Фрагмент для ознакомления
2
Юношеский возраст – один из самых сложных периодов в становлении личности. Юноши и девушки пытаются найти свое место и интерес в жизни, для них особенно важно признание со стороны сверстников, они пытаются осмыслить и понять себя и других людей, поэтому отношения с окружающими играют особенно важную роль в этот период. Интенсивно формирующаяся в этот период система представлений о себе, о других людях, о своем будущем во многом определяет эмоциональное состояние подростка, а в этом возрасте оно особенно неустойчиво. В юношеском возрасте юноши и девушки все чаще сталкиваются с различными депрессивными реакциями [7].
Интерес к проблемам в подростковом возрасте существовал во все времена, и не утратил своей актуальности и сегодня. Проблемы подросткового возраста исследовались учеными из различных областей науки. Интересовал этот вопрос психологов, педологов, педагогов. Несмотря на то, что мнения авторов во многом расходятся, в них все же прослеживается общая тенденция. Так, все исследователи сходятся в едином мнении о том, что подростковый возраст полон переживаний и проблем [14].
Стоит отметить, что большинство данных, касающихся подросткового возраста, получены путем наблюдений и исследования дневников. Этот метод позволил получить довольно большой объем данных. Однако недостаток их состоит в том, что все они являются качественными, феноменологическими. Путем изучения дневников проведение количественного анализа весьма затруднительно. Также стоит отметь, что во всех описаниях проблем преобладает описание эмоциональной составляющей, однако проблемное поле очерчено недостаточно [14].
Большинство исследователей в первую очередь обращает внимание на негативные аспекты подросткового возраста, выраженность негативных установок и переживаний. Выделим ключевые слова негативной фазы «пубертатного периода» [4]:
- неудовольствие, беспокойство;
- физическое и душевное недомогание;
- вялость, капризы;
- малокровие, утомляемость;
- повышенная чувствительность и раздражительность;
- беспокойное и легко возбудимое состояние;
- внутренняя неудовлетворенность;
- грубость, упрямство и черствость;
- глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности;
- неверие в себя, ненависть к себе;
- меланхолия, отвращение к жизни;
- чувство вины;
- первое движение тайных влечений.
Исходя из полученных результатов, Гуревич П.С. приходит к следующему выводу: «Безрадостным является это время для зреющего человека» [9].
По словам Гуревич П.С. [9], за фазой переживаний следует позитивная фаза, которая характеризуется следующими чертами:
- не беспокойство отчаяния, а радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии;
- радость юности и роста;
- витальное и психическое благосостояние;
- необыкновенная живость и чувство внутренней свободы [9].
Таким образом, как видно из исследований Гуревич П.С. [9], подростковый возраст – сложный и противоречивый период в жизни подростка. Это период, когда подростка мучают мысли и состояния, противоречащие друг другу. Состояния растерянности, потери смысла жизни, безрадостности и негативных эмоций сменяются состоянием радости, наполненности, обретением цели и смысла жизни, позитивными эмоциями. Состояние негативных и позитивных эмоций приходят на смену друг другу, чередуются, резко сменяют друг друга. Столь резкие перепады, скачки в эмоциональном состоянии, нахождение в крайних стадиях эмоционального состояния, создают дополнительную нагрузку и трудности в общении, социальной адаптации. В результате возникают сложности в общении с родителями, преподавателями, сверстниками, проблемы в семье, школе.
При относительности «позитивности» и «негативности» фаз переходного возраста подросток больше страдает, чем радуется. Уместно задать вопрос: насколько случайны и насколько типичны эти переживания? [9].
К основным переживаниям, чувствам и состояниям следует отнести [15]:
- чувства одиночества, покинутости, сетования: «никто меня не любит», «никто меня не понимает»;
- чувство тоски, ужас; страх; апатию;
- бурные перепады настроения;
- потребность все осмыслить, «наплыв дум»;
- переживания несправедливости;
- сомнения в своих силах, веру в свои силы, борьбу с собой;
- страх перед потерей рассудка («иногда мне кажется, что я схожу с ума»);
- презрение к людям;
- обиду на окружающих;
- честолюбивые мечты;
- стремление служить человечеству;
- потребность в друге;
- потребность в любви;
- стыд.
Как видим из исследований, проведенных различными авторами, для подростка характерен ряд эмоциональных проблем, наблюдается обострение чувств, потребность в систематизации знаний, жизненного опыта, в осмыслении происходящих событий. Особую значимость обретают потребности подростка, его стремления. Они формируют устойчивую потребностно-мотивационную сферу. В первую очередь, подростка беспокоят сомнения по поводу собственных сил, возможностей, появляются мечты, планы на будущее. Вместе с тем, возникает потребность в любви, общении, самоопределении, поиске собственного предназначения и жизненного пути. Все это находится в противоборстве со страхами перед возможностью потерпеть неудачу, не реализовать себя, не найти любовь, дружбу, не определиться в жизни. Надежда на светлое будущее, на реализацию мечтаний и планов противостоит страху, апатии, тоске, ужасу. Это влечет за собой бурные перепады настроения, эмоциональные срывы, становится причиной противоречивого настроения, иногда – агрессии (как основного защитного механизма). Именно в это время подросток максимально нуждается в понимании, любви, сострадании, поддержке. Однако в силу повышенного эгоцентризма, подросток, как правило, не выражает этих чувств и потребностей, маскируя их под отстраненность, злость, агрессию, независимость. Именно поэтому в этот сложный и противоречивый период особую значимость в детско-родительских отношениях обретает эмпатия. Она позволяет родителям тонко чувствовать состояние ребенка, находить к нему правильный подход, правильные слова, позволяет давать ему именно те чувства, в которых он нуждается [1; 4; 6; 18].
Для подростков свойственен поиск собственного устойчивого мировоззрения, духовный поиск [3]. Стоит отметить, что все поиски подростков имеют исключительно практическую, прикладную направленность. Подростков мало интересуют теоретические, абстрактные вопросы. Им требуются ответы на жизненные ситуации, жизненно ориентированные ответы, которые они могут применить на практике, в повседневной жизни. Они являются критериями оценки окружающего мира, критериями поведения [2].
Красило Т.А охарактеризовал изменения, происходящие в подростковом возрасте весьма символично. Так, он характеризует жизнь подростка, как «жизнь, протекающую толками, порывами». Он утверждает, ровно настолько, насколько жизнь подростка полна переживаний и страданий, настолько же она полна и счастья, радости. Он описывает подростковый возраст, как возраст, в котором разочарование сменяет удовольствие. Но опасность заключается в том, что зачастую негативные эмоции перевешивают, в результате чего наступает отчаяние. Именно оно толкает подростков на самоубийства, преступления. Но если же верх берет положительная сторона, человек находит свой жизненный путь, самоутверждается [13].
Аналогичные выводы сделал и Влах Н.И. Так, в человеке одновременно уживается и стремление к познанию внешнего мира, попытки реализоваться в нем, и мощное сосредоточение на себе. Подросток жаждет общения, стремясь при этом к одиночеству. Подросток стремится к самостоятельности и независимости, сомневаясь при этом в собственных силах, нуждаясь в поддержке и помощи. Однако, как отмечает Арямов И.А., эти состояния не противоборствуют, не вытесняют друг друга. Они просто чередуются, постепенно сменяя друг друга [3].
Как видим, основные страдания и проблемы в жизни подростка возникают в связи с тем, что у него возникают противоречивые желания и потребности, которые зачастую исключают друг друга. Это дает подростку чувство неудовлетворенности, потребность в дальнейшем поиске. Именно в это время возникает новообразование подросткового возраста – способность к рефлексии, самоанализу собственной деятельности [8].
1.2. Основные психические новообразования юношеского возраста
Рефлексия может рассматриваться как одно из психических новообразований подросткового возраста. В ходе рефлексии подросток познает себя, свои переживания. Еще Выготский Л.С. указывал на то, что рефлексия играет важную роль в жизни подростка: она позволяет осознавать и контролировать свои переживания. Также он указывает на то, что переживания важны для человека. Они имеют познавательную направленность. Переживание является той минимальной единицей, в которой соединены в единое целое несколько противоречивых ситуаций. Это вызывает конфликт взглядов, подталкивает человека к осмыслению, рассуждениям, что способствует дальнейшему укреплению и развитию рефлексии [18].
Также отмечается, что постепенно, по мере осмысления и осознания переживаний, осуществляется их переход в высшую форму. Этот этап ассоциирован с развитием рефлексии и становлением понятийного мышления [19].
Только после того, как сформировалось понятийное мышление, подросток обретает возможность понять себя и свой внутренний мир. По сути, понятийное мышление можно считать одним из психических новообразований подросткового возраста [20].
Таким образом, дальнейшие поиски подростка идут в направлении удовлетворения потребности в самореализации, достижениях. Возникает потребность в устранении противоречий, гармонизации личности, структурировании собственных переживаний и проблем. Всего этого удается более эффективно достичь благодаря такому новообразованию подросткового возраста, как способность к рефлексии. Рефлексия способствует дальнейшему когнитивному и потребностно-мотивационному развитию подростка. Постепенно, по мере развития когнитивных способностей, формируется и развивается «Я-концепция», появляется возможность понять себя, свой внутренний мир.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 119—132.
2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М., Просвещение, - 2017. – 290 с.
3. Влах Н.И. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 9-4 (40). - С. 90-92.
4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2019. - 336 с.
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 3 - е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.
6. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266 с.
7. Глотова Ж.В. Тьюторство как форма психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в вузе [Электронный ресурс]: монография/ Глотова Ж.В., Грошева Л.В., Николаичева В.Ю. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 84 c.
8. Григорьева Е.А., Хохлов Л.К., Дьяконов А.Л. Психопатология: симптомы и синдромы – Ярославль, 2017. – 228 с.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015. - C.24-25.
10. Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология (под общей редакцией проф. Ю.С. Шевченко, проф. А.Л. Венгера) – М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2016. – 256 с.
11. Завадская Ж.Е. Методика воспитательной работы в профессиональной школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Завадская Ж.Е., Баранова Л.И., Полякова Т.М. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. – C.45-61.
12. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических ис¬следований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137.
13. Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 85—100.
14. Общая психопатология в детской и подростковой психиатрии. Уч. пособие/ под. Ред. Н.Е. Буториной. – Изд-во ООО «Пирс», Челябинск, 2011. – 176 с.
15. Психиатрия: национальное руководство/ под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке. А.С. Тиганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1000 с
16. Семке В.Я., Корнетов Н.А. Депрессивные расстройства – «Неинфекционная эпидемия» XXI века // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 2 (28). С. 14.
17. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях – Москва, 2003. – 429 с.
18. Холмогорова А.Б. Комплексный анализ идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 5. С. 25—43. doi:10.17759/chp.2015110304
19. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психиче¬ской патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психо¬логия и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 8—29.
20. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы со¬циального познания в современной психологии: обзор зарубежных иссле¬дований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 25—43. doi: 10.17759/chp.2015110304
21. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13—23. doi: 10.17759/chp.2017130202
22. Cotler T.B. The Relationship Among Attachment Patterns, Mentalization, and Empathy. Dr. Sci. (Philosophy) diss. Adelphi, 2012. 231 p.
23. Decety J. and Ickes W. The Social Neuroscience of Empathy. London: MIT Press, 2009. 245 p.
24. McDonald N., Messinger D., The Development of Empathy: How, When, and Why. Miami: Miami University, 2009. 35 p.
25. Meltzoff A. ‘Like me’: a foundation for social cognition // Developmental Science, 2007. Vol.10, № 1. P. 126—134.