Фрагмент для ознакомления
2
Современная педагогика, как и любая другая наука, находится в постоянном развитии, в связи с изменениями роли человека во всех сферах общественных отношений, целей, которые ставит перед собой образование, совершенствования педагогических методов, актуализации старых идей. В связи с этим, совершенствуются и создаются новые методы и методики обучения, часть которых является заимствованной.
Споры вокруг сущности и организации школьного образования ведутся с самого начала его становления, не прекращаясь и по сей день. Причем споры эти касаются самых разных тем: организации педагогического процесса в целом, условий формирования личности учащегося, проблем в обучении и пр.
В последние десять лет в образовании произошли кардинальные изменения, которые отодвинули в сторону проблемы обучения, следствием чего стала неверная трактовка педагогами идей, а значит и снижение уровня подготовки к занятиям. Результатом этого стало появление пассивных форм проведения уроков, которые не способны заинтересовать учеников в получении знаний. В связи с тем, что потребность в людях, чьи знания и умения развиты, лишь возрастает, появилась и потребность в активных формах ведения занятий, в частности, проявился интерес к проблемному обучению, подразумевающее собой развитие мышления учащихся, их творческих способностей и мотивации к получению новых знаний.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях на уроках русского языка возникают трудности при работе с лексическими словарями.
Объект исследования: лексические словари.
Предмет исследования: процесс изучения лексических словарей различных типов.
Цель исследования: изучить приемы работы с лексическими словарями различных типов на уроках русского языка
Задачи исследования:
1. Изучить требования ФГОС к организации предметного учебного процесса в школе;
2. Проанализировать современные методы обучения;
3. Изучить виды словарей;
4. Выявить методические традиции работы со словарями русского языка;
5. Привести пример использования выявленных методов при работе со словарями на уроках русского языка.
Методологическая основа исследования: положение о роли педагогической деятельности в общественных процессах, системный подход (Э.Г. Юдин и др.), проблемный подход (В. Оконь, А.А. Вербицкий и др.) и личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез (логический, сравнение);
- системный анализ;
- опросно-диагностический метод.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Требования ФГОС к организации предметного учебного процесса в школе
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) является сложным и многогранным процессом. Его успешность зависит от многих факторов: финансовых, материально-технических и, в первую очередь, технологических.
В настоящее время именно ФГОС является основой для разработки образовательных программ дошкольного, начального, среднего (полного) общего образования. Именно на этой базе сегодня разрабатываются программы всех учебных предметов, учебная литература, контрольно-измерительных материалы. Фактически стандарт применяется для непосредственной организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях, которые реализуют базовую основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности[18].
Стандарт обобщил опыт, который уже сформировался в принципиально новых условиях цифрового общества, когда образовательный процесс приобрел новые средства и методы, которые только оптимизировали его возможности, сформированные на основе предыдущего масштабного педагогического опыта [2, c. 12].
В основе анализа и разработки стандарта находится педагогический процесс как главный элемент взаимодействия учащегося и педагога, при этом арсенал средств, которые может применить современная педагогическая наука является чрезвычайно широким. Взаимодействие стало эффективным не только в классе, в ходе занятий, но и во внеурочной деятельности, а также
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вопросы проблемного обучения в школе. Под ред. М.И. Махмутова. – Казань: Издательство КГу, 1970;
2. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР. – 544с.;
3. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Педагогика, 1960. – 299с.;
4. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 378с.;
5. Ильина Г.А. Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2. – с.41;
6. Ковалев В.И., Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев; отв.ред. А.А. Бодалев. – М.: Наука, 1988. – 193с.;
7. Корнетов, Г.Б. Педагогическая мысль как феномен развития педагогической науки // Историко-педагогический журнал. - 2016. - с.65-90;
8. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство НГГу, 2000. – 301с.;
9. Кудрявцев Т.В., Исследование и опыт проблемного обучение в книге «О проблемное обучении». – Вып.2. – М.: Высшая школа, 1969;
10. Лернер И.Я., Проблемное обучение. – М., 1974. – 64с.;
11. Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 186с.;
12. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 80с.;
13. Пойя Г., Математика и правдоподобные рассуждения / Г. Пойя. – М.: Наука, 1975;
14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т., Т.1 / В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 1160с.;
15. Шамова Т.И., К вопросу о методах преподавания и учения. – Советская педагогика. – 1974. - №1;
16. Шищенко, О.С. Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли // Концепт. - 2013. - с.1-5;
17. Яковлева С.П., Развитие у учащихся интереса к изучению // страницы истории. – Вузовский сборник научных трудов. – Брянск. – 2011. – Вып.9. – с.2;
18. Ярмакеев, И.Э. Развитие педагогической науки: традиции и перспективы // Филология и культура. - 2006. - с.1-31