искусство, 1998. – С. 45 – 47
35. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1990. - 348с.