Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любовь к Родине, гордость за историю отечества, за культурное наследие страны, любовь к обычаям и традициям нашего народа, воспитание чувства долга перед Родиной – все эти составляющие сливаются в единую картину, картину Патриотизма.
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию данной программы. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед школой возникла необходимость поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для патриотического воспитания. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Начальная школа является особым местом воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну, за свою школу. При воспитании у детей отношения к Родине, как ценности, следует опираться на социальную, физическую и духовную привязанности личности.
Важным периодом для воспитания патриотизма в детях является младший школьный возраст. Это период рассматривается как время воспитания у ребенка морально-этических качеств, которые станут основой патриотических качеств и чувств. В этом возрасте развиваются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Данный возрастной отрезок представляет собой такой период в становлении личности ребенка, когда формируются основы гражданственности. Младшие школьники поддаются большему восприятию и принятию таких качеств, как: любовь к Родине, уважение к своему народу, гордость за свою страну. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов, ведь во многом от школы зависит дальнейшее восприятие ребенком всех составляющих патриотизма.
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических качества. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Большой потенциал в патриотическом воспитании заключён во внеурочной деятельности учеников в начальной школе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности, нацелены на патриотическое воспитание: духовно-нравственное, общекультурное, обще интеллектуальное, социальное.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
между необходимостью патриотического воспитания, что нашло отражение в государственной политике, и недостаточной разработанностью методологических основ и концепции патриотического воспитания в современных условиях;
между необходимостью обращения к национальной и духовной культуре русского народа и утратой связи с национальной культурой значительной части населения;
между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского возраста и низким уровнем подготовленности работников образования и родителей к патриотическому воспитанию.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучение возможностей формирования патриотического воспитания младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие патриотизм в педагогической деятельности;
• Выявить особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
• Рассмотреть особенности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
• Проанализировать методы и методики диагностики патриотизма младших школьников;
• Выявить уровень сформированности патриотизма у младших школьников;
• Предложить модель патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что процесс патриотического воспитания в процессе внеурочной деятельности будет эффективным при соблдении следующих условий:
• обеспечение безопасности;
• при проведении любых мероприятий во внеурочное время необходимо учитывать умственное и психологическое развитие детей.
• во время мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием, необходимо учитывать условие толерантности, недопущение расистских суждений и мотивировок;
• «красочность» изложение информации, с целью во влечения в процесс самих учащихся и привлечение их внимания;
• все виды и формы внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение определенного результата.
Степень научной разработанности. Проблему патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы как важнейшей государственной задачи освещали Г.В. Здерева, А.В. Зосимовский, B.А. Караковский, А.А. Козлов, Н.Н. Михнев, Н.Д. Никандров, И.Ф. Харламов. 6 Специфика воспитания патриотизма у молодежи раскрыта в исследованиях Е.Г. Демьяновой, А.В. Дудко, Ю.А. Копцевой, Д.Ю. Мордвинцева, В.И. Руденко, Е.В. Чекунова. Поискам новых средств патриотического воспитания посвящены работы И.М. Афанасовой, С.В. Галкина, Т.И. Горной, Е.И. Корнеевой, И.Н. Микулан, Л.И. Ордуханян, Н.П. Орловой, В.Н. Устякина, А.Ю. Рустамова, Н.А. Сысоевой, О.Р. Шеффер. Роль СМИ в патриотическом воспитании личности отражены в исследованиях И.И. Валеева, Г.Х. Валеевой, В.Г. Визер, Д.А. Дадова, А.Р. Еникеевой, Н.А. Сиволобовой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение; опрос).
База исследования: МБОУ СОШ № 65. В исследовании приняли участие 20 младших школьников, ученики 4 класса (11 девочек и 9 мальчиков).
Этапы исследования:
1. Определение уровней патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе.
2. Разработка содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для патриотического воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Понятие патриотизм в педагогической деятельности
Формирование патриотизма у подрастающего поколения была и остается актуальной проблемой российского образования. В формировании патриотизма у подрастающего поколения принимают участие различные общественные организации, учреждения дошкольного образования, семьи и школа.
В советское время воспитанием чувства патриотизма у подрастающего поколения занимались на уровне государства и общества.
В 90 – е годы XX века и в начале XXI века данная проблема стала одной из сложных проблем российского общества в связи с политическим, экономическим и общественным кризисом государства. Были приняты ряд государственных программ патриотического воспитания граждан России, которые стали приниматься и реализовываться.
Рассмотрим сущность понятия «патриотизм».
В педагогических исследованиях последних лет патриотизм рассматривают как «социально-политический принцип, который выражает нравственные категории личности, проявляющиеся в чувстве любви к Родине, заботится об интересах государства и общества и защитить от ее врагов» .
В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы .
Более чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч.Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст] / Г. А. Авеносова. – М. : Аспект пресс, 2006. – 236 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. - М., Айрис-пресс, 2002. - 216 с.
3. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России [Текст] / С. Адаменко // Народное образование. – 2015. – № 4. – С. 23.
4. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – М.: АРКТИ, 2003
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Владос, 2009. - 348 с.
6. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003. - 664 с.
7. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. №10.
8. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 349-352.
9. Беккер В.А. Эффективные формы патриотического воспитания в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/effiektivnyie-formy-patriotichieskogho-vospitaniia-vnachal-noi-shkolie.htm
10. Беляев, А. В. Опыт организации гражданско-патриотического воспитания детей [Текст] / А В. Беляев, Н. А. Сиволобова // «Общество. Культура. Наука. Образование». – 2014. – №1. – С. 43-45.
11. Беспятова Н.К. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. М., 2011. - 377 с.
12. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков [Текст] / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2006. –192 с.
13. Бобрик, Н. Д. Патриотизм: знак вопроса [Текст] / Н. Д. Бобрик // Шк. Библиотека. – 2013. –№2. – С. 40-44.
14. Богданова, И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы [Текст] / И. А. Богданова, М. А. Давыдова. – М. : «Вако». 2015. – 210 с.
15. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 76-80.
16. Большой психологический словарь [Текст] / Б. И. Мещеряков, В. В. Зинченко. – М. : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
17. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. 2010. - 354 с.
18. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. 2010. - 354 с.
19. Бубекина Н.В. Детская библиотека – цент патриотического воспитания / Н.В. Бубекина // Народное образование. 2010. - 134 с.
20. Быков, А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны [Текст] / А. К. Быков // Воспитание школьников. – 2010. – №3. – С. 17-19.
21. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской 63 Федерации: на стыке двух государственных программ [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. – 2011. – №1. – С. 14-24.
22. Быков, А. К. Формирование патриотического сознания молодежи [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 10-21.
23. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. - 281 с.
24. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 282 с.
25. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990.
26. Гаязов А.С., Болотина Л.Р. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография / А.С. Гаязов, Л.Р. Болотина. - Челябинск: Факел, 2005. - 238 с.
27. Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Глазунова. - Липецк, 2002.
28. Даль, В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. Т. 3 – М., 1990
29. Датский, В.А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2006
30. Захарчук, А. Ценности молодежи [Текст] / А. Захарчук // Специалист. – 2013. – №2. – С. 30-32.
31. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]: Серия: Мастера психологии / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
32. Имашева Е.Г., Богачкина Н.А., Скворцова С.Н. Педагогика и психология. Издательство: Омега-Л, 2011. – 240 с.
33. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию [Электронный ресурс]: Дис… докт. пед. наук 13.00.08. / Н.В. Ипполитова. – Челябинск, 2000
34. Исаева, М. К. Идейно-теоретические и методические основы воспитания патриотизма средствами литературы и искусства [Текст] / М. К. Исаева, Л. Е. Никитина, Л. У. Звонарева // Воспитание школьников. – 2014. – №2. – С. 57-59.
35. Казарин, В.В., Анучина, Е.А., Дубовицкая, Ю.В. Гражданское и патриотическое воспитание школьников [Текст]: справочник классного руководителя/ В.В. Казарин, Е.А. Анучина, Ю.В. Дубовицкая. – М.: АРКТИ, 2007. – 60 с.
36. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. - 49 с.
37. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. - 49 с.
38. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие [Текст] / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айриспресс. 2005. – 63 с.
39. Классному руководителю. Учеб. - метод. Пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2008. - 432 с.
40. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика, 1998. - 152 с.
41. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч, 2003. - 218 с.
42. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 2005. - 656 с.
43. Кон И.С. Какими они себя видят? Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. - М.: Педагогика, 2008. - 256 с.
44. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2013 г. - Интернет-ресурс - Режим доступа - https://minobr.government-nnov.ru/
45. Котруца, Л. И. Формирование патриотического сознания в школьной системе воспитания [Текст] / Л. И. Котруца. Майкоп : Пед. университет, 2009. – 208 с.
46. Краткий словарь по философии / под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 2012. - 431 с.
47. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В.И. Лесняк // Педагогика, 2010. - 114 с.
48. Лесняк, В.И. Структура и сущность патриотизма и патриотического воспитания в новых социально-экономических условиях // Современное российское студенчество: историческая память о Великой отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / Под общей ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2011. С. 300–305
49. Литвиненко, В.В. Патриотическое воспитание подростков в условиях поликультурной среды [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.В. Литвиненко. – Карачаевск, 2006
50. Луговинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков [Текст] / В. И. Луговинов. – М. : Изд-во РАГС, 2011. – 172 с.
51. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. Москва: Academia АПК и ПРО, 2001
52. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС, 2010
53. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Научный диалог. – 2017. – №1. – С. 280–291
54. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Научный диалог. – 2017. – №1. – С. 280–291.
55. Матушкин, С. Е. Народность в воспитании гражданственности [Текст] / С. Е. Матушкин. – Челябинск : Центр РАО, 2003. – 61 с.
56. Мижериков В.А., Крившенко Л.П. и др. Педагогика. Издательство: Проспект, 2015. - 314 с.
57. Михайлюкова, А. В. Роль государства в гражданско-патриотическом воспитании в Российской Федерации. Гражданственность и патриотизм в России [Текст] / А. В. Михайлюкова, Е. С. Саенко, Л. Н. Величко. –Ставрополь : Графа, 2012. – 153 с.
58. Мордвинцев, Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Мордвинцев. - Челябинск, 2003. – с. 43
59. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий [Текст] / Н. Д. Никандров. – М. : Гелиос АРВ, 2000. – 229 с.
60. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 808 с.
61. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901867597
62. Розова И.П. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/529581
63. Словарь философских терминов [Текст] / гл. ред. В.Г. Кузнецов. – М.: Инфра – М, 2007
64. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. Т. 2 [Текст] / К.Д. Ушинский. – М. : Смысл, 2012
65. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html
66. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru