Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема речевого развития дошкольников привлекла внимание многих ученых, педагогов и психологов. В настоящее время обозначенная проблема приобретает масштабный характер, поскольку современное общество заинтересовано в раскрепощенных, общительных людях, которые могли бы свободно общаться с другими, свободно выражать себя, высказывать свои предложения.
Кроме того, вступивший в силу ФГОС ДО приоритетной задачей по образовательной области «Речевое развитие» обозначает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Таким образом, наше исследование посвящено проблеме развития связной монологической речи дошкольников в контексте организации игровой деятельности детей с использованием игр В.В. Воскобовича.
Актуальность темы обусловлена значимостью начальных этапов онтогенеза речи для психического, социального и личностного развития ребёнка.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития у детей связной монологической речи
Речь – это процесс общения, опосредованный языком. С помощью речи человек налаживает отношения с людьми, передает информацию. В речи выражаются результаты познания, решение умственных задач. Он выступает как важнейший инструмент интеллектуальной деятельности.
Проблема развития речи в дошкольном возрасте раскрыта в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина. Научные работы в области психологии по теме нашего исследования позволяют понять происхождение, восприятие и порождение речевого высказывания у дошкольника, каковы особенности усвоения разных сторон речи, а также определить степень доступности и уместность содержания, методов и приемов развития связной речи.
Так, например, в произведениях А. Леонтьева раскрывается психологическая природа речи. По его мнению, это основа процесса умственного развития. Развитие речи - это процесс количественных и качественных изменений, скачков, который внутренне связан с развитием мысли и развитием сознания в целом [5, c. 32].
В теории и практике дошкольного образования разработаны основные положения по развитию связной речи. Развитие связной речи - одна из основных задач развития детской речи и работу над ней нужно начинать в более раннем дошкольном возрасте. С лингвистической точки зрения связная речь - это семантическое подробное высказывание (серия логически связанных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе её собственного предметного содержания [8]. В методике развития речи дошкольников термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс действий учителя; продукт, результат этой деятельности, текст, выписка. Суть выражения - значение (Т.А. Ладыжская, М.Р. Львов и др.).
Таким образом, связная речь представляет собой единое смысловое и структурное целое, включающее целые сегменты, которые взаимосвязаны и тематически объединены. Применительно к дошкольникам мы рассматриваем развитие двух форм речи: диалогической и монологической. Диалог характеризуется изменением высказываний двух или более выступающих по теме, связанной с ситуацией.
В диалоге представлены все виды повествовательных, мотивационных (просьба, просьба) и вопросительные вопросы. Лингвистические средства усиливают жесты и мимику. Монологическая речь - связное, логически связное высказывание, протекающее относительно долго и рассчитанное на немедленную реакцию аудитории. В дошкольном возрасте у детей формируются элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о соотношении предложений со структурными частями (средствах общения между предложениями) [1, с. 63].
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным типом речи и поэтому требует специального речевого образования (Л. В. Щерба, А. Н. Леонтьев). Уже в раннем детстве формируется диалогическая речь, которая предшествует формированию монолога, а в дальнейшем работа над развитием этих двух форм речи идет параллельно[1].
Л.С. Выготский считает, что, овладевая языком, ребенок переходит от части к целому: от одного слова к сочетанию двух-трех слов, затем к простой фразе, а затем к сложным предложениям. Заключительный этап - это связный язык, состоящий из серии подробных предложений. По мнению Л.С. Выготского, чужой текст тормозит свободу слова и действий ребенка, увлекает и сковывает его творческие проявления[10, c. 43].
Многие ученые считают, что связная речь может быть ситуативной и контекстной (А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.). Они утверждают, что речь возникает из потребности в общении. С.Л. Рубинштейн этим видам речи дал следующее определение: «Смысловое содержание речи ребенка становится понятным, лишь, будучи взято совместно с этой ситуацией – это ситуативная речь». Контекстная речь – это речь, в которой «все понятно для другого из самого контекста речи» [6, с. 456].
1.2. Особенности овладения связной монологической речью детьми дошкольного возраста
Развитие связной монологической речи напрямую связано с развитием словарного запаса, воспитанием звуковой культуры речи, развитием грамматического строя речи, поэтому в этом абзаце мы рассмотрим развитие разных сторон речи у детей четвертый год жизни.
В речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребёнку, объекты, с которыми он постоянно действует.
По словам Г.М.Ляминой, в младшем дошкольном возрасте количество существительных и глаголов увеличивается особенно быстро, редко встречаются наречия и прилагательные, характеризующие действия и поступки. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. [10, с. 41].
Ф.А. Сохин отмечает, что детская речь складывается из подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Важную роль в этом овладении речью играют: обобщение языковых и речевых явлений, то есть элементов психологического механизма речевого развития. У ребенка активно развиваются обобщающие функции слов.
Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение, спряжения, склонения [11, с. 56].
Однако не все дети умеют согласовывать слова по полу, числу и случайности. В процессе построения простых общих предложений они опускают отдельные члены предложения. Проблема детских новообразований, порождаемых словообразовательной системой родного языка, также очень актуальна. Желание создавать новые слова требует от ребенка творческого развития богатства родного языка.
Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
А.М. Леушина утверждает, что речь маленького дошкольника разговорная, диалогическая, то есть в первую очередь адресована другому человеку, слушателю. Однако ребенок еще не отделен от слушателя, а, так сказать, включает его в визуальную ситуацию, которая возникает у самого ребенка, когда необходимо передать словами содержание его образных представлений.
1.3. Роль игровой деятельности в развитии у детей дошкольного возраста связной монологической речи
Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре - основному виду деятельности дошкольников. Игра - эффективное средство формирования личности, нравственных и волевых качеств дошкольника, осознания потребности ребенка в общении и познании мира.
Игра развивает воображение, фантазию, создает основу для формирования инициативы и любознательной личности. Игра происходит в процессе обмена информацией между ее участниками, что определяет ее важность для языкового развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, и эти ощущения являются мощным средством стимулирования активного восприятия речи и самостоятельной речевой деятельности.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении.
Рассмотрим подробнее игры, направленные на развитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:
Сюжетно-ролевая игра.
Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок.
В то же время он не только называет себя именем соответствующего взрослого, он пытается вести себя как взрослый, роль которого он взял на себя и, таким образом, отождествляет себя с ним. Игровая роль в концентрированном виде воплощает связь ребенка со взрослым миром. Принято различать сюжет и содержание игры.
Сюжет игры - это область реальности, которую воспроизводят дети в игре (больница, семья, магазин и т. Д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они меняются в зависимости от конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка, познания окружающего мира.
Содержание игры – воспроизведение ребёнком важных моментов в человеческих отношениях в которых живёт ребёнок. Они определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.
Игры на развитие мелкой моторики.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В научных трудах: Т.Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко доказано, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей в развитии речевой функции, познавательной деятельности[4].
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Использование различных игр В.В. Воскобовича при формировании связной монологической речи детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоит проблема увеличения количества детей с нарушениями речи. В связи с этим специалисты дошкольных образовательных организаций находятся в поиске новых инновационных вспомогательных форм и средств, способствующих развитию речи дошкольников. Наряду с общепринятыми методами и приемами используются оригинальные, творческие приемы, современные образовательные технологии.
В современных условиях развития образования в соответствии с внедрением в образовательную деятельность федерального образовательного стандарта ДО, учителя используют нетрадиционные технологии развития. Важное место среди них занимает игровая техника Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
По методике, разработанной В.В. Воскобович помогает поддерживать интерес дошкольников к образовательной деятельности. Ведь очень важно заинтересовать их и получить постоянное внимание на протяжении всей образовательной деятельности. Развивающие игры В.В. Воскобовичи интересны дошкольникам, они разнообразны по содержанию и очень динамичны.
Эти игры понятны дошкольникам и включают знакомые действия с игровыми материалами, которые способствуют удовлетворению двигательной активности и движений. Дети проявляют речевую активность в непринужденной обстановке, умеют контролировать правильность действий [2].
Главной отличительной чертой игр является их многогранность и образность. Дошкольник образно попадает в ситуации, которые он может связно анализировать, достигать поставленных целей и находить варианты их решения.
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогической деятельности позволяет перейти от обычных занятий с детьми к словесной игровой деятельности. Это занятие позволяет стимулировать проявление языковой активности дошкольника, создать условия для его всестороннего развития. С помощью таких игр педагог может решить множество корректирующих и развивающих задач.
Освоение развивающих игр В.В. Воскобовича с детьми мы проводим в три этапа: на первом этапе большое значение имеет педагог для организации познавательной игры. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания исходя из возраста, навыков и интересов дошкольника. На следующем этапе дошкольники осваивают основные приемы игры, осваивают строительные навыки, часто выполняют задания, требующие от дошкольника интеллектуального напряжения, концепции внимания и волевых усилий. На последнем этапе мы придаем большое значение развитию независимости и творческих способностей. Дети, не подсказывая взрослым, придумывают различные упражнения и задания, придумывают новые решения проблем, предлагают и конструируют формы предметов, разрабатывают для них схемы[5].
Методика работы В. Воскобовича над созданием игр предназначена для интеграции различных направлений процесса разработки. Во время игры у детей есть возможность заниматься спортом, они могут представить себя тем или иным персонажем и от их имени показать или описать, как вести себя в той или иной ситуации, участвовать в экспериментах и рисовать. воображаемые предметы.
В детском саду в образовательной деятельности с дошкольниками применяются разнообразные игры: «Чудо-крестики», «Геоконт», «Нетающие льдинки», эти игры позволяют развивать связную речь у детей. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, беседуют друг с другом и педагогом, высказывают предположения, сочиняют рассказы.
Развивающие игры применяем и на занятиях по обучению грамоте, например «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Шнур-затейник», дети составляют буквы из частей по графическому образцу, придумывают и видоизменяют слова; «Геоконт», на котором для обозначения точек используем буквы, это способствует непроизвольному запоминанию детьми букв. Дети оречевляют свои действия, у них развивается мышление, внимание, восприятие, ориентировка в пространстве, понимание сложных речевых инструкций.
Игра« Конструктор букв» представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. Конструктор помогает дошкольникам изучить алфавит, с его помощью дети выкладывают графическое обозначение каждой буквы, переделывая потом ее в другую [3].
2.2.Использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в речевом развитии детей
Самым актуальным в дошкольном возрасте является развитие детской речи. Качество языка, умение использовать его в игре, в классе, в других занятиях зависит от успешности ребенка, его восприятия сверстниками и, в будущем, полноценного обучения в школе.
Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [1].
Развитие коммуникативных навыков можно рассматривать как основу для полноценного развития личности любого ребенка. Важным звеном и условием реализации задач языкового развития является игровая деятельность, посредством которой происходит развитие диалогического языка. активный словарь; умение использовать слова и выражения в языке, которые отражают представления ребенка об окружающей среде.
Для более эффективного развития речевой деятельности учителю необходимо: развивать потребность в соблюдении правил речевого общения; выработать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помощь ребенку в точном, правильном и правильном построении высказывания и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создать идеальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в РПГ. Развивающие игры, входящие в организованную образовательную деятельность, делают процесс обучения интересным и увлекательным, повышают активность и успеваемость дошкольников.
В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, одной из которых является технология интеллектуально-творческого развития детей В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающий эффект технологии заключается в новом методе приобретения знаний детьми, который позволяет ребенку самостоятельно под руководством взрослого, используя определенные правила в интегрированной игре, создавать объект или сюжетную композицию с деталями различного развития [2].
Использование игр В. В. Воскобовича во время организованной образовательной деятельности позволяет решать задачи речевого развития, как в чистом, так и в интегрированном виде. Работая в группе компенсирующей направленности для детей с недостатками в речевом развитии, используем развивающие игры В. В. Воскобовича: «Игровизор», «Чудо- Соты 1», «Чудо-крестики 1», «Квадрат», «Шнур-малыш», «Коврограф Ларчик».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментальное исследование в области развития у детей дошкольного возраста связной монологической речи посредством игр-драматизаций позволило сделать нам следующие выводы.
Анализ теоретических исследований показывает, что проблеме развития связной речи дошкольников уделяется большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. В настоящее время учителя и психологи продолжают разрабатывать различные аспекты этой проблемы.
Период дошкольного детства - важный этап в овладении родным языком, в усвоении его звуковой стороны, лексики, грамматического строя, овладении связной речью. В младшем дошкольном возрасте необходимо больше внимания уделять развитию интонации, скорости речи, дикции, поскольку в этих навыках, по мнению Л.Г. Шадрина заложила важнейшее условие развития связной речи. Работа над интонационной выразительностью эффективно отражается в организации игр с детьми.