Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, т. к. учение – ведущий вид деятельности школьника, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, труду, активному участию в жизни.
Эта проблема включает в себя социальный и психолого – педагогический аспекты. Первый из них состоит в том, что в период планомерного и всестороннего совершенствования нашего общества происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Это требует от подрастающего поколения самого современного образования, высокого интеллектуального и физического развития.
Перед теоретиками и практиками в настоящее время поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических приёмов и методов в целях повышения активности детей в учебном процессе. Особенно это важно на начальном этапе обучения.
Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию, Учебная деятельность требует от ученика вполне определённых познавательных средств.
Одним из учебных предметов, призванным обеспечить развитие познавательного интереса, является математика, которая развивает гибкость мышления, учит логике.
У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или лёгкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами. Задача учителя – создать условия для повышения общей познавательной активности учащихся начальных классов, формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
Цель курсовой работы – изучить способы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроке математики.
Объект исследования – познавательная деятельность младших школьников на уроке математики.
Предмет исследования – педагогические приемы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности на уроке математики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «познавательный интерес» на основе анализа научно-педагогической литературы;
2. Описать условия развития познавательной деятельности младших школьников на уроке математики;
3. Изучить содержание курса математики в начальной школе;
4. Изучить способы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроке математики.
Вопросам развития познавательного интереса учащихся посвящен целый ряд исследований. Педагоги и психологи при рассмотрении сущности познавательного интереса имеют многочисленные точки зрения. Одни исследователи понимают познавательный интерес как стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф. Н. Гоноболин). Другие авторы рассматривают познавательный интерес, как избирательное отношение личности к окружающему миру, к его объектам и явлениям (Г. И. Щукина). Также ряд исследователей изучают психологическую природу интереса: М. Ф. Беляев, Л. А. Гордон, И. М. Цветков. Другие исследователи рассматривают познавательный интерес как мотив: А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, а некоторые как отношение личности, такие как, В. Н. Мясищев, И. А. Букреева. Ряд ученых изучают познавательный интерес как важное средство обучения, такие как Г. И. Щукина. И. Г. Бабанский.
Методы исследования:
- общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, ее обобщение в виде глав и параграфов работы;
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики
1.1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития у младших школьников
Младший школьный возраст – вершина детства. У детей еще есть такие детские качества, как наивность и легкомысленность. Но они уже постепенно утрачивает детскую непосредственность в поведении, начинают иначе размышлять.
Ведущая деятельность у учеников начальной школы - учебная. Она определяет те изменения, которые происходят в психике у школьников данного возраста. Во время учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые результаты в развитии ребенка.
Младший школьный возраст - это период активного развития и преобразования познавательных процессов, которые становятся более осознанными и произвольными. Ученики учатся управлять такими психологическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением.
Чтобы раскрыть сущность определения «познавательный интерес», обратимся сначала к понятию «интерес».
Понятие «интерес» рассматривается различными авторами и имеет множество трактовок. Н. Ф. Добрынин [8, с. 148], С. Л. Рубинштейн [20, с. 25] и А. Г. Ковалев [13, с. 24] рассматривают интерес с психологической стороны.
Так, С. Л. Рубинштейн [20, с. 25] раскрывает это понятие как проявление умственной и эмоциональной активности. А. Г. Ковалев дает более полное определение и приводит следующую трактовку: «Интерес – нестандартное отношение личности к объекту, вызванное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [13, с. 24].
Г. И. Щукина [24, с. 14] считает, что интерес выступает перед нами как тенденция, потребность человека заниматься определенной областью явлений, которая приносит удовлетворение. Он может выступать мощным побудителем активности личности.
Н. Г. Морозова [15, с. 101] характеризует интерес тремя обязательными моментами. К первому моменту автор относит наличие положительных эмоций по отношению к деятельности, второй момент включает наличие положительной стороны эмоций, третий момент определяется наличием мотива, идущего от выполняемой деятельности, т.е. деятельность должна привлекать и побуждать учеников ей заниматься.
Важнейшей областью интереса является познавательный интерес. Он включает в себя все функции интереса, как психического образования, избирательный характер, наличие интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов.
Познавательный интерес можно рассматривать с различных сторон. Л. С. Рубинштейн [20, с. 26] и М. Ф. Беляев [3, с. 148] связывают его с удовлетворением потребности в знании.
Согласно мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательное отношение личности к окружающему миру, к его объектам и явлениям [24, с. 15].
Л. С. Выготский считал, что познавательный интерес является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка сходится с его ограниченными способностями» [6, с. 46].
Э. В. Маклаева [14, с. 16] в своей статье опирается на понятие Л. С. Выготского и связывает познавательный интерес с побуждением к исследовательской деятельности относительно «значимого» предмета или явления.
Н. Г. Морозова [15, 103] понимает под познавательным интересом эмоционально-познавательное отношение к предмету или действительности, переходящее в направленность личности.
М. С. Якимова [25, с. 122] обращает внимание на то, что познавательный интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Эмоциональная деятельность в младшем школьном возрасте занимает особое место, и автор выделяет эмоциональное отношение к миру как ключевое.
В своей статье М. С. Якимова [25, с. 122] также выделяет стадии развития познавательного интереса, такие как, интерес-переживание, интерес-направленность, интерес-потребность.
Первая стадия – интерес-переживание, меняется при соответствующих условиях в мотивах деятельности. Интерес-направленность способствует тому, чтобы школьник смог самостоятельно осмыслить, оценить объект своего интереса. Третья стадия, интерес-потребность, указывает на изменение интереса в устойчивую личностную характеристику. Проанализировав данные стадии, можно установить направление развития познавательного интереса: от созерцательного отношения к деятельностному участию.
Проанализировав различные трактовки «познавательного интереса», можно вывести главное определение, которое дала Г. И. Щукина. Она охарактеризовала познавательный интерес у младших школьников, как свойство личности, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, которая возникает при включении младших школьников в значимую для них деятельность [25, с. 123].
В развитии познавательного интереса можно выделить несколько уровней – любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Данные уровни определяют степень влияния познавательного интереса на личность.
При анализе психолого-педагогической литературы и практической деятельности выявлены следующие показатели развития познавательного интереса:
- конкретные знания, умения, навыки, их качество и степень обобщенности;
- уровни развития психических процессов: внимания, памяти, воображения;
- уровень формирования мышления младшего школьника (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстракция) [2, с. 45].
Вопрос активизации познавательной деятельности особенно актуален в условиях модернизации современного образования. Познавательные возможности и исследовательские умения являются основными компетенциями в учебной деятельности.
Учащиеся приобретают следующие умения в познавательной деятельности:
- искать – означает умение находить нужную информацию разными способами: узнавать необходимый материал у родителей, одноклассников, друзей; консультироваться с учителями; работать с информационными источниками;
- думать – находить взаимосвязи между прошлым и настоящим, обращаться к своему личному опыту, подвергать сомнению различные высказывания, уметь противостоять трудностям, грамотно выражать свою точку зрения в дискуссиях, а также защищать свое мнение;
- планировать свои действия – в процессе выполнения задания четко представлять намеченную цель, продумывать последовательность действий, осмысливать каждый шаг и уметь рассчитывать собственные силы;
- сотрудничать – взаимодействовать в группах, принимать совместные решения, урегулировать конфликты, адекватно воспринимать критику других, уметь слушать и договариваться со всей группой, принимать свои обязанности;
- приниматься за дело – присоединятся к работе без напоминания других людей, нести ответственность в общем деле, вносить свой вклад в деятельность группы, адекватно оценивать достигнутый результат;
- адаптироваться – означает умение применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, использовать иные подходы при выполнении нестандартных заданий, а также преодолевать трудности, которые возникают при решении данных заданий [9, с. 15]. Теория становится ближе, а деятельность жизненно значимой при наличии познавательного интереса. Развитие познавательного интереса тесно связано с активностью личности. Познавательная активность углубляет познавательный интерес, а познавательный интерес порождает инициативность. Учитывая характер познавательной деятельности субъекта, ученые определяют несколько уровней активности:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян, Е. В. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей: 1 - 5 класс / Е. В. Арутюнян. - М. : ВАКО, 1999. – 198 с.;
2. Баврин, И. И. Занимательные задачи по математике / И. И. Баврин. - М. : Просвещение, 1999. – 126 с.;
3. Беляев, М. Ф. Психология интереса / М. Ф. Беляев. - М. : Просвещение, 2014. - 259 с.;
4. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 1976. – №4. – С. 45-47;
5. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1983. - 172 с.;
6. Выготский, Л.С. Психология развития человек / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005. - 1136 с.;
7. Гебос, А. И. Психология познавательной активности учащихся / А. И. Гебос. - Кишинев, 1975. – 453 с.;
8. Добрынин, Н. Ф. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Н. Ф. Добрынин. - М. : Вопросы психологии, 1993. - 363 с.;
9. Заварина, М. С. Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2015. - №1. - С. 15-17;
10. Иванов, В. Г Развитие и воспитание познавательных интересов у старших школьников / В. Г. Иванов. - Л. : ЛГУ, 1999. - 97 с.;
11. Измайлова, И. Н. Понятие познавательный интерес. Развитие познавательного интереса на уроках физики в школах с углубленным изучением английского языка / И. Н. Измайлова // Образование и наука в России и за рубежом. 2015. - №2. - С.23-26;
12. Ильин, В. С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников / В. Сю Ильин. - Ростов н/Д: Книжное издательство, 2001. - 224 с.;
13. Ковалев, А. Г. Планируемые результаты начального общего образования / А. Г. Ковалев, О. Б. Логинова. - М. : Просвещение, 2014. - 120 с.;
14. Маклаева, Э. В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач / Э. В. Маклаева, Е. К. Дмитриева // Молодой ученый. 2017. - №14. - С.629-633;
15. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М. : Знание, 2016. - 246 с.;
16. Нагибин, Ф. Ф. Пропедевтика языка математических структур и схем в условиях профильного естественнонаучного обучения в школе / Ф. Ф. Нагибин // Инновационные проекты и программы в образовании 2015. - № 1. -С. 53-58;
17. Окунев, А. А. Формирование у подростков интереса к учению через игру / А. А. Окунев. - Минск : 2015. - 542 с.;
18. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М. : Просвещение, 1999. – 342 с.;
19. Ратанова, Т. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников / Т. А. Ратанова // Вопросы психологии 04.04.1989 г. с.82-88;
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2014. - 448 с.;
21. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И. А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. 2016. - №3. - С.185-189;
22. Сафонова, В. Ю. Внеурочная работа по математике в 1- 4 классах как важная форма воспитания интереса учеников к предмету / В. Ю. Сафонова. - М. : МГПИ им. Ленина, 1987. - 19с.;
23. Цветков, И. М. Интерес и динамика его развития у учащихся Э И. М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. - С. 400- 411;
24. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 2006. 382 с.;
25. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. - № 4. - С. 122-124.