Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Последние несколько десятилетий изу-чение феномена эмоционального выгорания было важной темой в психоло-гии. В настоящее время привлекает внимание проблема выгорания как раз-новидности многофункциональной трансформации современного человека в жизни и профессиональной деятельности.
Действительно, возрастающая интенсивность современной жизни про-является в увеличении частоты негативных эмоций и стрессов, это приводит к ухудшению профессиональной деятельности и эмоциональному истощению, что является одним из симптомов выгорания. Эта тема требует особого внимания, поскольку проанализированные в исследованиях негативные по-следствия психического выгорания отражаются не только на работе отдель-ного сотрудника, но и всей организации.
Этот синдром предполагает реакцию на постоянные нагрузки в меж-личностном общении, поэтому обычно характерен для специалистов комму-никативных профессий, которые предъявляют высокие требования к психо-логической устойчивости сотрудника в среде делового общения.
Исследователи изучали проблему эмоционального выгорания послед-ние тридцать лет. Изучение содержания, структуры и методов диагностики синдрома эмоционального выгорания проводилось в работах зарубежных и отечественных ученых (Г. Фрейденбергер, Дж. Гринберг, М. Буриш, К. Мас-лач, С.Джексон, Б. Перлман, Е. А. Хартман и др.). Эти ученые рассматривают эмоциональное выгорание как динамический процесс.
Вопросами, посвященными возникновению, сопутствующих психоло-гических процессов и профилактики синдрома эмоционального выгорания, занимались такие ученые как В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, А.В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова, Е.С. Старченкова, В. Е. Орел и др. В частности, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова считают, что эмоциональ-ному выгоранию подвержены в той или иной степени практически все заня-тые трудовой деятельностью.
Среди внешних факторов, способствующих возникновению эмоцио-нального выгорания, выделяют: организационный фактор (нечеткая органи-зация и планирование работы, рабочая перегрузка, ролевой конфликт), пси-хоэмоциональное напряжение (эмоциональные и нервные перегрузки, интен-сивное общение, условные трудности); неблагоприятная психологическая атмосфера (недостаточная социальная поддержка, конфликты). Причем не-маловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают личност-ные факторы.
Проблема исследования в том, что изучение личностных черт в их от-ношениях к выгоранию является важной характеристикой изучения синдрома выгорания, поскольку можно предположить, что личностные характеристики оказывают гораздо большее влияние на развитие выгорания не только в связи с социально-психологическими факторами, но и с факторами рабочей среды (организационными). Тем не менее, данный вопрос мало исследован в отдельных профессиях.
Цель исследования – изучить психологическую характеристику эмо-ционального выгорания у работников телекоммуникационной компании.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание у работников теле-коммуникационной компании.
Гипотеза исследования: предполагается, что эмоциональное выгора-ние у работников телекоммуникационной компании связано с негативной оценкой своей профессиональной компетентности и продуктивности, с пси-хологической напряженностью, эмоциональной неуравновешенностью, с низкой самооценкой и с неконструктивными стратегиями преодоления стресса.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику эмоционального выгорания в психологи
2. Рассмотреть причины эмоционального выгорания работников социо-номических профессий
3. Подобрать выборку и методики для эмпирического исследования эмоционального выгорания
4. Выявить особенности эмоционального выгорания у работников теле-коммуникационной компании
5. Разработать рекомендации по преодолению и профилактике синдро-ма эмоционального выгорания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили иссле-дования эмоционального выгорания во взаимосвязи с профессиональной дея-тельностью и субъектами труда (М. Грабе, К. Маслач, Р.П. Мильруд, Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, В.В. Бойко, А.В. Брушлинский, Ю.П. Зинченко, Е.П. Ильин, Л.А. Китаев-Смык, В.Е. Орел, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ; эмпири-ческие методы – психодиагностические (тестирование). Методы математиче-ской статистики.
Методики исследования:
1. Методика «Синдром выгорания» (MBI), авторы К. Маслач, С. Джек-сон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой;
2. Анкета для оценки профессиональной компетентности и продуктив-ности.
3. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), форма С.
4. Опросник способов совладания (копинг – тест) Р. Лазаруса, С. Фолькмана.
Эмпирическая база исследования: ПАО «Вымпелком». В исследова-нии приняли участие 50 человек – сотрудников телекоммуникационной ком-пании, в возрасте 23 – 46 лет.
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания работников телекоммуникационной компании
1.1. Понятие синдрома «профессионального выгорания»
Первые упоминания о феномене эмоционального выгорания появились в психологических исследованиях в конце прошлого века. Впервые этот тер-мин был употреблен в статье американского психиатра Х. Дж. Фрейденберга в 1974 г. для понимания негативного психологического состояния профес-сионала — состояния истощенности, деморализации, разочарования, которое возникает у здорового человека, находящегося в плотном контакте с пациен-тами при работе с ними в кризисных центрах и психиатрических клиниках. [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антипина У. Д. Синдром профессионального выгорания / У. Д. Анти-пина, С. А. Алексеева, Г. П. Антипин // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2017. – №1 (106). – С. 99 – 106.
2. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессио-нального выгорания / О. И. Бабич // Сибирский психологический жур-нал. – 2009. – № 9. – С. 48–52.
3. Башенкова Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е.В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 43–48.
4. Березенцева Е. А. Профессиональный стресс как источник профессио-нального выгорания / Е. А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – №4. – С. 162 – 170.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональ-ном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 278 с.
6. Буриш М. Синдром эмоционального выгорания / М. Буриш. – Яро-славль : Эксмо-пресс, – 2016. – 214 с.
7. Вараева Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н. В. Вараева. – Москва : ФЛИНТА, – 2017. – 53 с.
8. Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психологические проблемы само-реализации личности. Сб. научных трудов. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 424 с.
9. Гринберг Дж. Поговорим о выгорании: причины и следствия / Дж. Гринберг. – Москва : Просвещение, 2016. – 182 с.
10. Гумерова Л. Р. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно- исполнитель-ной системы / Л. Р. Гумерова // Концепт. – 2015. – Выпуск 3. – С. 280–286.
11. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как на-рушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 4. – С. 27–39.
12. Зимницкая Е. А. Синдром эмоционального выгорания у военнослужа-щих / Е. А. Зимницкая // Социально-психологические проблемы совре-менного общества и человека: пути решения – Витебск: Витебский гос. университет им. П.М. Машерова, 2015. – С. 180-183.
13. Кальченко Я. А. Синдром профессионального выгорания у медицин-ских работников / Я. А. Кальченко // Судебная медицина. – 2019. – С. 29 – 31.
14. Когон К. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания : учебное пособие / К. Ко-гон, Е. Борисов, В. Ионов. – М.: АЛЬПИНА, 2016. – 240 с.
15. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11. – С. 2–16.
16. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания / Г. А. Макарова // Психотерапия. – 2003. – №11. – С. 2–11.
17. Мальцева Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в про-цессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы / Н. В. Мальцева. – Екатеринбург, 2005. – 212 с.
18. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. – М.: Из-дательство Института психотерапии, 2004. – 147 с.
19. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Школьный психолог. – 1998. – № 7 – С.16-18.
20. Махнач А.В., Дикая Л.Г. Мировоззренческая направленность как ком-понент жизнеспособности человека в социономических профессиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т.3. - №1. - С. 62 - 92.
21. Ожогова Е. Г. Синдром «психического выгорания» в работе педагога и профессиональные стратегии поведения / Е. Г. Ожогова // Психология и школа. – 2006. – №2. – С. 107 – 120.
22. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 605 с.
23. Потеряхин А. Мотивационный профиль личности как основа обеспече-ния удовлетворенности работой и мотивации // Справочник кадровика. - 2008. - №2. - С. 8 - 14.
24. Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
25. Пьянкова Л. А. К вопросу о сущности синдрома профессионального выгорания / Л. А. Пьянкова, В. Е. Хомичева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 4 (60). – С. 90–94.
26. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.14. – 1981. – №1. – С. 14-22.
27. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2012. – № 3. – С. 85-95.
28. Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального вы-горания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014. – № 5. – С. 459-461.
29. Самоукина H. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 224 с.
30. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.
31. Хныкина В. В. Эмоциональное выгорание как проявление профессио-нальной деформации / В. В. Хныкина // Тихоокеанский государствен-ный университет – Хабаровск. – 2017. – С. 191-193.
32. Черлюнчакевич А. И. Программа по профилактике профессиональной деформации педагога / А. И. Черлюнчакевич // Психология обучения. – 2013. – № 6. – С. 125–142.
33. Ширяев О. Ю. Эмоциональное выгорание. Феномен / О. Ю. Ширяев, В. А. Кунин, Ю. Н. Комарова, В. В. Шенцов // Научная книга. – 2018. – С. 289–291.
34. Юрьева Л. Н. Профилактика и коррекция синдрома выгорания у со-трудников психиатрических служб / Л. Н. Юрьева, В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьянова // Современные проблемы исследования синдрома вы-горания у специалистов коммуникативных профессий. – Курск : Изд-во КГУ. – 2008. – C. 284–299.