Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования связана с тем, что гендерный вопрос в целом, в последнее время, принял наиболее острый характер: «Можно ли воспитывать детей разного пола одинаково?», «Разница в воспитании мальчиков и девочек», «Гендерные стереотипы», «Гендерное равенство полов».
Термин «гендер» появился благодаря западным феминистическим исследованиям. Часто понятие «гендер» мы употребляем как синоним слову «пол». Однако, в научном, медицинском, юридическом, политическом и в религиозном дискурсе противоречивое использование этих понятий в может привести к недопониманию. Понятие «пол» относится к анатомической структуре, понятие «гендер» относится к навязанному или принятому социальному и психологическому состоянию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические основы гендерного воспитания
Суть гендерного воспитания сводится к формированию опыта между полами взаимодействия на эгалитарных принципах, смягчения гендерных стереотипов, недопустимости противопоставление по половому признаку в семье, школе или любых других общественных институтах, создание равных возможностей и условий для развития, самосовершенствования и самореализации каждой личности [7, с.82]. Согласно этому ученые выдвигали различные подходы, которые базируются на различных направлениях исследования от подходов к терминологии к подходам внедрение, использование и реализации гендерного воспитания.
Задачами гендерного воспитания являются: реализация гендерного подхода во всех звеньях учебно-воспитательного процесса; осознание проблем гендерного паритета; овладение определенным объемом знаний о предубеждения относительно каждого пола и их осознание; смягчения стереотипов относительно семейных, профессиональных и общественных ролей и коррекция представлений о нормах маскулинности / фемининности; обогащение эмоционального мира, создание условий для развития индивидуальных способностей с целью самореализации личности; накопления и формирования опыта эгалитарного поведения. Средством внедрения гендерного воспитания в учебно-воспитательную деятельность является включение в образовательный процесс гендерной составляющей и применения личностно ориентированного подхода во взаимодействии учителей и учащихся [9, с.14].
Гендерное воспитание может также внедряться через:
- различные направления воспитания, как составляющую национального, морального, семейного, правового, умственного, трудового;
- включения в предметы гуманитарного цикла;
- сотрудничество педагогов и общественных организаций;
- формирования гендерной культуры педагога, пропаганду гендерного просвещения;
- различные направления работы с детьми с дополнение и расширение возможностей их социализации, альтернативные поло типизированных подхода [11, с.25].
В центре психолого-педагогических исследований находится процесс формирования личности, развитие талантов и способностей человека вне зависимости от его половой принадлежности. К тому же, дошкольный возраст характеризуется интенсивным физиологическим и психическим развитием организма. В этой связи проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста является актуальной.
В своей книге «Воспитание детей. Взаимодействие полов» австрийский психолог А. Адлер пишет о том, что воспитание в отношении взрослых сходится к САМОпознанию и рациональному САМОуправлению. Что же касается детей, то в ввиду незрелости подрастающего поколения вопрос управления принимает наибольшее значение.
1.2 Состояние реализации гендерных моделей дружеских отношений младших школьников в современном образовании
В воспитании дружественных отношений мальчиков и девочек, будущих мужчин и женщин, младший школьный возраст является наиболее значимым, так как именно в этом возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, основы гендерного поведения дружеских отношений младших школьников, влияющие на развитие и дальнейшее становление в будущем женской / мужской индивидуальности, будущую социальную жизнь [21, с. 12].
Воспитание дружеских отношений младших школьников представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по развитию маскулинности у мальчиков и фемининности у девочки, которая способствует самореализации всех сущностных сил мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Процесс реализации гендерных моделей дружеских отношений младших школьников включает в себя: развитие индивидуальности мальчика и девочки, способных адекватно оценивать и переживать свои физиологические индивидуальные женские и мужские особенности, обладают умениями и навыками соответствующего гендерного поведения, социальным ожиданиям общества к гендерным ролям, дружеских отношений полов и индивидуальных гендерных особенностей младших школьников; самосовершенствования женской и мужской индивидуальности; ориентированных на установление взаимоотношений с людьми своего и противоположного пола в различных сферах жизни; овладения между младшими школьниками дружеских отношений с учетом гендерных моделей [4, с. 167].
Междисциплинарный подход (А. И. Дудукалов, А. Н. Каменская) позволяет на основе интеграции знаний, накопленных в различных областях науки, выявить состояние проблемы реализации гендерных моделей дружеских отношений младших школьников, определить смысл, вкладываемый в основное понятие нашего исследования.
Исследователи (O. А. Константинова, В. А. Кириллова, С. А. Коробкова) различных социологических теорий считают, что в основе нарушений гендерного поведения детей лежит негативное влияние окружающей среды, в которой находятся девочки и мальчики.
Междисциплинарный подход позволяет проанализировать представления о поле как о важных человеческих характеристиках, позволяющих осмыслить предназначение мужчины и женщины, выявить состояние проблемы реализации гендерных моделей дружеских отношений младших школьников в внешкольной деятельности для теоретического обоснования и целесообразной организации исследуемого процесса [5, с. 142].
Современные гендерные исследования (Т. С. Кузнецов, A. B. Мудрик, Л. И. Столярчук, М. А. Толстых и др.) основаны на философских взглядах андрогинности - сочетание мужского и женского начала в человеке, дружеских отношений.
Идеи андрогинные природы человека стали истоками гендерных исследований и послужили основанием для гендерных взаимоотношений.
Тенденции, существующие в обществе во взаимоотношениях полов: маскулинные, фемининные, андрогинные.
Т. Парсонс был одним из первых исследователей, изучающих взаимоотношения статей, сущность маскулинности и фемининности на основе теории социальной структуры, которые задают параметры общества, концепции половых ролей и концепции социализации как способа усвоения этих ролей.
В своем исследовании мы придерживаемся такого определения гендера: это такой набор культурных и поведенческих характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин [8, с. 32].
В восьмидесятые и девяностые годы ХХ века научное понимание гендера связывается с исследованиями женственности и мужественности и связанных с ними культурных и социальных ожиданий. Т. Гурко выделяет несколько основных измерений гендера:
1) индивидуальный, или гендерная идентичность, а также продолжающееся в течение всей последующей социализации соотнесение себя с «женскими» (фемининными) и «мужскими» (маскулинными) качествами;
2) структурный - положение женщин и мужчин в структуре социальных институтов;
3) символический, или культурный гендер, то есть то, что в каждой культуре в конкретное историческое время включается в образы «настоящий мужчина», «настоящая женщина» или «женственная (ый), мужественный (я)» [10, с. 20].
1.3 Гендерные особенности детей младшего школьного возраста
Важное значение для детей младшего школьного возраста имеет гендерная социализация. В ходе ее складываются отношения ребенка со взрослыми людьми, со сверстниками обоего пола и самим собой. В этих отношениях в мальчика и девочки проявляются гендерные особенности их индивидуальности.
Младшим школьникам необходимо понять организацию взаимоотношений между людьми разного пола в жизни: педагогами и родителями, одноклассниками, с которыми происходит общение по различным вопросам и решение конкретных проблем для содействия воспитанию дружеских отношений полов [9, с. 15].
Гендерная социализация младших школьников характеризуется особой системой взаимоотношений с различными людьми и самим собой. Гендерные особенности проявляются в таких типах отношений детей младшего школьного возраста:
1) взаимоотношения со взрослыми;
2) взаимоотношения со сверстниками своего пола;
3) взаимоотношения со сверстниками другого пола;
4) отношения с самим / самой собой.
Гендерные особенности мальчиков исследователи Терентьева М. П., Чернецкая Н. И. выделили такие, как [18, с. 136]:
- расхождение полового созревания в «зрелости» между мальчиками и девочками до начала периода составляет разницу около 2-х лет, на пользу девочек;
- мальчики в первом классе хуже адаптируются, чем девочки;
- письмо неровное, потому что хуже, в отличие от девочек, развитая тонкая моторика руки;
- в языковых навыках мальчики сначала также уступают девочкам, но в ситуациях, когда нужно выполнить нестандартные задачи, найти словесные ассоциации, здесь мальчики оказываются сильнее;
- на эмоциональную окраску голоса при получении информации мальчики реагируют меньше, зато любую информацию о действиях воспринимают быстрее;
- мальчики в визуально-пространственных способностях, превосходят девочек;
- легче усваивают точные науки, уровень ориентации в пространстве у них выше;
- в первую минуту эмоционального воздействия мозг мальчиков активно реагирует, включаются отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков;
- в конце учебного года до 7-10 лет утомляемость мальчиков выше, чем у девочек, однако, пик усталости приходится на февраль-март, затем открывается «второе дыхание» и до конца года успеваемость у мальчиков возрастает;
- на положительную и отрицательную оценку деятельности и поведения мальчики реагируют адекватно;
- в случае доброжелательного и спокойного общения готовы перестроиться;
- реакция на замечания всегда отрицательная, если взрослые пытаются подчинить мальчиков;
- для мальчика принципиально важно, что оценивают в их деятельности, при этом лучше хвалить мальчика не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц, это особенно важно учитывать в период половой идентификации;
- мальчики более откровенные и искренние, активные, настойчивые, менее исполнительные и им труднее себя контролировать;
- более возбудимы, несдержанные, раздражительные, демонстративные;
- за общественные поручения берутся охотно, но только учась в начальных классах;
- чувствуют большую потребность в активном движении, которое стимулирует развитие всех высших психических функций.
ГЛАВА 2. Формирование гендерной культуры у детей младшего школьного возраста
В первую очередь гендер - это социальный пол с присущими ему особенностями поведения, мышления, которые в целом определяют социально-ролевой статус человека. [2, 54] Имеются в виду все этнокультурные и социально-психологические различия между мужчинами и женщинами любой нации или народа, и которые как психологические конструкты представлены через психофизиологические личностные переменные, а потому в наиболее общей форме представлены с позиций динамической специфики нервно-психической (большей частью эмоционально-волевой) регуляции.
В широком смысле гендер можно определить так: гендер - это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего, определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола [1, 32].
Говоря о сущности понятия культуры, следует отметить, что однозначного подхода к нему в настоящее время нет. Однако, наиболее адекватным является подход, предложенный А. Гастевым, что в начале 20-х годов прошлого века писал: «культура - это сумма привычек народа, его умение трудиться, сумма его возможностей, сумма новых социальных умений. Сама культура в этом смысле есть не что иное, как техническая и социальная сноровка. Эта сумма социальных умений - не что иное, как совокупность определенных рациональных способов труда в различных сферах деятельности». И с такой практической трактовкой понятие культуры нельзя не согласиться.
Гендерная культура - индивидуально-личностная характеристика, часть общей культуры субъекта, содержащая гендерную компетентность, гендерную картину мира, специфические ценностные ориентации и модели поведения. В зависимости от индивидуальной гендерной картины мира формируется гендерная культура личности патриархатного или эгалитарного типов. Патриархатного гендерной культурой личности является компонент общей культуры человека, основанный на традиционных представлениях о доминирующем положении мужчины в семье и обществе. Эгалитарной гендерной культурой личности является компонент общей культуры человека, основанный и направленный на реализацию принципа гендерного равенства [7, с. 126].
Итак, культура по внутренней сути это технология (способ творческой деятельности) общественного человека, это способ накопления и передачи человеческого родового опыта, его оценки и осмысления, это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его самобытного развития. Таким образом, культура реально существует как сложная, разноуровневая система, обладающая своими формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями, образом мысли и жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, стоит отметить, что всем субъектам педагогического процесса необходимо учитывать гендерный фактор в воспитании, прежде всего потому, что развитие личности, в структуре которого предусматривается процесс формирования лицом своих жизненных ролей, не может происходить гармонично без гендерно-ролевой социализации. Период дошкольного детства - это именно тот период, во время которого все участники педагогического процесса должны понять ребенка и помочь ему раскрыть уникальные возможности, предоставленные ему статью. Для того, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин, необходимо очень внимательно относиться к вопросам гендерного воспитания детей.
В системе образования проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста приобретает государственной важности, создаются реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастных и индивидуальных гендерных особенностей, способствуют самореализации женской / мужской индивидуальности, воспитанию культуры гендерных взаимоотношений и тому подобное.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Говорун, Т.В. Гендерные аспекты осознанного родительства: [учебное пособие] / Т.В. Говорун, В.П.Кравец, А.Н.Кикинежди, О.Б. Кизь. – М.: Учебная книга - Богдан, 2014. - 144 с.
2. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л.В. Градусова. – М.: Наука, 2017. – 175 с.
3. Гончаренко, А. М. Мальчики и девочки: межличностные отношения / А. Н. Гончаренко // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 8-10.
4. Доронова, Т.Н. К вопросу о воспитании детей младшего школьного возраста с учетом гендерных особенностей / Т.Н. Доронова // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 161-168.
5. Ильин, Г.Л. Гендерное воспитание школьников / Г.Л. Ильин, А.Э. Салимуллина // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С.140-144.
6. Кикинежди, А. Гендерное воспитание с детства / О. Кикинежди // Дошкольное воспитания. - 2016. - № 3. - С. 10-13.
7. Кон, И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 2018. - 268 с.
8. Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании / Д. В.Колесов. - Х: Просвещение, 2013. – 280 с.
9. Коломинский, Я. С. Мальчики и девочки / Я. С. Коломинский // Школьное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 13-15.
10. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого воспитания младших школьников / Н.К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 18-23.
11. Луценко, О. А. Гендерная азбука для педагогов (методические рекомендации для учителей по реализации гендерной составляющей в учебно-воспитательном процессе начальной школы) / А. А. Луценко, Н. М. Павлущенко. – М.: Высь, 2010. - 52 с.
12. Нагель, О. О гендерном образовании школьников / О. Нагель // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 4. – С. 33-38.
13. Мазниченко, М. А. Гендерное воспитание младших школьников / М. А.Мазниченко // Педагогика. - 2014. - №5. - С. 45-53.
14. Макаев, В. В. поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В. Макаев, С. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. - 2019. - № 4. - С. 6- 39.
15. Павлущенко, Н. М. Гендерное воспитание детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. М. Павлущенко;.нац. пед. ун-т, 2011. - 20 с.
16. Социальная безопасность: теория и практика: Монография / Под ред. И. Ф. Гнибиденко, А. М. Колот, В. В. Рогового. - М.: КНЭУ, 2016. - 292 с.
17. Семина, А. Особенности гендерного воспитания школьников разного возраста / А. Семина, А. Куксенко, В. Гармаш // Образование. - 2011. - № 5. - С. 40-52.
18. Шулигина, Г. А. Приоритеты гендерного подхода в формировании гармонично развитой личности / Г. А. Шулигина // Психолого-педагогические проблемы образования и воспитания в условиях глобализации и интеграции образовательных процессов: Тезисы докладов научной конференции кафедры ЮНЕСКО КНЛУ, 12 декабря 2017. - С. 136-138.
19. Тараканова, В.В. Стиль семейного воспитания и особенности общения младшего школьника со сверстниками / В.В.Тараканова, К.А. Слабожанинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 5.– С.75-78.
20. Фуряева, Т. С. Начальная школа: проблема гендерного воспитания / Т. С. Фуряева // Школьное воспитание. - 2018. - №11. - С. 79-81.
21. Чекалина, А. Д. Различия воспитания мальчиков и девочек / А. Д. Чекалина // Семья и школа. - 2016. - №3. - С 10 14.