Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Саморегуляция произвольной деятельности в современных концепциях рассматривается на примере различных видов человеческой деятельности и поведения, в данном исследовании – агрессивного поведения. Концепция человека как субъекта своей деятельности, принципы субъективного подхода к анализу человеческой деятельности и поведения стали основополагающими в отечественной психологии.
Научно обоснованный подход к пониманию понятия деятельности как источника реагирования, поддержания и трансформации жизненных связей со средой, опосредованных соотношением «внешнего» и «внутреннего», представлен в работах К.А. Шишкина. А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Н.А. Бернштейн, Л.И. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и идеи других ученых.
Глава 1. Основные подходы к определению и классификации видов саморегуляции
Саморегуляция - довольно интересное и новое направление, которое имеет сравнительно недолгую историю изучения. Изучение регулятивной функции психики является фундаментальной категорией психологии. В прикладном аспекте развитие этой проблемы стало возможным и актуальным лишь на определенном этапе становления психологии как науки. Саморегуляция вытекает из других понятий, поэтому согласно иерархии ее роль становится актуальной при их наличии.
Отдельные исследования саморегуляции начались во второй половине 80-х и более активно – в 90-х гг. ХХ века. И.О. Иванников отмечает, что такое довольно позднее развертывание проблематики саморегуляции личности детерминировано ее неразрывным сочетанием с проблематикой воли, которая на протяжении многих лет не занимала должного места в понятийной системе психологической науки . Хотя такое понятие на самом деле является основой для многих понятий, однако для его появления необходима была определенная база из других не менее сложных и спорных психологических явлений.
Понятие саморегуляции актуализируется сквозь призму гуманистического подхода, при котором личность рассматривается с позиции свободы, активности, способности к самосовершенствованию и саморазвитию. В частности, как самостоятельный предмет исследования саморегуляция освещена в социально-когнитивной теории личности А. Бандуры . Саморегуляция личности, исходя из мыслей ученого, формируется с помощью ее поведения, индивидуальных характеристик, особенно важным из которых является мышление. Мышление каждого человека является особым, так же, как и характер личности, поэтому и понятие саморегуляции зависит от индивидуальных особенностей личности, характера, мышления, темперамента и многих других характеристик.
С точки зрения отечественной психологии проблематика саморегуляции поведения личности выступает важной составной частью принципа единства сознания и деятельности. То есть, все, что мы делаем, зависит от наших мыслей, а наши мысли возникают из сознания. Так же и наоборот – все наши действия имеют свой отпечаток в нашем сознании, что влияет на наше будущее, поэтому друг без друга эти явления существовать не могут, они несут очень важный смысл в нашей жизни. То есть сущность заключается в регуляции собственного Я и ее взаимном влиянии на все то, что находится вне его. То есть присутствие саморегуляции обеспечивает человеку адекватное существование в мире, гармонию с ним и с самим собой.
Довольно интересно мыслит С.Л. Рубинштейн по поводу определяющего характера активности человека в собственном поведении и его регуляции. Ученый отмечал, что регулятивные процессы выражаются в характере личности, поэтому исходя из этого включены во все виды активности человека и гарантируют успех ее деятельности. Связь регуляции и активности является неразрывной при развитии личности в целом .
Проблематика саморегуляции довольно часто освещается сквозь призму деятельностного подхода. С.Л. Рубинштейн считал достаточно правильным объяснение личности через ее проявления в деятельности. Для него была важная роль, значение деятельности в личностном становлении индивида. Имеется в виду, что деятельность и является той базой, которая держит свою основу на всех психических процессах, то есть деятельность – это следствие их развития.
К. Абульханова-Славская объясняет саморегуляцию как структурное образование личности, которое является сочетанием целенаправленных действий, реализуемых в принятии осознанных решений, избрании в оценке способов реализации того, что задумал, самоанализе поступков, определении позиций относительно событий, ситуаций и ценностного отношения личности к самой себе. То есть саморегуляция отражается всем тем, от чего зависят наши действия, которые ведут нас к достижению конкретных целей. Эти явления являются достаточно широкими и индивидуальными одновременно .
Исследовательница считает наиболее целесообразным изучать саморегуляцию сквозь призму личностного подхода. В вопросе о соотношении понятий личность, субъект и индивидуальность автор утверждает, что рассматривать личность как субъект уместно через понятие саморегуляции, которое, в свою очередь, является своеобразным координатором разномодальных личностных явлений в преодолении противоречий во время той или иной деятельности, ведь нас часто сопровождают сомнения. Процесс саморегуляции ученый изучает с позиции активности человека.
Глава 2. Основные подходы к определению агрессивности личности
Становление и развитие постиндустриального общества вызвало кардинальные трансформации традиционных социальных основ, форм и способов социальной жизни человека и механизмов его социализации. Причем эти коренные изменения имеют для социальности двойные последствия. С одной стороны, рост индивидуализации в процессе цивилизационного развития в современных условиях вызывает распространение патогенных для социальности форм индивидуализма.
С другой стороны, все больше институализация социальности, осложнения социальных практик и их динамическое обновление, возникновение и распространение новых средств и форм коммуникации, а также и манипуляции человеческим сознанием и т. п. образуют угрозу дегуманизации социальности.
Давайте теперь обратимся к следующим понятиям, необходимым в нашем исследовании – «агрессивное поведение», «агрессивное действие».
Агрессивное действие - это проявление агрессии, как ситуативная реакция.
Любое агрессивное поведение можно разделить на следующие компоненты: когнитивный, волевой и эмоциональный.
Рассмотрим эти компоненты в агрессивном поведении более подробно.
Когнитивные элементы участвуют в интеллектуальном анализе ситуации, результатом которого является идентификация объекта агрессии, работа с мотивационной сферой. Итак, мотивом агрессивного поведения является поведение по отношению к другому человеку оправдано.
Эмоциональные элементы включают эмоциональную нестабильность субъекта, который легко испытывает негативные эмоции, такие как гнев, раздражение и другие подобные негативные эмоции.
Волевые элементы агрессивного поведения включают следующие однозначно положительные волевые качества, такие как твердость, настойчивость, решительность и инициатива. Но в этих условиях в агрессивном поведении эти положительные качества приводят к отрицательному результату. Каждый из этих элементов может быть выражен с разной силой.
Эти компоненты связаны с темпераментом, интроверсией и экстраверсией.
Следует отметить, что многие ученые в настоящее время используют понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессии как психического свойства людей.
Агрессия - это скорее форма поведения, в то время как понятие в приключениях связано с очень личной готовностью и предпочтениями к использованию насильственных средств для достижения цели.
Следует отметить, что нет строгой корреляции между агрессией и враждебностью. Нормальный уровень агрессии необходим человеку для выживания, в определенной степени приключения способствуют деятельности и адаптации к различным условиям жизни.
Но агрессия имеет есть и позитивную сторону. Это настойчивость, инициативность в достижении своих целей, преодолении препятствий.
Поэтому некоторые ученые выделяют эти так называемые положительные приключения. Эти особенности часто являются характеристиками лидеров.
Е. И. Киршбаум считает, что агрессия может привести к ситуации, связанной с преследованием справедливости. А. А. Реан рассматривает агрессивное поведение (в некоторых ситуациях) как адаптацию особенности, связанную с избавлением от фрустрации и тревоги. Десять
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически приемлемую форму поведения, способствующую выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия рассматривается как неправильное, например, поведение, противоречащее моральным нормам жизни в обществе.
Глава 3. Предпосылки взаимосвязи агрессивности и индивидуальных особенностей личности в зависимости от ведущего стиля саморегуляции
Рассмотрим взаимосвязь агрессивности и индивидуальных черт личности в зависимости от стиля регуляции на примере педагогов.
Многочисленные кардинальные преобразования в системе образования, смена образовательной парадигмы, принципиально новая миссия педагога определяют проявление деятельности педагога в перестройке смысловых структур профессионального сознания, коррекции и пересмотре социально-профессиональных позиций, переориентации на новые цели, целенаправленности в их достижении.
Хроническая эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности часто приводит к проявлениям чрезмерной активности педагога как адаптивной функции, направленной на устранение неудовлетворенности социально-профессиональным статусом, преодоление когнитивного диссонанса, кризисного состояния и проявляющейся в агрессивных формах деструктивного характера.
Агрессия является одним из ведущих механизмов, способствующих развертыванию педагогического дискурса, потребность в агрессии ощущают 17,5% учителей. Эти исследования приводят нас к осознанию необходимости изучения регуляторных механизмов агрессии, поскольку агрессия среди представителей педагогической профессии является серьезным источником дезадаптации других субъектов образовательного процесса.
Идея анализа саморегуляции как универсального регуляторного ресурса личности в достижении различных целей (профессиональных и образовательных) представлена в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.
В этих работах особый интерес представляет вопрос саморегуляции как ресурса управления состоянием, поведением, в том числе агрессивным поведением.
Особый интерес представляет анализ существующих подходов с точки зрения того, в какой степени авторы обращаются к концепции психической саморегуляции для объяснения психологических механизмов управления агрессией. Результаты анализа позволяют сделать вывод, что большинство авторов рассматривают проблему регулирования агрессивного поведения через призму внешнего контроля или необходимости развития рефлексивности.
Когнитивное вмешательство действительно оказалось очень эффективным в снижении вероятности и интенсивности агрессии
Влияние личностных регуляторов на проявление агрессивного поведения опосредуется развитием сознательной саморегуляции. С этой точки зрения, и как отмечалось выше, ситуационные факторы, социальная среда, особенности жизненного и профессионального пути, социокультурные условия играют значительную роль в возникновении и закреплении агрессивного поведения, но не менее важной является группа личностных факторов.
В поведении человека система внешних условий преломляется через систему внутренних условий. Можно с уверенностью сказать, что чем ниже уровень сформированности сознательной саморегуляции человека, тем большее влияние на его поведение оказывают ситуационные, внешние обстоятельства.
Сознательная саморегуляция-это психологическая компетентность и значительный специальный метаресурс, позволяющий самостоятельно и ответственно ставить цели и управлять их достижением на основе максимального использования ваших индивидуальных ресурсов.
Основными характеристиками ресурсного обеспечения являются целесообразность, инструментальность, осведомленность, накапливаемость, истощаемость и распределяемость.
Накопление, по отношению к сознательной саморегуляции, происходит в форме стилистических особенностей, то есть в форме личности. индивидуальные способы саморегуляции, характерные для человека, которые последовательно проявляются в различных видах деятельности .
Распределяемость и эффекты истощения сознательной саморегуляции и ее способности к восстановлению как ресурса были выявлены и описаны в психологических исследованиях, посвященных проблеме субъекта труда в ситуациях достижения общей профессиональной цели различными членами коллектива, утомления в условиях монотонности и др.
Раскрывается ресурсность сознательной саморегуляции в зависимости от продуктивности и эффективности достижения поставленных целей на уровне развития системы сознательной саморегуляции. Эта позиция была подтверждена во многих эмпирических исследованиях В.И. Моросановой. Большинство исследований индивидуальной саморегуляции подтверждают, что именно сознательная саморегуляция является средством, мобилизующим индивидуальные особенности и возможности человека на различных уровнях для инициирования целей деятельности и организации их достижения .
Заключение
Проявления агрессивного поведения во многом определяются индивидуальными особенностями системы сознательной саморегуляции личности, опосредующими влияние личностных ориентаций, личностной агрессивности и акцентуаций характера.
Характер агрессивного поведения (антисоциального или просоциального) зависит не только от направленности личности, но и от степени развития индивидуальной саморегуляции. Чем выше уровень его сформированности, тем ниже риск формирования асоциального поведения (агрессивно-насильственного).
Отличительными типологическими характеристиками антисоциальной направленности агрессивного поведения (осужденных) являются повышенная истерия, возбудимость, параноидальность, психастеничность и маниакальность. Сочетание этих характеристик с высокой личной агрессивностью и низкой саморегуляцией повышает риск агрессивного антисоциального поведения. Напротив, лица с просоциальной направленностью агрессивного поведения (контрактники, спортсмены спортивных единоборств) характеризуются нормативными типологическими характеристиками и высоким уровнем индивидуальной саморегуляции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1993. – 299 с.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: КогитоЦентр, 2002. – 219 с.
3. Бандура А. Теория социального научения: пер. с англ. Н.Н. Чубарь / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2003. – 320 с.
4. Берковец Л. Агрессия: причины, последствие и контроль / Л. Берковец. – СПб.: Олма – Пресс, 2012. – 512 с.
5. Данилюк А. Конрад Лоренц: концепция врожденной человеческой агрессивности // Философская мысль. – 2013. - № 3. – С. 78-102.
6. Дзлиев М.И. Современный терроризм: социально-политический внешность противника / М.И. Дзлиев, Е.С. Иззатдуст, М.И. Киреев / МВД РФ. Академия управления; под общ.ред. В.В. Гордиенко. – М.: Academia, 2007. – 672 с.
7. Иванников В.А. Основы психологии / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.
8. Качанова Ю.В. Агрессивность и агрессия как социологические категории [Электронный документ]. – Режим доступа: http://lib.chdu.edu. ua/pdf/naukpraci/sociology/2010 / 146-133-10.pdf.
9. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Состояние фрустрации // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – Спб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 388-393.
10. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: структурно-функциональный аспект // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5–12.
11. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – 254 с.
12. Крейхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи. – Спб.: Питер, 2003. – 336 с.
13. Кудрявцева Н.Н. Агрессия: от концепции К. Лоренца к современным представлениям // Природа. – 2012. - № 9. – С. 60-63.
14. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Пер. с англ. – СПБ.: Питер, 2013. – 336 с.
15. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. – М., 2006. – 193 с.
16. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): // пер. с нем. – М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994. – 272 с.
17. Моросанова В.И., Гаралева М.Д. Индивидуальные особенности саморегуляции агрессивного поведения // Вопр. психологии. – 2009. – №4. – С. 44–55.
18. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции призвольной активности человека // Психологический журнал. – 2002. Т. 23. – № 6. – С. 5–17.
19. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопр. психологии. – 2000. – № 2. – С. 118—127.
20. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, обучение / А.А. Реан. – М.: АСТ; Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 407 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Спб, 2000. 712 с.
22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 424 с.
23. Тимошенко В.И. Социальные детерминанты агрессии // Государство и право. – 2012. – № 56. – С. 15-19.
24. Фромм Е. Анатомия человеческой деструктивности / Е. Фромм. – Об.: Республика, 1994. – 447 с.