Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Одной из важнейших отличительных черт нашего времени являются огромные и продолжающие расти объемы информации, которые приходится усваивать и перерабатывать человеку. Этот процесс роста информации является объективным и остановить его невозможно. Если учесть, что 90 % информации поступает в человеческий мозг через зрительный анализатор, то легко представить, сколь большие нагрузки приходится испытывать органу зрения человека. Не случайно в последнее время наблюдается устойчивый рост глазных заболеваний.
Очевидно, радикальное решение возникшей проблемы может быть найдено только с организацией массовой профилактической просветительской работы в системах здравоохранения и просвещения.
Отечественная офтальмология накопила довольно много наработок, реализация которых позволит переносить нагрузки, обусловленные информационным бумом, с существенно большей легкостью. Проведение этих наработок в жизнь - задача школьных учителей, овладевших соответствующими методиками.
Естественно, особое внимание необходимо уделить при этом повышению компетентности педагогов образовательных организаций для слепых и слабовидящих детей.
Цель: изучение офтальмо-гигиенических и тифлопедагогических требований к организации зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Объект: организация зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием
Предмет: офтальмо-гигиенические и тифлопедагогические требования к организации зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную по проблеме исследования;
2. Выявить уровень развития зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием;
3. Определить офтальмо-гигиенические и тифлопедагогические требования к организации зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Методы:
-теоретический анализ научно-методической литературы по проблемному вопросу;
- сравнение, обобщение, систематизация материала;
- диагностический метод.
Методологическая база:
- исследования, которые рассматривали содержание и методы психолого-педагогического воздействия и его связь с лечебно-восстановительной работой авторов Л.И. Медведя, Л.А. Григорян, В.П. Жохова, Л.И. Плаксиной.
Глава 1 Теоретические аспекты офтальмо-гигиенических и тифлопедагогических требований к организации зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием
1.1.Особенности зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием
Зрительное восприятие – очень сложный, многоуровневый, системный процесс, который выполняет отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Многомерность иерархии этого системного образования содержит ощущения, в той или иной мере – некоторые процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты.
Акт восприятия начинается с обнаружения объекта, выделения и различения его признаков: яркость, контраст между светлыми и темными частями, цвет, контур, форма, размер, пространственное местоположение, ориентация, его отдельные детали и т. д. На основе комплекса данных признаков, их мысленного анализа и синтеза формируется зрительный образ, сличается с образом-эталоном, который сформирован в предыдущем опыте и хранится в памяти.
Сличение может быть сукцессивным, который состоит в последовательном переборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, либо симультанным — одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения осуществляется категоризация — отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории [5]. К свойствам восприятия относятся предметность, целостность, константность, осмысленность (категориальность), апперцепция и избирательность.
Таким образом, зрительное восприятие - это формирование и развитие образа объекта в процессе отражения его природы.
Сенсорные образы состоят из всех признаков объекта; они могут храниться на разных уровнях памяти, извлекаться из нее, чтобы идентифицировать воспринимаемый объект. Одних сенсорных данных недостаточно, чтобы регулировать деятельность и поведение детей. Очень важно определить их природу и характер, чтобы определить их смысловое значение. В связи с этим в процессе коррекционного обучения необходимо формировать систематизированный зрительный образ, содержащий не только сенсорные материалы, но и концептуальные и смысловые компоненты.
В настоящее время наиболее распространены формы нарушения зрения у детей - косоглазие и амблиопия.
Косоглазие – это заболевание с нарушением бинокулярного зрения из-за отклонения одного из глаз от общей точки фиксации.
Когда косоглазие возникает в одном глазу, вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, больной глаз перестает двигаться и постепенно перестает функционировать. В результате косоглазия - снижение зрения, развитие амблиопии.
Под амблиопией будем понимать понижение остроты зрения, которое обусловлено функциональными нарушениями зрительного анализатора, которые не сопровождаются видимыми анатомическими изменениями. Амблиопия характеризуется резким снижением зрения, зрительной депривацией, прищуриванием.
Амблиопия и косоглазие меняют бинокулярный характер зрения на монокулярный, работа одним глазом, или альтернирующий, работа правым и левым глазом попеременно, что влечет за собой снижение зрения, затем параллельно - снижение скорости, точности, дифференцированности восприятия, а также ведет к возникновению трудностей в цветовом определении, познании формы, величины, пространственного расположения предметов, трудностей выполнения действий в практике, отставании формирования познавательных интересов и т.д.
Со слов Л.И. Солнцевой, у слабовидящих детей определяются трудности в процессах опознавания рисунков и предметов[25]. Автор обращает внимание на медленное, неточное, пропуск деталей изображения. Неправильные версии того, что показано на рисунке, часто формируются из-за неясного восприятия отдельных элементов и неточностей в представлении.
От того, как ребенок в полной мере научится воспринимать предметы, реальные явления, различать их внешние свойства, оперировать этими знаниями, зависит процесс его вхождения в окружающий мир.
Дети с косоглазием и амблиопией имеют некоторые общие черты с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей, с их собственными специфическими особенностями в развитии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Багдуева К.Г. Некоторые аспекты подготовки к школе детей с нарушениями зрения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. – № 1. – С. 10–16.
2.Безруких М. М., Морозова Л. В. Тестовый буклет и демонстрационные карточки к «Методике оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет». М. : Новая школа, 1996. 40 с.
3.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка //Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семь, детском саду, начальной школе.-М.:Школа-Пресс, 2001.
4.Григорьева Л.П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников //Дефектология.1984.-№2.
5.Григорьева Л.П., Сташевский C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебно-метод. пособие. – М.: 1990. – 56 с.
6.Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с нарушением зрения//В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.-М., 1978.
7.Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие / Л.А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2006. – 159 с.
8.Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. – М.: Просвещение, 1978.
9.Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. – М.: ВОС, 1988.
10.Зайцев А. В., Лупандин В. И., Сурнина О. Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 6. С. 34–36.
11.Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. - М.: Педагогика, 1969.
12.Морозова Л. В., Звягина Н. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости // Вестник Поморского университета. Сер: «Физиологические и психолого-педагогические науки». 2003. № 2 (4). С. 48–55.
13.Морозова Л. В., Звягина Н. В., Теребова Н. Н. Особенности формирования системы зрительного восприятия у детей Европейского севера России // Экология человека. 2007. № 5. С. 38–42.
14.Никандров В. В., Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
15.Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М. : Владос, 2001. – 396 с.
16.Овчинникова Г.В., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Вестник КемГУ. – 2008. – № 3. – С. 48–50.
17.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.: Академия, 2014. 218 с.
18.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: ГОРОД, 1998. – 262 с.
19.Потемкина А.В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками //В кн.: Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. - С.-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
20.Рожкова Г. И., Токарева В. С., Огнивов В. В. Геометрические зрительные иллюзии и механизмы константности восприятия размера у детей // Сенсорные системы. 2005. Т. 19, № 1. С. 26–36.
21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
22.Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 188 с.
23.Соколова А.В. Использование средств наглядности в школах слабовидящих. - Просвещение, 1987.
24.Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М.: Полиграф сервис, 2014. 276 с.
25.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 249 с. – Библиогр.: с.243-249.
26.Солнцева Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп //В кн.: Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. - М., 2001.
27.Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку //Методические рекомендации.-М.,1999.