Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С древних времен огонь был частью жизни человека. Он выполнял многие необходимые функции в быту. Огню поклонялись, обожествляли, боялись. Из-за неправильного обращения с огнем, пожары уносили тысячи и миллионы жизни людей. Однако и в современном мире пожары являются одной из главных причин смерти людей.
Актуальность исследования определяется прежде всего тем, что ежегодно пожары уносят многие тысячи человеческих жизней, причиняют огромный экономический ущерб и часто невосполнимый урон окружающей среде. В настоящее время в России ситуацию с пожарами следует оценить, как достаточно сложную и, требующую постоянного внимания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Основные понятия, определения пожара и его природа
Обучение пожаробезопасному поведению является сложным многогранным процессом. И для того что бы изучить профилактику пожарной опасности и правила пожарной безопасности необходимо знать природу самого пожара.
Пожары наносят немалый имущественный ущерб и в большинстве случаев сопровождаются гибелью людей. Именно поэтому защита от пожароопасной ситуации является основной ответственностью человека, которая должна проходить на общегосударственном масштабе.
Существует огромное разнообразие определений понятия пожар. Так в словаре чрезвычайных ситуации пожар трактуется, как неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства[6, с.48].
Русский и советский лингвист Дмитрий Николаевич Ушаков определение пожар рассматривал, как распространение огня, сопровождающееся уничтожением имущества и всего что может гореть[24]. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» дает определение пожара, как неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Горение – это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света[25]. Для того, чтобы произошло горение, необходимо три составляющих: источник зажигания, горючее вещество и окислитель. Это и есть классический «треугольник огня», когда при отсутствии хотя бы одной из составляющих, возникновение пожара невозможно.
1.2 Определение понятия «пожаробезопасное поведение» и его составляющие
Понятие «безопасность» рассматривается во многих учебниках и словарях. Так В. И. Даль определяет безопасность, как отсутствие опасности[8]. У С.И. Ожегова, безопасность – это положение, при котором не угрожает опасность кому или чему-нибудь[15]. В. В. Гафнер трактует безопасность, как состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей[6].
Проанализируем определение «поведение», с точки зрения известных психологов и педагогов. Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение — это особая форма деятельности: она становится поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностнообщественных отношений[19].Советский психолог Л.С. Выготский определял поведение человека путем сведения высших форм поведения к низшим элементам. Л.С. Выготский различал два типа поведения: натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики[5].
Безопасное поведение – это поведение человека, основанное на выполнении норм и правил безопасности, которое снижает вероятность возникновения угроз для его жизни и здоровья[6, с.51]. Для оказания положительного влияния на формирование культуры безопасности необходимо внедрение в сознание людей ответственного отношения к соблюдению правил и норм безопасности.
В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дается следующее определение: пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обучение пожарной безопасности и привитие культуры пожаробезопасного поведения являются ключевыми факторами в предотвращения пожаров и необходимы в недопущении пожароопасных ситуации и в основе верного понимания опасности огня[25]. Пожаробезопасное поведение – это поведение человека, основанное на выполнении норм и правил пожарной безопасности, которое снижает вероятность возникновения пожара и угроз жизни, здоровья и имущества в условиях поражающих факторов пожара. Зачастую, влияние человеческого фактора на возникновение пожаров является одним из главных причин поэтому, необходимо не только знать, как вести себя в той или иной пожароопасной ситуации, но и не допускать пожароопасную ситуацию, а именно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Пожаробезопасное поведение рассматривается в двух аспектах это профилактика пожароопасных ситуаций и непосредственно действия при самом пожаре (Рис.1) [27, с.84].
Самое эффективное и результативное средство против пожароопасных ситуаций, это предотвращение пожара, а именно повседневное выполнение и правил пожарной безопасности и соблюдение пожаробезопасного поведения. Пожарная профилактика – это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного его тушения[18, с.43].
Пожарная профилактика, как и пожаробезопасное поведение зависит от места возможного возгорания, поскольку пожар может возникнуть на природной, либо в городской зонах (Рис.2) [27, с.86]. Правила пожарной безопасности в городе также зависят от времени года и место его нахождения.
1.3 Тематическое планирование предмета ОБЖ по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения
Современный ребенок в двадцать первом веке для своей же безопасности должен быть ответственным, серьезным и самостоятельным, также знать все необходимые правила безопасного поведения. Одной из задач педагогов является обеспечить необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы подготовить к встрече с различными опасностями в жизни, как можно раньше.
Формирование пожаробезопасного поведения начинается со школьной скамьи. Еще в начальной школе на предмете «Окружающий мир» рассматривают понятие пожар, историю возникновения пожарного дела в России, причины возникновения, его поражающие факторы и способы защиты от пожара. Абсолютно очевидно, что обучать пожаробезопасному поведению и осуществлять пожарную профилактику успешнее, чем потом устранять последствия пожара.
Предмет «ОБЖ» проходит с пятого по одиннадцатый классы. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования выдвигают учителю ОБЖ следующие предметные требования, которые можно отнести к формированию пожаробезопасноого поведения:
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей[30, с.247].
Нами проанализированы рабочие программы по предмету ОБЖ, А.Т Смирнова и Б.О Хренникова и В. Н. Латчука, В. В. Маркова 5-9, 10-11 класс. Мы рассмотрели в каких классах изучаются и сколько часов уделяется теме: Пожарная безопасность[11; 12; 20].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКЕ ОБЖ
2.1 Методы обучения и формы организации учебной деятельности по формированию пожаробезопасного поведения в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Одним из условий эффективности работы преподавателя-организатора ОБЖ и качества проведения учебного процесса в школе во многом зависит от правильно выбора форм и методов обучения.
В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причем в этом возрасте риск может, как недооцениваться, так и переоцениваться, впрочем, как и "цена" риска[1, с.64].
Эффективность работы преподавателя организатора ОБЖ и качество проведения занятий зависят от правильного и грамотного использования различных форм организации и выбора методов обучения, которые помогают стимулировать процессы и личностные качества обучающихся.
В педагогическом словаре отмечено, что форма организации обучения – это способ предоставления образовательных услуг[3]. Форма организации обучения представляет собой совместную познавательную деятельность педагога и обучающихся, для которой характерны систематичность и целостность, определенность ведущих дидактических целей, постоянство состава обучающихся, наличие определенного режима проведения.
Форма обучения выполняет определенные функции:
1. Образовательная. (Передача знаний, умений и навыков)
2. Воспитательная. (Привлечение интеллекта, духовных и эмоционально-волевых действий)
3. Организационная (Методическая подача материала).
4. Психологическая (Эмоциональная)
5. Развивающая (Благоприятные условия для умственной деятельности обучающихся)
6. Интегрирующая – деференцированная (Обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность школьников)
7. Стимулирующая (Привлечения восприятия мышления и активной деятельности в целом)[2, с.28].
В педагогической литературе критериями для классификации форм организации обучения рассматривают
1. Количество обучающихся в процессе обучения (коллективная индивидуальная и групповая)
2. По месту организации учебно-воспитательного процесса (школьные и внешкольные мероприятия)
3. По продолжительности учебного времени (классический – 45 минут, спаренный –75 минут, уроки без звонков)
В настоящее время во всем мире преобладает классно-урочная форма обучения, которую создал и разработал еще 400 лет тому назад Я. К. Каменский. Классно-урочная система – это организация учебного процесса, при которой обучающихся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний[2, с.31].
2.2 Организация работы по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения в образовательной организации
В рамках данного параграфа будет описана организация работы по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения на примере МБОУ СОШ № 13 г. города Ставрополя [31].
Обучение правилам противопожарной безопасности проводится в МБОУ СОШ № 13 совместно с общим учебно-воспитательным процессом (учебная деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия). Отработка навыков по соблюдению требований пожарной безопасности формируют долговременной и систематической разъяснительной работой. Данной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа.
При проведении занятий необходимо учитывать происшествия, которые произошли на территории школы, в черте города, на территории села (нарушение требований пожарной безопасности, скрытое курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, произошедшие пожары и возгорания).
Формирование навыка пожарной безопасности у обучающихся представляется как системный процесс, который может проводиться и развиваться при определенных условиях.
Обеспечение пожарной безопасности в школе включает в себя:
– обязательно выполнять нормативно-правовых акты, правила и требования по пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
– необходимо обеспечивать образовательное учреждение первичными средствами пожаротушения;
– необходимо проводить учебные эвакуации при пожаре;
– необходимо перезаряжать огнетушители (в сроки, согласно паспорту), осуществлять ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
– защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
– необходимо поддерживать в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
– необходимо содержать подвальные и чердачные помещения в противопожарном состоянии.
Большая часть пожаров возникает вследствие различных нарушений требований пожарной безопасности. Периодически приглашаются на родительские собрания, общешкольные линейки и классные часы работников местной пожарной охраны. После проведении таких встреч-бесед в МБОУ СОШ № 13 педагоги демонстрируют кинофильмы по противопожарной тематике, организовывают викторины, показывают средства тушения пожара и приемы тушения огня. В начале учебного года обучающиеся знакомятся с внутришкольными правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации на случай возникновения пожара.
2.3 Разработка методики занятий по развитию пожаробезопасному поведению у обучающихся
В данном параграфе приводятся рекомендации по практической реализации курса "Пожарная безопасность". Содержание данной программы поможет при формировании целостных представлений об окружающем мире во всем его многообразии, включая и опасность, связанную с огнем.
Для организации и проведения мероприятий с детьми и их родителями по вопросам пожарной безопасности необходимы следующие материалы:
1. Примерный порядок проведения занятий в образовательных учреждениях (Приложение 1).
2. Меры предосторожности при использовании огнетушителей и других первичных средств пожаротушения.
В литературных источникахне сложилось единого мнения в вопросах содержания и способах формирования пожаробезопасного поведения, не выработан порядок осознанных, алгоритмических и не полностью осознанных действий по профилактике возгораний, распространению пламени и по самоспасанию в условиях дефицита времени и поражающих факторов огня и дыма.
В рамках «Культура безопасности жизнедеятельности» обучающимся младшего звена предлагаются достаточно сложные инструкции о действиях в случае возникновения пожара, которые они не способны осознать, запомнить и применить в практической деятельности. Разъяснительную работу необходимо по профилактике пожарной безопасности следует начинать как раз в младшем звене, чтобы к среднему и старшему звену обучающиеся владели полными навыками, знаниями и умениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в недостаточности изучения темы по формированию у обучающихся пожаробезопасного поведения. Проблема пожаров, прежде всего, обусловлена высоким травматизмом и гибелью несовершеннолетних детей в огне, их неготовностью к адекватным действиям в опасных ситуациях, при пожаре. Это подчеркивает не достаточную эффективность проводимой взрослыми разъяснительной работы с детьми.
Федеральном государственном образовательном стандарте, как основного так и среднего (полного) общего образования в предметных требованиях по «ОБЖ» предполагает знание применение мер безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, а также умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. На основе теоретического анализа в Главе 1, мы отметили, в рабочих программах по предмету ОБЖ большая часть часов направлены на получение теоретических знаний, а не на практические умения и навыки, которые необходимы знать и соблюдать, во время пожарной экстремальной ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе образования. - М.: Гардарика, 2013. - 368 с.
2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
3. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2–е, переработанное — М.: Высшая школа, 2017. – 592 с.
4. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека// Основы безопасности жизнедеятельности. 2019. Вып. 11. С. 13–16.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М., – 2015г. – 224с.
6. Гафнер В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийно-терминологический словарь/М.:ФЛИНТА : Наука, 2013. – 280 с.
7. Грижебовский Г. М Словарь терминов чрезвычайных ситуаций – М.: Оникс-ЛИТ, 2012.
8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка // В.И Даль. – М.: Эксмо, 2009. – 736 с.
9. Каплан Я. Б. Проблемно-тренинговые ситуации как средство формирования по-жаробезопасного поведения младших школьников: дис. канд. пед. наук, науч. Тюмень: УрГПУ, 2018. 157 с.
10. Кукин, П.П. Основы безопасности и жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2016. – 335 с.
11. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие, 2-е издание // В.Н Латчук, [и д.р.] – М.: Дрофа, 2014. – 93с.
12. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы // В.Н Латчук, [и д.р.] – М.: Дрофа, 2016. – 106с.
13. Мельникова Н.Ф. – Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/ Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2009. – 140с.
14. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. // СПб.: Питер, 2012. – 461 с.
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов. – М.: Оникс-ЛИТ, 2012. – 1376 с.
16. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие / Под ред. А.В. Матвеева. – СПб.: Питер, 2017. – 312 с.
17. Петров, С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них/ С.В. Петров, В.А. Макашев. –М.: ЭНАС, 2016. – 224 с.
18. Ратникова О. Д., Комова М. А. Обучение мерам пожарной безопасности, проблемы и пути их решения // Технологии гражданской безопасности. 2014. № 3. С. 43–45.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии // Питер, 2002 г. – 720 с.
20. Смирнов, А.Т. Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 – 11 классы // А.Т Смирнов, Б.О Хренников. – М.: Просвещение, 2016. – 80с.
21. Смирнов, А.Т. Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 классы // А.Т Смирнов, Б.О Хренников. – М.: Просвещение, 2015. – 64с.
22. Сидоркин В.А. Психолого-педагогические условия формирования готовности детей к организованным действиям при пожаре: Монография. Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2016. 114 с.
23. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Ю.Г. Сапронов. - М.: Academia, 2018. - 67 c.
24. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь //Славянский Дом Книги, 2014. -956 с.
25. Федеральный закон РФ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (последняя редакция) [Электронный ресурс] http://www. consultant.ru / document/cons_doc_LAW_5438/ (Дата обращения: 11.05.2021)
26. Халилов, Ш.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов и др. - М.: Форум, 2018. - 480 c.
27. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Т.А. Хван. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
28. Чиж, И.М. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / И.М. Чиж. - РнД: Феникс, 2015. - 301 c.
29. Шибанов, Г.П. Безопасность жизнедеятельности в авиакосмической отрасли / Г.П. Шибанов. - М.: Academia, 2016. - 479 c.
30. Ястребов, Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебное пособие / Г.С. Ястребов. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 576 c.
31. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 города Ставрополя [Электронный ресурс] http://www.stavsch13.ru/ (Дата обращения: 11.05.2021)