Фрагмент для ознакомления
2
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с содержательной стороной, просодическая сторона речи имеет большое значение для восприятия ее слушателем.
Интонация-основной компонент просодии. В современной логопедии интонация описывается как сложный комплекс просодических элементов, включающий темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (цвет человеческого голоса), тон речи (степень высоты тона), мелодику (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение) – все это человек использует в своей речи на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также эмоций и выражений. Эти компоненты интонации, взаимодействуя друг с другом, выполняют в речи различные функции. Наиболее важными функциями являются: коммуникативная, семантическая и эмоционально-экспрессивная [8].
Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды вибрации голосовых связок, от степени мышечного напряжения органов речи, от различной скорости изменения артикуляции, от эмоционального тона [9].
При дизартрии речь невнятна, что возникает в результате нарушений артикуляции, голосообразования и нарушения речевого дыхания. В дополнение к этому страдает просодика (пауза, темп, речевое дыхание, интонация, тембр, мелодия, высота тона, модуляция, сила голоса, дикция, логическое напряжение, ритм и полет голоса).
Просодика - это совокупность ритмических и интонационных свойств речи. С помощью просодических компонентов определяются разборчивость и выразительность речи, ее эмоциональная окраска в процессе общения.
Известно, что не существует единого метода коррекции дизартрии, который был бы направлен на развитие просодической стороны речи. Стертая дизартрия-это патология речи, которая проявляется в нарушениях просодического и фонетического компонентов речевой системы и возникает в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).
Интонация-это чередование повышения и понижения голоса. Это помогает говорящему выразить внутренние чувства, личное отношение к предмету речи [25; 30].
Проблема несформированной интонационной выразительности речи выявляется в процессе глубокого и детального обследования детей, без специальной коррекции со временем это приводит к вторичным и третичным последствиям (стойким типологическим функционально значимым просодико-интонационным ошибкам). Эти ошибки включают в себя:
1) нарушение буквы (ошибки в дифференциации речевых единиц на уровне предложения, неправильно выбранный знак препинания в конце предложения, отсутствие заглавной буквы в начале предложения);
2) расстройство чтения (дети плохо овладевают техникой чтения, им труднее понять текст, выделить основную мысль, разбить предложения на смысловые сегменты, точно ответить на вопрос учителя);
3) нарушение овладения математикой (дети не понимают условий задания, возникают трудности в понимании вопроса);
4) сложности овладения навыками межличностного общения;
5) трудности в овладении нормами социального поведения;
6) трудности в формировании эмоционально-волевых процессов (нарушается развитие личности ребенка);
7) нарушения коммуникативной деятельности, так как нарушаются функции интонации: фонетическая, синтаксическая, семантическая и эмоционально-экспрессивная.
Таким образом, в устной речи люди без интонации не смогут правильно формировать слова и словосочетания в предложении, придавать эмоционально-выразительные оттенки звучащей речи, а также правильно разъяснять коммуникативный смысл своего высказывания.
1.2 Формирование мелодико-интонационной стороны речи в
онтогенезе
Рассматривая вопрос об онтогенетическом формировании мелодико-интонационной стороны у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, очень важно проанализировать развитие интонации у детей в норме. Одним из их наиболее ожидаемых вопросов является вопрос о времени формирования и становления просодической стороны речи у ребенка.
Анализируя литературные данные об онтогенетическом развитии речи, можно сделать вывод, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, по сравнению с формированием их устной речи. При рождении каждый ребенок издает крик. Первый крик также является интонационно значимым компонентом в его коммуникативном содержании, которое только биологически детерминировано в момент его рождения. Это свидетельствует об успешном начале дыхательной активности в организме ребенка. В будущем детский плач может измениться по темпу, высоте и силе. Она приобретает коммуникативный характер и долгое время является единственным фактором общения ребенка.
Е. И. Исенина изучала детей и выявляла новообразования, которые ребенок осваивает в определенном возрасте [17]
1) через 4-6 месяцев-интонация;
2) через 6-12 месяцев – ритм;
3) после года – звуковой состав слова.
Во время ходьбы (2-3 месяца) и лепета (3-9 месяцев) образуется все больше и больше определенных гласных и согласных, которые произносятся на мягком приступе голоса. Голос играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка. Всю свою выразительность, общение со взрослыми, родственниками, сверстниками дети реализуют через голос [9; 13].
Большой интерес представляют результаты исследования интонации
В. А. Артемова. Он говорит, что интонация проявляется в возрасте 1 г. 4-6 месяцев. и в течение полугода остается основой детского общения [3]. Интонационные перечисления у детей с самого начала выражаются без союзов, союзы появляются позже, через два года и три месяца. Фразовое ударение усваивается с 11 месяцев года, когда предложения начинают включать в свой состав несколько слов.
Исследования, описанные в литературе, показали, что в период от 3-6 месяцев до двух лет речь ребенка не обогащается новыми интонационными идеями, за исключением просьб и вопросов. В возрасте 4-5 лет интонации, которые дети используют в своей речи, в основном соответствуют тем интонациям, которые используют взрослые в своей речи.
Однако существуют и другие противоположные мнения об уровне сформированности детской речи. Ф. А. Сохин отмечает, что дети чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Авторы видят причину ускоренного темпа речи у дошкольников в способности подражать речи других, что характерно для этого возраста. Наряду с этим они отмечают повышенную эмоциональность и легкую возбудимость [27]. О. С. Ушакова отмечает, что у детей на этом возрастном этапе еще недостаточно развита способность передавать в рассказе все эмоциональное отношение к предметам или явлениям [28]. Алмазова отмечает, что у многих детей 5-6 лет тихий и монотонный голос, быстрая, нечеткая, нечеткая речь. Подвижность их артикуляционных органов ограничена, что является причиной неправильного произношения звуков речи. У детей нет речевого дыхания, они говорят сквозь зубы.
Хотя у исследователей существуют разные мнения о сроках и этапах формирования основных компонентов интонации, анализ литературы по этому вопросу привел к выводу, что к младшему школьному возрасту интонационная система речи у детей с нормальным речевым развитием в целом характеризуется формированием, а использование различных интонационных конструкций русского языка в речи приближается к эталонным моделям взрослых.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что у детей младшего школьного возраста наблюдаются следующие закономерности развития просодической стороны речи:
1) ребенок постепенно усваивает ритмическую структуру слова;
2) в дошкольном возрасте ребенок плохо контролирует свой голос, с трудом меняет его громкость, высоту;
3) темп речи сначала медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью;
5) в этом возрасте дети искажают слоговой состав слова.
1.3 Роль музыкального театра в развитии мелодико-интонационной стороны речи детей с ОНР
Рассмотрим роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего школьного возраста. Ведь развитие речи — это один из главных аспектов, на которые мы делаем упор при проведении занятий в детском саду с младшими школьниками. Как правило, чаще всего развитие речи осуществляется посредством игровой деятельности, но музыкально-театрализованная также дает отличные результаты.
Развитие речи детей осуществляется посредством разных видов деятельности, включая музыкально-театрализованную. Этот вид деятельности характеризуется возможностью импровизации, дает возможность оживить звуки, передать образ героя с помощью эмоциональных средств. Музыкальная игра, движение под музыку, пение — все это способствует развитию речи у детей младшего школьного возраста.
Особую роль в данном аспекте играет музыкальный театр. Это увлекательная форма работы с воспитанниками, которая является средством познавательного, эстетического и речевого развития детей. Музыкальный театр можно использовать в работе с детьми с целью решения следующих задач речевого характера:
• увеличивается словарный запас;
• практикуется и совершенствуется диалог и монолог;
• прививается культура речевого общения;
• воспитанник учится выстраивать диалог с воспитателем;
• усваиваются нормы речи;
• развитие умения драматизировать и инсценировать.
Музыкально-театральные инсценировки требуют особых выразительных средств, включая интонацию, мимику, жесты, что позволяет лучшим способом передать образ героя. Помимо пересказа готовых текстов часто дети сочиняют собственные сюжеты, что очень важно для развития их речи. Также театрализованная деятельность предусматривает развитие интонации и выразительного произношения, что позволяет лучшим способом передавать свои эмоции и чувства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 2005.
2. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся // Дефектология. – М., 2000, №6.
3. Артемов, В.А. Психология речевой интонации: лекции к спецкурсу. – М., 1986.
4. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями Монография. – М., 2008.
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007.
6. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороны речи у детей с дизартрией. – М., 1989 г.
7. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии. – М., 1989.
8. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1996.
9. Вахтина, Н.Ю. Интонационная система в речи русских детей 2-4 лет. – СПб, 2001.
10. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. – М., 2006.
11. Гордеева Н.М. Интонационная выразительность речи как средство коммуникации детей с речевой патологией. – Томск, 2011.
12. Ежкова Н.А., Елецкая О.В. Использование спектрального анализа при оценке звукопроизношения у дошкольников с речевой патологией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015.
13. Емельянова, Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией. 2004
14. Жинкин, Н.И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка. 1961.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Преодоление ОНР у детей. М.: Книгомир, 2011.
16. Зубко И.Л., Никитина Е.М. Речевые игры и упражнения // Логопед 2007. №4.
17. Иванова-Лукьянова Т.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.,2000.
18. Копачевская Л.А. Формиование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. – М., 2000
19. Лалаева, Р И., Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб, 2000.
20. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии. // Вектор науки. 2011. №4.
21. Ларина Е.А. Технология исследования уровней сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста в устной и письменной речевой деятельности. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010, № 4.
22. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи: Учебное пособие. – СПб., 2006.
23. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. – СПб., 2000.
24. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева Н.В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. 2011.
25. Михайличенко Л.А. Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением речевой деятельности. 2000.
26. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. – М., 1973.
27. Сохин Ф.А. Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 67-78.
28. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей. – М., 2004.
29. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей в с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2005.
30. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи, 2-е изд. – М., 2009.