Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У младших школьников имеются значительные резервы в развитии, так как в этот возрастной период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Наступает морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, является условиями для реализации целенаправленной произвольной деятельности планирования и выполнения программ действий.
С поступлением ребенка в школу изменяется и его социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития, которое происходит в младшем школьном возрасте, и изменение ведущего типа деятельности, по мнению Л. С. Выготского, открывает возможности становления новых взаимоотношений между ребенком и коллективом класса, между ребенком и взрослым, его обучающим. Вместе с тем школа у младшего школьника вызывает очень много новых видов переживаний, которые не были свойственны ему в дошкольном возрасте. Это, в частности, переживания, сопряженные с пребыванием в классе, необходимостью общения с ровесниками, учителем, оценка которого, похвала или замечание являются очень значимыми для ученика.
По мнению Д. Б. Эльконина, ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст – представляет собой период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Все, что связано с игрой, для школьника становится менее значимым, чем то, что связано с учебной деятельностью. Учебная деятельность становится ведущим видом деятельности.
На основе учебной деятельности развиваются основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, развитие внутреннего плана действий, рефлексия, мотив достижения успеха. Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов. Общими характеристиками психических процессов должны стать произвольность, производительность и устойчивость.
Кроме того, начинает активно развиваться механическая память. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память. Младшие школьники овладевают логическими приемами запоминания. Память развивается в направлении усиления сознательного управления и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти. В связи с этим вопрос исследования памяти младшего школьника является актуальным.
Объект исследования – память как психический процесс.
Предмет исследования – память младшего школьника.
Цель исследования – исследовать уровень сформированности памяти у младших школьников.
Гипотеза-у детей младшего школьного возраста сформирована
кратковременная и содержательная память, причем, чем старше младшие школьники,
тем уровень сформированности этих видов памяти выше.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию память и ее классификации.
2. Охарактеризовать виды памяти.
3. Провести диагностику развития памяти младших школьников.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию развития памяти младших школьников
1. Теоретические основы развития памяти у младших школьников
1.1 Память как психический процесс
Память – это способность мозга, с помощью которой данные или информация кодируются, хранятся и извлекаются при необходимости. Это сохранение информации с течением времени с целью влияния на будущие действия. Если бы прошлые события не могли быть воспроизведены, было бы невозможно развивать язык, отношения или личную идентичность. Потеря памяти обычно описывается как забывчивость или амнезия.
Память является основой психической деятельности ребенка и одним из ценных свойств человеческой жизни. В психологической науке она считается одним из ведущих познавательных психических процессов, поскольку память является главной основой всякого познания 16, с. 67.
Память находится в основе способностей ребенка, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Как указывал
Л. С. Выготский, без нее невозможна полноценная жизнедеятельность личности. Благодаря памяти ребенок может достичь достаточно много, его можно определить, как способность к приобретению, хранению и воспроизведению жизненного опыта [3, с. 56].
Основоположником научного психологического изучения памяти как психологического процесса считается Г. Эббингауз, который впервые экспериментально пытался ее исследовать, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей исследовательской работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Без представлений памяти невозможна умственная деятельность и вообще способность нормально жить. Человек, лишенный памяти, по мнению И. М. Сеченова, постоянно находился бы в положении новорожденного [12, c. 275].
Активизация интереса к определению памяти связана с необходимостью решения многих актуальных теоретических вопросов общей организации познавательных процессов, а также практических задач оптимизации обучения, организации эффективной работы человека в различных видах деятельности [13, с. 76].
Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, сохранения и последующего извлечения информации. В памяти задействованы три основных процесса: кодирование, хранение и извлечение.
Человеческая память включает в себя способность как сохранять, так и восстанавливать информацию, которую мы узнали или пережили. Однако, как мы все знаем, это не безупречный процесс. Иногда мы забываем или неправильно запоминаем вещи. Иногда вещи не кодируются должным образом в памяти в первую очередь.
Проблемы с памятью могут варьироваться от незначительных неприятностей, таких как забывание, где вы оставили ключи от машины, до серьезных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, которые влияют на качество жизни и способность функционировать 6, с. 31.
Изучение человеческой памяти было предметом науки и философии на протяжении тысячелетий и стало одной из основных тем, представляющих интерес в когнитивной психологии 4, с. 120.
Чтобы сформировать новые воспоминания, информация должна быть изменена в пригодную для использования форму, что происходит с помощью процесса, известного как кодирование. После того, как информация была успешно закодирована, она должна быть сохранена в памяти для последующего использования.
Большая часть этой хранимой памяти большую часть времени находится вне сознания, за исключением тех случаев, когда действительно нужно ее использовать. Процесс извлечения позволяет человеку привести сохраненные воспоминания в сознательное осознание.
Некоторые воспоминания очень кратки, длятся всего несколько секунд, и позволяют воспринимать сенсорную информацию об окружающем мире. Кратковременные воспоминания немного длиннее и длятся от 20 до 30 секунд. Эти воспоминания в основном состоят из информации, на которой мы в настоящее время фокусируемся и о которой человек думает.
Наконец, некоторые воспоминания способны длиться гораздо дольше, длящиеся дни, недели, месяцы или даже десятилетия. Большинство этих долговременных воспоминаний лежат за пределами нашего непосредственного осознания, но мы можем привлечь их в сознание, когда они необходимы.
Чтобы использовать информацию, закодированную в памяти, ее сначала нужно извлечь. Существует множество факторов, которые могут повлиять на то, как извлекаются воспоминания, такие как тип используемой информации и присутствующие сигналы извлечения 19, с. 87.
Память часто понимается как система обработки информации с явным и неявным функционированием, состоящая из сенсорного процессора, кратковременной (или рабочей) памяти и долговременной памяти. Это может быть связано с нейронами. Сенсорный процессор позволяет воспринимать информацию из внешнего мира в виде химических и физических стимулов и воздействовать на различные уровни концентрации и намерения. Рабочая память служит в качестве процессора кодирования и извлечения. Информация в виде стимулов кодируется в соответствии с явными или неявными функциями процессором рабочей памяти. Рабочая память также извлекает информацию из ранее сохраненного материала. Наконец, функция долговременной памяти заключается в хранении данных с помощью различных категориальных моделей или систем.
Декларативная память – это сознательное хранение и запоминание данных. Под декларативной памятью понимается семантическая и эпизодическая память. Семантическая память относится к памяти, которая закодирована с определенным значением, в то время как эпизодическая память относится к информации, которая закодирована в пространственной и временной плоскости. Декларативная память обычно является основным
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бех, И. Д. Воспитание личности Текст / И.Д. Бех. - М: Просвещение, 2008. - 838 с.
2. Бех, И. Д. Идентификация в воспитании и развитии личности Текст // И.Д. Бех // Педагогика и психология. – 2013. – №4. – С. 42-49.
3. Выготский, Л.С. Эйдетика. Психология памяти Текст /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. – М., «ЧеРо», 2002. – 256 с.
4. Возрастная и педагогическая психология Текст / Под ред. М.В. Гамезо, МЛ. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Академия, 2009. – 340 с.
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов Текст / Л.А. Григорович - М: Гардарики, 2001. – 280 с
6. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды Текст / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2003.-480 с.
7. Детская психология: Учеб. пособие Текст /Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн: Университетское, 2020. – 399 с.
8. Коломинский, Я. Л. О психологии детей шестилетнего возраста Текст / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
9. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии Текст / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2002. – 253 с.
10. Немов, Р. С. Психология Текст / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 606 с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология Текст / Л.Ф. Обухова– М.: Педагогика, 2006. – 311 с.
13. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология Текст / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
14. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии Текст / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, 2009. – 272 с.
15. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития/ под ред.А.А. Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. -720 с.
17. Рябкова, И.В. Изучение личностных особенностей первоклассников и их социально-психологической адаптации: Методические рекомендации / И.В. Рябкова. – Нижний Новгород, 2016. – 11 с.
18. Ткачук, С.В. Моделирование режимов двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания Текст: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. наук по физическому. исх. и спорта: спец. 24.00.02 / С.В. Ткачук. – Киев, 2011. – 18 с.
19. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст Текст / сост. И.В.Дубровина и др. – М.: Просвещение, 2009. – 198 с.
20. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей шести- семилетнего возраста Текст / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 286 с.