Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время современный крупный склад, представляет собой сложное техническое сооружение, состоящее из множества взаимосвязан-ных элементов, и имеет определенную структуру, а также выполняет ряд функций по накапливанию, преобразованию материальных потоков и распределению грузов между потребителями. На данный момент значи-тельная часть складов предназначена для операций и хранения товаров до предложения их потребителю.
Склад должен рассматриваться как составная часть логистической цепи. Такой подход позволит обеспечить возможность достижения высо-кого уровня рентабельности, а также успешное выполнение всех функций склада.
Склады в логистике имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Отрицательной стороной является то, что при складировании товаров появляются издержки по содержанию запасов, а это приводит к значительному увеличению стоимости товаров. К расходам на содержа-ние запасов относятся расходы на складские операции, расходы на аренду или строительство склада, а также текущиме затраты по содержанию складов.
1. Логистический сервис как важный фактор повышения конкуренто-способности фирмы
1.1 Понятие и виды логистического сервиса
В последнее время все больше набирает свои обороты новая об-ласть в науке как логистический сервис. Проведенные исследования пока-зали, что вопросам формирования логистического сервиса вовсе не уделя-ется должного внимания или уделяется, но в малом количестве. Главной причиной тому является полнейшее отсутствие на территории страны ма-териалов теоретического характера, или же методических указаний, направленных на изучение вопросов, связанных с изучением и организа-цией логистического сервиса.
Понятие логистического сервиса также не рассматривается более подробно в научных работах, определение ему дается более размыто, во-просы, связанные с ним, остаются без каких-либо однозначных решений.
Тогда как одним из факторов отчего зависит конкурентоспособ-ность предприятия является логистический сервис.
Потребитель, пользующийся услугами какой-либо компаний по предоставлению перевозки или доставки груза, может рассчитывать на не-кий спектр услуг, называемых - логистический сервис.
В целом, понятие логистического сервиса означает состав некото-рых логистических операции, которые призваны максимально удовлетво-рить возникающий спрос потребителя наиболее оптимальным способом, с точки зрения логистических издержек, в процессе работы с логистически-ми потоками.
1.2 Формирование системы логистического сервиса
Ориентация современного бизнеса на организацию устойчивого взаимодействия, согласованности и скоординированности действий всех участников цепи поставок - поставщиков, посредников, потребителей - обеспечивает в большей степени эффективность и надежность их функцио-нирования. Надежность, качество поставок и услуг на всем пути движения товара и в процессе оказания услуг могут быть достигнуты на базе логи-стического обеспечения формирования систем сервиса, которые приведут не только к повышению эффективности функционирования товародвиже-ния, росту качества услуг, и, следовательно, к полному удовлетворению запросов потребителей, но и к усилению позиций компании на рынке.
В настоящее время системы логистического сервиса обретают свое новое развитие как элемент логистической системы, в котором структур-ные (М.Ю.Учирова, 2017) составляющие не просто функционируют, а вза-имодействуют и оказывают активное взаимное влияние. Их эффективное взаимодействие и развитие требует новых организационно-методических решений. Рассмотрим определяющие свойства системы логистического сервиса.
Структурными элементами системы логистического сервиса явля-ются подсистемы, поддерживающие и обуславливающие предоставление услуг определенного вида. Элементы системы могут характеризоваться неоднородностью, но одновременно являться совместимыми.
Второе свойство - свойство связи. Между отдельными элементами системы имеются существенные связи, определяющие с закономерной необходимостью интегративные качества самой системы. Связи могут но-сить вещественный, информационный, прямой, обратный характер и т.д. При этом связи между элементами внутри системы являются более мощ-ными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать.
Третье свойство - свойство организации. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. выстроить опреде-ленную структуру, организацию системы.
Четвертое свойство - интегративные качества. Появление в системе интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в общем, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
Система логистического сервиса, представляя управляемую общ-ность исполнителей и заказчиков услуг для обеспечения эффективной про-изводственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, может быть отнесена к одному из следующих видов, представленных на рисунке 1.
классификационным признакам: по стадии развития, по уровню представления, по уровню организации и по степени охвата.
По стадии развития следует выделять зарождающиеся, планомерно развивающиеся, спонтанно развивающиеся, зрелые и вырождающиеся си-стемы логистического сервиса [5].
Зарождающиеся системы логистического сервиса можно оха-рактеризовать набором самых необходимых услуг, значительными темпа-ми роста охвата рынка, высокой экономической активностью, наличием инновационных проектов. Планомерно развивающиеся системы логисти-ческого сервиса отличаются стабильными показателями работы, четкой стратегией развития, достаточно широким спектром предоставляемых услуг, длительными долгосрочными связями с клиентами.
По стадии развития следует выделять зарождающиеся, планомерно развивающиеся, спонтанно развивающиеся, зрелые и вырождающиеся си-стемы логистического сервиса [5].
Зарождающиеся системы логистического сервиса можно охаракте-ризовать набором самых необходимых услуг, значительными темпами ро-ста охвата рынка, высокой экономической активностью, наличием иннова-ционных проектов. Планомерно развивающиеся системы логистического сервиса отличаются стабильными показателями работы, четкой стратегией развития, достаточно широким спектром предоставляемых услуг, дли-тельными долгосрочными связями с клиентами.
Диспропорция в составе услуг, ориентация на самых значительных клиентов, при этом запросы мелких клиентов не удовлетворяются. Работа таких систем может отличаться нестабильностью, а при наличии суще-ственных угроз может быть свернута.
1.3 Стандарты обслуживания потребителей
Если говорить кратко, то это сфера деятельности, связанная с по-ставками, снабжением, контролем и организацией транспортировки гру-зов, при этом все базируется на правовых нормах и экономических зако-нах существования рынка. Дисциплина включает множество процессов, связанных с осуществлением перевозок – управление, планирование, ми-нимизация трат, соблюдение сроков, увеличение прибыльности и пр. При-менение последних значительно повышает рентабельность бизнеса. Если товар доставлен заказчику своевременно, с минимальным потреблением временных и финансовых ресурсов, то можно смело говорить, что главная логистическая цель достигнута.
Данная сфера услуг появилась тогда, когда производители сообра-зили, что неправильно организованные транспортные мероприятия могут оказывать негативное влияние на общую доходность всего предприятия. Именно поэтому был разработан и стандартизирован огромный набор операций, направленных на реализацию существующих потребностей кли-ентских организаций, который подразумевает следующее:
Ответственное хранение.
Перемещение (перевозка).
Приобретение.
Планирование.
Доставка.
Обработка.
Оптимизация транспортировки.
Сопровождение в органах государственного контроля.
Оформление документации.
Сертификация и пр.
Главная задача логистической компании (аутсорсинговой фирмы) – это обеспечить рациональный и эффективный процесс передвижения мате-риальных ценностей от места производства к конечному клиенту. Специа-лизированный перевозчик способен не только снизить себестоимость от-правки продукции, но и значительно сэкономить время.
Если говорить кратко, то это профильный специалист, который от-вечает за глубокий анализ и оптимизацию перемещения, снабжения, скла-дирования, распределения и доставку готовых продуктов конечному по-требителю. Профессионал в этой области организовывает и координирует все процедуры, связанные с транспортировкой: он разрабатывает опти-мальные маршруты, гарантирует бесперебойное получение груза заказчи-ком независимо от возникших форс-мажорных обстоятельств.
Чтобы войти в профессию, помимо специфических знаний, человек обязан уметь быстро и самостоятельно принимать решения, быть ответ-ственным, коммуникабельным, обладать аналитическим складом ума и мыслить творчески. Специалист должен хорошо владеть математикой, юриспруденцией, основами экономики. Постоянное стремление к самосо-вершенствованию, изучение новых технологий — только так можно стать успешным логистом.
2. Анализ системы логистического сервиса
2.1 Классификация логистического сервиса
В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден организовать свою деятельность с уче-том покупательского спроса, который не ограни-чивается только спросом на товар. Покупательдиктует свои условия в сфе-ре состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставкии экс-плуатации этого товара.В настоящее время нет единого определения, рас-крывающего сущность понятия логисти-ческого сервиса. Так, например, существуют следующие взгляды на понимание сущностилогистического сервиса:— логистический сервис — процесс предоставления логистических услуг при выполнениисоответствующих операций (функций) внутренним или внешним потребителем [1];— логистический сервис — совокупность нематериальных логистических операций, обес-печивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управленияматериальны-ми и информационными потоками, наиболее оптимальным способом [2];— логистический сервис — это управление совокупностью логистических услуг, обеспечи-вающих бесперебойное движение логистических потоков (материальных, информационных,финансовых и др.) и повышающих уро-вень потребительской удовлетворенности посредствомоптимизации за-трат;— логистический сервис — комплекс услуг, оказываемых производи-телем или стороннейфирмой в процессе доставки ресурсов потребителю [3].В результате их анализа можно выделить два характерных для всех определений аспекта.Первый состоит в том, что логистический сервис непременно связан с управлением цепьюпоставок продукции. Второй со-стоит в том, что само управление поставками осуществляетсяпо принципу оптимизации совокупности логистических затрат. Следовательно, логисти-че-ский сервис представляет собой управление цепью поставок товарной продукции по кри-терию минимума совокупных логистических издержек, связанных с обеспечением требуе-мого уровня ее продвижения на рынки сбыта, а также предпродажного и послепродажногообслуживания. При этом предполагаются услуги не только производственного назначения,но и информационного и финансово- кредитного обслужива-ния.Проанализировав мнения различных авторов, можно сделать вывод, что логистическийсервис представляет собой определенную совокупность услуг, оказываемых в процессе не-посредственной поставки товаров по-требителям, который является завершающим этапомпродвижения матери-ального потока по логистическим цепям.
2.2 Качество логистического сервиса
Несмотря на важность логистического сервиса для реализации кор-поративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов, такими как его неося-заемость, единовременность потребления, невозможность тестирования перед покупкой и т. д. [61].
Отвечая на вопрос, как фирма может эффективно измерить те аспекты по-требительского сервиса, которые имеют значение для покупателей, В. И. Сергеев предлагает два способа измерения качества сервиса, где первый способ- это моделирование выполнения услуги или комплекса услуг. Он основан на анкетном опросе, предназначенном для определения процента выполнения фирмой конкретных целей и задач в логистике. Опрос может быть выборочным. Иногда открытка с обратным адресом прилагается к каждому товару — покупатель может ее заполнить и отправить по почте.
Другой способ оценки работы компании состоит в проверке доку-ментов, которые оформляют для исправления ошибок, сделанных при от-грузке и выписке счетов. Сравнение их с объемом правильно (безошибоч-но) проведенных операций дает оценку относительной точности выполне-ния работы. Однако эта система не является достаточно совершенной, по-тому что покупатели, получившие товары на сумму, превышающую упла-ченную ими, могут не сообщить об этой ошибке грузоотправителю. То же самое может произойти в том случае, если полученные товары не соответ-ствуют заказанным, но имеют аналогичную стоимость или предназначение [62].
3. Совершенствование логистической сервисной системы
3.1 Основные направления совершенствования логистического серви-са
Для разработки рекомендаций по управлению запасами на пред-приятии ООО «Spar» необходимо провести совместный АВС- и XYZ-анализ. Расчеты по ABC- анализу представлены в таблице 2.4 [4].
Для представления четкой картины спроса на каждую товарную группу проведем XYZ-анализ. С его помощью можно выявить наиболее популярные группы товаров, которые по каким-либо причинам не востре-бованы постоянно. Результаты XYZ-анализа позволят оптимизировать складские запасы на предприятии ООО «Spar».
XYZ- анализ предполагает деление товаров на 3 группы:
1. Группа Х. Товары, спрос на которые стабилен. Коэффициент вариации таких товаров составляет до 10%.
2. Группа Y. Товары, колебания спрос на которые слегка колеб-лется. Коэффициент вариации таких товаров составляет от 10% до 25%.
3. Группа Z. Товары, спрос на который спрогнозировать практи-чески невозможно. Коэффициент вариации таких товаров составляет более 25% [21].
Анализ будем проводить за 2020 год с разбивкой по кварталам, по следующему алгоритму:
1. Вычисляем среднее значение продаж за 4 квартала.
2. Узнаем значение подкоренного выражения.
3. Рассчитываем коэффициент вариации [33].
Критерием для проведения анализа выбрана сумма запасов по то-варным группам за 2020 год.
3.2 Оценка и повышение качества логистического сервиса
Компания ООО «Spar» ставит на последующие годы первоочеред-ную цель - увеличение плана продаж в городе Челябинске и Челябинской области.
Поэтому предлагаю, как главную меру в росте и автоматизации складских логистических процессов, внедрить на складской комплекс WMS-систему. WMS- система (Warehouse Management System) - информа-ционная система, которая обеспечивает автоматизацию управления склад-скими логистическими бизнес- процессами.
Обозначим цели внедрения WMS-системы:
1. Эффективное управление складом.
2. Увеличение скорости отбора товара.
3. Получение точной и актуальной информации о месте нахожде-ния товара на складе.
4. Эффективное управление товаром с ограниченным сроком год-ности.
5. Увеличение эффективности и развития процессов по обработке товара на складском комплексе.
6. Оптимизация использования складской площади.
Внедрение данной системы на складе распределительного центра ООО «Spar» поможет увеличить контроль за остатками и построить новый уровень контроля за процессами - обеспечит эффективное управление складом.
В результате правильного внедрения WMS можно увеличить про-пускную способность складского комплекса, получить экономию про-странства, эффективно использовать имеющееся оборудование.
Для полноценной реализации такой системы необходимо соответ-ствующее аппаратное обеспечение: стационарные персональные компью-теры, компьютерные терминалы на погрузчиках, ручные терминалы, сканнеры для считывания штрих-кодов, принтеры для печати этикеток.
Заключение
Современная логистика – уникальная область экономики и челове-ческой деятельности. Новые эффективные черты логистика обрела в связи с тем, что традиционные сферы ее применения сливаются воедино, образо-вывая интегрированную логистику. Логистическая деятельность простира-ется от возникновения потребности в товаре или услуге до ее удовлетворе-ния. Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доста-вить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издерж-ками. Логистичекий сервис является неотъемлемой частью логистики, и очень важен для продвижения товара на рынке.
Под логистическим сервисом понимается совокупность нематери-альных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовле-творение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения за-трат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет со-бой управление потоками услуг. Осуществляется логистический сервис ли-бо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующей-ся в области логистического обслуживания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аникин, Б.А. Логистика [Текст] : учебник. - М.: Инфра-М, 2019. - 368 с.
2. Дрожжин, А.И. Логистика [Текст] : учеб. Курс (учебно-методический комплекс). -М.: Маркетинг, 2018. - 256 с.
3. Скоробогатова, Т.Н. Логистика [Текст]:учеб.пособие - Симферополь: ДиАйПи, 2019. 116 с.
4. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст] : учебник для высших и средних специальных учебных заведений /. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 484 с.
5. Шеховцов, Р.В. Сервисная логистика [Текст]. - Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ,2019. - 240 с.
6. Лебедев Ю.Г. Логистика: Теория гармонизированных цепей поставок.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 448 с.: ил.
7. Саркисов С.В. Управление логистикой. - М.: Издательство «Дело», 2018. - 368 с.
8. Семенов Вячеслав Михайлович, Васильева Ольга Евгеньевна К вопросу функционирования систем сервисного сопровождения промышленной продукции // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. №9 (268). URL: http://cyberlenrnka.ru/artide/n/k- voprosu-funktsionirovamya-sistem- servisnogo-soprovozhdeniya- promyshlennoy-produktsii
9. Управление цепями поставок: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной /Авторы: Б.А. Аникин, Т.А. Родкина, Волочиенко В.М. Заичкин Н.И., Межквов А.Д., Федоров Л.С., Вайн В.М., Воронов В.И, Водянова В.В., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Кравченко М.В., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Филиппов Е.Е., Пузанова И. А., Учирова М.Ю., И.Л. Рудая. - Москва: Проспект, 2018. - 216 с.