Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что современный учитель начальной школы должен сочетать в себе характеристики настоящего воспитателя (опека, замена матери) и характеристики учителя. Это определенно отразилось на профессиональном имидже, он стал более индивидуальным. Все это делает проблему имиджа современного учителя в педагогической практике школы актуальной и требует внимания не только тех, кто ее развивает, но и тех, кто хочет добиться успеха в своей профессиональной педагогической деятельности.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.
Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- обосновать необходимость изучения имиджа учителя в теоретическом и прикладном аспектах;
- показать взаимосвязь влияния имиджа учителя на процесс развития личности младшего школьника;
- представить образовательные требования к самовыражению современного учителя начальной школы.
Для достижения цели и задач мы использовали следующие методы психолого-педагогического исследования:
- педагогический контроль;
- сравнительный анализ;
На основании определенных цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования:
мы предполагаем, что имидж учителя начальных классов эффективно влияет на процесс формирования личности ученика начальных классов. Можно предположить, что научно обоснованное построение имиджа как профессионально важного качества современного учителя возможно при наличии определенных приоритетных условий и соответствующих методов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, которые составили эпистемологическое ядро исследования, позволившее обосновать феномен образа учителя. Изучение теоретических и прикладных аспектов образа учителя базировалось на гуманитарной концепции образа, автором которой выступил профессор В.М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных черт личности, разработанные А.А. Бодалевым, Р.А. Максимовым. Анализ работ З. Фрейда, А. Адлера, К. Роджерса, К. Левина позволил использовать в исследованиях теории и психологические концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе. Исследование проблемы невербальных сигналов личности было основано на работах зарубежных исследователей (М. Люшер, А. Пиза, А. Штангл, Х. Рюкле).
Работа состоит из введения; 2-х теоретических глав, в которых учитываются: социально-психологические основы образа учителя, концепция образа, образовательный имидж и образовательный имидж науки, технологические инструменты изучения образа учителя, возрастные особенности личности младшего школьника и психологические инструменты в имиджелогии учителя и особенности ее использования в формировании личности младшего школьника, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретический анализ понятий и подходов в исследовании технологии построения имиджа учителя начальных классов
1.1 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
Имидж должно найти свое собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при появлении возможности. Имидж - это впечатление, произведенное одним человеком на одну или несколько групп аудитории. Это не рисунок, не калька, не проработанный до мельчайших деталей, точный образ, а, вполне возможно, несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.
Каждый из нас создает определенный имидж - образ - представление о человеке, которое формируется на основе его внешности, привычек, манеры речи, менталитета, действий и т. д.
Различные теоретические подходы рассматривают разные грани феномена субъекта, но применительно к целям нашего исследования можно сделать вывод, что субъект как философская категория раскрывает определенное качество человеческой деятельности, его способность к самоопределению, решимости, развитию, способности дополнять субстанцию, создавать, развивать и реализовывать ее новые возможности [5].
Внимание к имиджу материализовалось в последние годы в связи с обострением проблемы выбора, с которой сталкиваются люди (выбор товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и лидеров), и конкуренции на различных рынках: потребителей, политиков и других. Чтобы продать продукт, услугу, привлечь избирателей на свою сторону, чтобы успешно конкурировать на рынке, компания, государственный орган, университет или банк должны создать для себя соответствующий имидж. Разумный и адекватный имидж абсолютно необходим для любого вида общественной деятельности, что подтверждается многолетней практикой.
Поэтому в рамках традиционных научных дисциплин - психологии, экономики, социологии, политологии - появляются специальные научные и практические разделы: теория и практика рекламы, связей с общественностью, имиджа и другие, основной темой которых является имидж-формирование, в том числе социальные образы. Работая в основном в пространстве символов, они, тем не менее, помогают решать проблемы в реальной жизни.
Термин «имидж» в переводе с английского означает «изображение», «образ». С точки зрения восприятия изображения испытуемым изображение можно интерпретировать, по мнению А.Ю. Панасюка, «как совокупность не только «материальных» («видимых») характеристик объекта, но и «идеальных» («невидимых») его характеристик ...». Именно в этой трактовке чаще всего авторы рассматривают определение понятия «имидж»: с точки зрения того, какое впечатление было произведено на внешнее восприятие предмета или объекта. То есть не реальная его оценка становится причиной создания определенного образа и отношения к нему, а внешние характеристики влияют на формирование отношения к определенному образу, в результате чего в повседневной жизни создается определенный стереотип сознания человека, группы людей или даже всего общества.
Имидж формируется в коллективном сознании других людей под влиянием различных факторов: средств массовой информации, литературных образов, личного опыта общения и т. д. И может быть, как положительным, так и отрицательным. Идеальный образ учителя сложился исторически, наделен такими качествами, как образованность, хорошие манеры, строгость в сочетании с добротой, аккуратностью, тактичностью, нравственностью, творчеством, духовностью и т. д. Сегодня с изменением статуса учителя восприятие его имиджа в обществе изменилось отношение к нему. И это изменение отношения и восприятия не всегда бывает положительным, поэтому важно, чтобы лидер сам работал над созданием или изменением своего имиджа, а сформированный положительный образ был бы результатом «сознательных профессиональных усилий» [11].
Таким образом, имидж учителя можно рассматривать как результат сложившегося в общественном сознании мнения о нем и его профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса, а также информацию как следствие, полученную от других людей, из СМИ, от прямого контакта с представителями этой профессии. На имидж учителя, с одной стороны, влияет уровень его общей профессиональной и культурной компетентности, а с другой - стереотипы, которые складываются в обществе как в отношении его личности, так и в отношении его деятельности. Профессиональная компетентность преподавателя, его заинтересованность в своей деятельности, умение интересно и продуктивно организовать учебный процесс, обеспечить выполнение поставленных задач, сформировать у учащихся творческую профессиональную деятельность и т. д. оказывают непосредственное влияние на формирование положительного имиджа.
Мы рассматриваем личностный имидж как комбинацию ряда внутренних и внешних факторов, которые определяют его компоненты - самооценку, воспринимаемый образ и требуемый образ. Эта типология отражает взгляд на образ с разных позиций - со стороны себя и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний (Приложение 3).
Представление о себе основано на предыдущем опыте и отражает текущее состояние самооценки (самоимидж). Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать себя. Фактически, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления уверенности в себе, когда аспект личности следует любить и ценить, а не попирать.
Воспринимаемый имидж - это то, как нас видят другие. Конечно, эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как они на самом деле относятся к нам, как на самом деле говорят о нас.
Требуемый имидж присваивается определенным профессиям, которые определяют их конкретные свойства имиджа. В некоторых случаях этому способствует тип и форма одежды [2].
Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии образ учителя рассматривается как продукт специальной деятельности по созданию или
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Балакирева, Е.И., Лексакова, Н.В. Коллективный педагогический субъект: сущностные характеристики понятия //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 139-142.
2. Бегидова, С.Н. Формирование профессионального имиджа будущего учителя/С.Н. Бегидова, Р.А. Ахтаов // Евразийское Научное Объединение. 2018. Т. 4. № 3 (37). С. 224-228.
3. Бегидова, С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 1 (193). С. 15-20.
4. Бегидова, С.Н., Даурова, М.Ш. Профессионально значимые качества как детерминанты формирования имиджа будущих социальных работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (121). С. 16-22.
5. Глузман, Н. А. Проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе подготовки в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-1. С. 74-79.
6. Гюлджян, А. Г. Информатизация общества как одна из важнейших составляющих социального прогресса // Молодой ученый. - 2017. - №32. - С. 12-15.
7. Дианова, Ю.А., Назаренко, А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.
8. Димухаметов, Р.С., Столбова, Е.А., Цилицкий, В.С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 422-424.
9. Захарова, С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Молодой ученый. - 2016. - №5.1. - С. 16-18.
10. Зиновьева, М.П., Фирсова, Т.Г. Учитель начальных классов: требования государства и представления будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 105-108.
11. Мотунова, Л.Н. Имиджевая компетентность выпускника вуза как условие формирования профессионального успеха// Вестник Воронежского института высоких технологий. 2018. № 4 (27). С. 153-155.
12. Петрова, М.А. Профессиональная проба как условие формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 109-112.
13. Серёжникова, Р.К. Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма/ Р.К. Сережникова, Л.Г Васильев, В.А. Макарова, Е.И. Хачикян // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 2. С. 85-92.
14. Столбова, Е.А. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 206-208.
15. Сысоева, Е.Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 209-213.
16. Федосова, И.В. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 162-166.