Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире профессия дизайнер – это обобщенное название профессии человека, способного гармонично преобразовывать окружающий мир, совершенствовать представления о красоте предметов. Это одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий на сегодняшний день, а также она очень интересная и творческая. Именно поэтому большинство абитуриентов поступают на эту специальность.
В условиях модернизации системы образования на одно из первых мест выдвигается проблема качественного изменения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов в направлении дизайна.
Современные социально-экономические условия развития государства требуют от образовательных учреждений системы образования в целом и среднего профессионального образования (СПО) в частности подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями современного уровня и эффективными знаниями, стремящегося к самореализации, готового к работе в разных экономических условиях, способного приспособиться к инновациям и самому являться их источником.
Профессиональный дизайнер должен выявить для себя такие важные вопросы, как роль личности дизайнера в преобразовании окружающей предметно-пространственной среды, осознание способностей и творческих потребностей, в том числе в самосовершенствовании, художественном и культурном образовании, и его роль как компетентного, конкурентоспособного специалиста с художественными и проектными навыками.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ СПО направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и нацелено на подготовку квалифицированных работников, сотрудников, специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Их подготовка проводится в соответствии с потребностями общества, государства и направлена на удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
ФГОС СПО представляет собой набор обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Они определяют условия для получения общего и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и характеристик отдельных категорий учащихся.
В учреждениях СПО существуют два вида подготовки дизайнеров: базовая подготовка и углубленная. Базовая готовит дизайнеров с начальным уровнем компетенций в сфере дизайна, необходимых для работы по специальности, углубленная – с более высокими требованиями к ним, способных к преподавательской и инновационной деятельности. Компетенции будущего дизайнера в системе СПО соответствуют требованиям рынка труда, востребованы в профессиональной деятельности. Профобразование позволяет дизайнеру получить компетенции, необходимые для его дальнейшего развития и реализации в профессии.
Все дизайнеры (индустриальный, графический, анимационный, одежды, ландшафтный, интерьерный, и прочие) обучаются общим композиционным законам, но прилагаются эти законы к проектированию с разной технологией производства. Общим для всех специализаций является не только развитие чувства триединства «красоты, пользы и удобства», но и развитие чувствительности, чтобы замечать малейшие нюансы, и соответственно гармонизировать предметный мир. Методика обучения разных дизайнеров строится на материализации эмоционально-ассоциативного мышления, развитии художественного отношения к пространству, объёмам, цвету, а также способности соответствовать ситуации.
Тема данной работы: изучение методики обучения будущих дизайнеров теме: «Украшение одежды бисером» при реализации программ профессионального образования.
Согласно ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Дизайнер (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Дизайнер (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.2. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.
ПК 1.3. Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта.
ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.
ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.
ПК 2.1. Применять материалы с учетом их формообразующих свойств.
ПК 2.2. Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.
ПК 2.3. Разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления, выполнять технические чертежи.
ПК 2.4. Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия.
Глава 1. Организационно-методическое обеспечение изучения темы
1.1. Место, роль и значение темы в программе
Программа «Декор одежды» применима для обучающихся с различным уровнем подготовки, актуальна она тем, что позволит оценить свои потребности и возможности в области декорирования одежды различных ассортиментных групп.
Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения обучающихся в области декора. Сочетание теоретических и практических занятий способствует более полному представлению о видах декоративных отделок в одежде.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как «Материаловедение», «Основы конструирования одежды», «Специальное рисование». В процессе обучения обучающиеся выполняют различные виды декорирования одежды на готовых изделиях.
Цель данной программы:
Формирование и развитие интереса у обучающихся к декоративному оформлению одежды через практическое выполнение отделки в одежде.
Задачи программы:
• формирование первичных знаний по предмету «Декор одежды»;
• способствовать реализации интереса к художественному оформлению одежды через её декорирование;
• мотивировать творческую деятельность обучающихся;
• дать начальные представления о приёмах декорирования, о видах отделок и способах их выполнения;
• познакомить с историей возникновения декора в одежде;
• способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения.
Сейчас в России после длительного перерыва снова популярна работа с бисером. Вокруг нас вещи массового машинного производства. Поэтому стали востребованы различные ярмарки, на которых хочется найти предметы декоративно-прикладного искусства хранящих частицу души мастера. Многие мастерицы творят из бисера чудеса – великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи.
Бисероплетение – самобытный вид рукоделия, в котором присутствуют различные технологии и техники плетения.
Основные технологии бисероплетения:
1. Низание – в этой технологии бисероплетения бисерины набирают на один конец нити (рабочий) и при помощи этого конца нити выполняют дальнейшую работу; второй конец нити в работе не участвует. Различают несколько видов низания: продольное, поперечное, угловое, круговое.
В продольное низании – изделия из бисера выполняется во всю его длину.
Берется заданная длина, а затем, изделие наплетается в ширину. На этом принципе построена техника плетения «огалала».
Поперечное низание – распространённый вариант плетения бисерных изделий. Готовое изделие при поперечном низании имеет вид сетки, состоящей из отдельных ромбов, кругов, квадратиков и пр.
Угловое низание – при таком способе сначала выполняется одна половина изделия, после этого работа переворачивается и выполняется вторая половина изделия в зеркальном отображении. Такой способ низания используют для создания ожерелья, кулонов и колье.
Круговое низание – в данной технике выполняются отдельные элементы из бисера по кругу, которые в дальнейшем можно соединять между собой в большой круг, цветы, ромбы и т.д.
2. Плетение – эта технология бисероплетения, при которой в работе используются сразу два рабочих конца нити. На данной технологии плетения построена, например, техника «в крестик».
3. Бисерное ткачество – технология бисероплетения, в котором используется для работы специальный станок с натянутыми нитями-основой, в которые вплетаются бисерины иглой.
Виды техники в бисероплетении, которые часто используются:
• французское плетение;
• игольчатое плетение;
• параллельное плоское и объёмное плетение;
• сетчатое плетение;
• ручное ткачество;
• монастырское плетение.
• мозаичное плетение;
• кирпичный стежок;
• петельное плетение.
Знакомство с различными приёмами и техниками бисероплетения дает возможность научиться создавать различные бисерные украшения и необычайно красивые изделия из бисера, которые в дальнейшем станут изящным дополнением к создаваемому образу или достойным украшением домашнего интерьера.
1.2. Методический анализ темы
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку.
Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема), которая воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения (задачник, диафильм, кинофильм и пр.).
Функциями методического анализа учебного материала являются выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по овладению новой системой понятий и способов деятельности.
Цель методического анализа учебного материала состоит в том, чтобы определить приемы, способы и формы репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимися.
Объектом методического анализа учебного материала являются содержание учебной информации, методы, методики и технологии обучения.
Предметом методического анализа являются приемы, методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.
Под методическим анализом учебного материала технических дисциплин следует понимать мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.
Результатом методического анализа учебного материала является дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал, представленный, например, в форме опорного конспекта, рабочего листа, рабочей тетради, метаплана, алгоритма, инструкционной карты, тестов, схемы, плаката и т. д.
Здесь должен быть анализ КТП поурочно, то. что записано в п.1.3.
1.3. Разработка тематического и календарно-тематического плана на раздел
Тематический план
ТП и КТП неверно – это не кружкок!!!. Каждое занятие по 6 часов и должно содержать серьёзную практическую работу
Наименование разделов и тем Общее количество часов В том числе
теоретических практических
1. Азбука бисера 12 10 2
2. Основные техники вышивок бисером 16 4 12
3. Виды вышивок бисером 22 6 16
4 Вышивка бисером. Декор одежды 94 29 65
Итого часов 144 49 95
Календарно-тематический план рабочей программы
№ п/п Наименование разделов и тем учебных курсов Кол-во часов
1. Учебный курс «Азбука бисера»
1 Вводное занятия. Инструктаж по технике безопасности 2
2 История вышивки бисером. Виды бисера 2
3 Материалы и инструменты для вшивки бисером. Работа с канвой 2
4 Устойчивость бисера к различным воздействиям. Работа с канвой 2
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова Е.В. Украшения из бисера. – М.: Издательство ЭКСМО, 2006. – 64 стр. ил.
2. Базулина Л. В., Новикова И. В. Бисер - Ярославль: Академия развития, 2004- 224с.
3. Богданов В.В. Истории обыкновенных вещей / В.В. Богданов, С.Н. Попова. – М., 1992.
4. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства / Л.А. Божко. М.: Мартин, 2002, 168с.
5. Божко Л.А. Бисер/ Л.А. Божко. - М.: Мартин, 2000.
6. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера / Н.А. Бондарева,– Ростов-наДону, 2000.
7. Бондарева Н. И. Цветы из бисера. - Ростов на Дону: Феникс, 2004
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М., 1991.
9. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки / Ю.Гадаева. – СПб., 2000.
10. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна / Ю.Гадаева. – СПб., 2000.
11. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки / Ю.Гадаева. – СПб., 2000.
12. Голант Е.Я. О развитии самостоятельной и творческой активности учащихся в процессе обучения / Е.Я. Голант // Ч.1. Казань, 1969.
13. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы / Н.Г. Дайри // Народное образование, №5, 1963.
14. Еременко Т. И. Рукоделие.- М., 1989
15. Есинов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есинов. М.: Известие АПН РСФСР, 1961, 115с.
16. Зайцева Н.К. Украшения из бисера / Н.К. Зайцева. – М., 2002.
17. Знаете ли вы своего ученика / М.М. Безруких, С.П. Ефимова // Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М.: Академия, 1996.
18. Ивахнева М. Школа рукоделия. - М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999 - 656 с.
19. Исакова Э. Ю. Сказочный мир бисера. Плетение на леске / Э.Ю. Исакова, К.И. Стародуб, Т.Б. Ткаченко. – Ростов-на- Дону 2004.
20. Каменева Е. Какого цвета радуга / Е.Каменева. - М.: Детская литература, 1984.
21. Кашин М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке / М.П. Кашин // Советская педагогика, №7, 1957.
22. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982, 447с.
23. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки / Л.Г. Куликова. – М.: МСП, 2001.
24. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела / Л.И. Латохина. - СПб.: Шк.комплект, 1997.
25. Лемберг Р.Г. О самой работе учащихся / Р.Г. Лемберг // Советская педагогика, №2, 1962.
26. Ляукина М. В. Бисер: техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ – ПРЕСС книга, 2003 - 288с.
27. Ляукина М.В. Бисер / М.В. Ляукина. - М.: Аст-Пресс, 1998.
28. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки / А. Магина.– СПб., 2002.
29. Магина А.Р. Поделки из бисера для любимой мамочки.- М.:АСТ; СПб.:Сова, 2006 – 31. с. : ил.
30. Маерова К. Русское народное прикладное искусство / К. Маерова, М. Дубинская. - М., 1990.
31. Маркман Л.А. Бисерная фантазия / Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.
32. Мастерица. /Сост. Сокол И.А. - М.: ООО АСТ; Харьков: Фолио, 2001
33. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / сборник актуальных работ. - М.: Педагогика, 1991.
34. Пармон Ф.М. Русский народный костюм / Ф.М. Пармон. - М.: 1994
35. Романова Л.А. Магия бисера: новые идеи для рукодельниц.- Ростовна- Дону : Феникс, 2005.- 155с.