Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях рыночных отношений успешными могут быть люди деловые, предприимчивые, профессионально компетентные, умеющие принимать решение, способные быстро адаптироваться к новым условиям. Необходимость создания условий для самореализации каждого человека; обеспечения свободы выбора получения образования согласно потребностям и склонностям человека; свободного развития способностей каждого гражданина, включая предоставление права выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, форм получения образования прописаны и в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» (ст.3. п. 7).
Таким образом, актуальность обозначенной проблемы связана с тем, что личностный потенциал, основанный на создании благоприятных условий для развития потребностей в самореализации, требует новых научно-методических и практических разработок. Потребность утвердить себя, добиться всеобщего признания в окружающей среде считается фундаментальной человеческой принадлежностью. Удовлетворение такой потребности является необходимым условием и следствием нормального развития. В ходе самореализации формируется положительный «Я» образ, появляется чувство собственного достоинства - внутренней мотивации нравственного самоутверждения.
. Проблемы самореализации личности в различных аспектах психолого-педагогической деятельности отражены в исследованиях: Б.Г. Ананьева, В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Г.П. Ивановой, В.А. Мудрика, Л.В. Мардахаева, Р.В. Овчаровой, В.С. Торохтий, В.Д. Шадрикова. Особое внимание Б.Г. Ананьев обращал на внутренний мир человека и степень напряженности его деятельности, являющиеся, по мнению ученого, показателями богатства индивидуальности.
Проблема «само» - самоопределение, самопознание, самовыражение, самооценка, самореализация человека (как особой системы, которой присущи, рядом со свойствами саморазвития любой системы, свои, специфические, принадлежащие только ей как системе человеческой и связанные с ее реальной самостью свойства) требует специального анализа и понимания этого феномена в его дифференцированном и интегральном осмыслении (не только на индивидуумном уровне в процессе онтогенеза, но и как явление филогенеза и культурно-исторического развития) и в соответствии с реалиями современного социального положения, с учетом изменения исторической среды.
Подчас человек не властен во внезапных, непредвиденных перемещениях своего внутреннего мира, в особенности глубинных установок, к которым относятся и смысло-жизненные предписания. Его убеждения, представления, вкусы, действия не являются полным результатом самостоятельной «выделки» в соответствии с конкретной, сознательно избираемой моделью, они сформировались и укрепились в процессе длительного предшествующего жизненного опыта, уже до определенного возраста, в котором личность, собственно, обычно и начинает творить свой жизненный путь и его смысл целенаправленно и сознательно.
По мнению другого известного ученого С.Л. Рубинштейна, развивающаяся личность свой «жизненный путь» выстраивает, отстаивая уникальную индивидуальность, осмысленно утверждает личностную позицию в социальной среде, вступает в различные межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций личность может осуществить на креативном уровне, проявляя неповторимость, оригинальность, универсальность и индивидуальность. Такое определение самореализации, отмечает ученый, сближает парадигму деятельностного подхода и гуманистическую ортодоксальную психологию.
Проблема самореализации личности может быть отнесена к числу самых сложных психологических проблем Будучи проблемой междисциплинарной, она со значительными трудностями объективируется как психологическая проблема.
Среди критериев развития одаренности обучающихся А. И. Грабовский выделяет следующие: основная степень сформированности одаренности; основные формы проявления одаренности; вид деятельности одаренных учащихся и обеспечивающие ее сферы психики; широта проявлений одаренности Б разнообразных видах деятельности.
Предметом нашего исследования определяем интегративную концепцию одаренности как функцию физиологическую, психическую, социальную и педагогическую.
Среди задач нашего исследования, выделим целостность одарённости, стратегически ориентированную на развитие одаренности и выявление ее в практической деятельности. Одаренность рассматривается как система, характеризующаяся динамикой и целостностью, соотносится Б определенной степени с качественными характеристиками интеллекта, определяется антропологическими ценностями, которые формируют потребности, Б том числе специфические потребности одаренного человека.
Глава 1.Понятие и объективность самореализации личности
Идея самореализации выступает стержневой во многих современных концепциях. Психологи, педагоги, философы, социологи потребность в самореализации рассматривают как главный показатель их личностной зрелости и одновременно как необходимое условие ее достижения. Исходя из этого, на основе научно-педагогического анализа, автор попытался обобщить различные подходы (философский, психологический, педагогический) к проблеме формирования способности к самореализации как важной личностной характеристики современного специалиста.
В философии сложилась некоторая совокупность принципов и взглядов на способность человека к самореализации как на личностно-ценностную деятельность, направленную на раскрытие сущности человека, его внутреннего мира, поиск им смысла жизни, способностей и возможностей, выполнение высшего предназначения. Достаточно обратиться к работам известных российских (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьев и др.) и зарубежных (Г. Олпорт, С.Л. Франк, В. Франкл, Э. Фромм и др.) философов, суть самореализации, которые связывают с поиском смысла жизни, своего главного предназначения, вследствие чего каждый рано или поздно задумывается над тем, кто он и что ему подобает совершить в этом мире. Эти философские позиции не потеряли свою актуальность и сегодня.
Мы освободимся от внешнего бремени лишь тогда, писал Н.А. Бердяев, когда освободимся от внутренней неволи, т. е. возьмем на себя ответственность и перестанем во всем обвинять внешние силы. Ни один человек не может считать себя завершенной личностью. Личность не завершена, она должна себя реализовать, пока в состоянии, это колоссальная задача, поставленная перед человеком, требующая осуществить подобие