Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На каждом этапе возрастного развития определенная деятельность имеет ведущее значение в формировании психических процессов и свойств личности.
Активность - это понятие широкое и многоаспектное. Как черта личности активность постоянно меняется, что затрудняет ее характеристику.
Активность, являясь условием познания, не является врожденной чертой личности – она фиксируется и развивается в процессе ее деятельности. По активности в художественно-творческой деятельности, отмечаем, что она формируется в процессе творчества и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств учащихся, одновременно влияя на качество деятельности.
На протяжении детства деятельность ребенка меняется в связи с ростом его психофизиологических возможностей, расширением жизненного опыта, необходимостью выполнять усложняющиеся требования.
Основной формой организации обучения в школе являются занятия, поэтому основным видом деятельности на занятиях является познавательная деятельность школьников, которая происходит на основе практических и умственных действий ребенка.
В педагогической науке познавательный акт определяется как мобилизация интеллектуальных, морально-волевых и физических сил ребенка для достижения конкретных целей обучения и воспитания. Познавательная деятельность ребенка проявляется в умении получать от взрослого и самостоятельно ставить познавательные задачи, выбирать способы достижения цели и результата. На основе познания самого себя, осознания своей внутренней сути в процессе общественной деятельности активизируется самоанализ познавательной деятельности.
Таким образом начинается процесс активизации познания ученика, продолжающийся на протяжении всей жизни, постепенно трансформируясь из внешнего мира во внутренний мир личности, что отражается в мировоззренческом видении предметов, явлений, знаний.
Поскольку главная характеристика познавательной потребности – ее предметность, развитие познавательной активности рассматривают как процесс обогащения, расширения и углубления сферы предметов, что познает ребенок, на которые направлена его активность.
Детство является важным периодом для дальнейшего развития личности, поскольку это – время качественных психических образований. Это касается и активности, которая зарождается в раннем возрасте, когда происходит стремительный рост и накопление знаний. В основе любого конкретного акта познания – определенное начальное представление о мире, его образ, который позже уточняется, дополняется или опровергается в ходе познавательной деятельности. Познавая самого себя, осознавая свою внутреннюю суть в процессе общественной деятельности, ребенок активизирует самоанализ познавательной деятельности.
Поскольку познавательная потребность – центральное звено познавательной активности личности, ее внутренний источник, поэтому изучение теории вопроса формирования активности личности является важным.
Степень изученности темы исследования. Анализ научных работ, посвященных познавательной активности в обучении, исследуется отечественными и зарубежными учеными, такими как Л.С. Выготский, Н.В. Гродская, И.В. Дубровина, Е.В. Зарукина, Е.В. Коротаева, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, В.Т. Кудрявцев, И.Ю. Кулагина, А.Р. Лурия, Д.А, Маловичко, И.С. Морозова, Т.Н. Овчинникова, Ж. Пиаже, Д.И. Рибо, И.Т. Фролов, И.А. Чернышев, Г.И. Щукна и др.
Объект исследования: познавательная активность.
Предмет исследования: дети младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить сущность повышения познавательной активности в процессе выполнения домашних заданий.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть познавательную активность как состояние готовности учащихся к познавательной деятельности;
- охарактеризовать познавательную активность и самостоятельность младших школьников;
- определить домашние задания как важную и неотъемлемую часть учебного процесса;
- выявить пути повышения познавательной активности младшего школьника посредством творческого домашнего задания.
Методы исследования. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
В работе использовались такие методы исследования, как метод теоретического анализа, синтеза, обобщения, беседы, конкретизации.
Структура работы: вступление, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 31 страница печатного текста.
Список литературы содержит 22 источника.
Глава 1 Развитие познавательной активности как психолого-педагогическая проблема
1.1 Познавательная активность как состояние готовности учащихся к познавательной деятельности
В педагогике утверждается, что в продуктах деятельности – знаниях, опыте деятельности – отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оценки, способы применения. Эти свойства, составляющие содержание познавательной деятельности, содержание учения, имеют различные источники и являются взаимосвязанными. Но если они не будут соотносимыми, то деятельность не состоится, она подменяется реакцией .
Любой процесс познания и познавательной деятельности невозможен без таких основных психологических процессов и действий, как восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и применение. Познание связано с внутренними познавательными интересами, которые мотивируют активность и познавательную деятельность.
Любая деятельность характеризуется ее деятельностным этапом, то есть активностью. В психологическом словаре активность определяется как общая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; активность присуща живому существу, это ее способность к самостоятельному реагированию.
Активность определяется как качество личности, что проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в работе, учебе, общественной жизни, разных видах искусства, в играх.
Как одну из форм активности М.И. Лисина рассматривает познавательную активность – вид психической активности, появляющийся у животных в форме ориентировочного рефлекса, а у человека, кроме того, в формах непроизвольного внимания, любопытства, творчества . В то же время в научной литературе отсутствует единый подход к определению понятия «познавательная активность», хотя во многих исследованиях ученые называют некоторые общие существенные черты этого понятия.
Определяя познавательную активность как особый психологический феномен, ученые исследуют ее в разных аспектах. Так, Т.Н. Овчинникова рассматривает познавательную активность школьника как качество деятельности, в которой проявляется личность самого ученика в его отношении к содержанию и процессу деятельности, стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, а также мобилизации морально-волевых усилий для достижения учебно-познавательных целей .
Познавательная активность как высшее свойство личности характеризуется направленностью и устойчивостью познавательных интересов, стремлением к самостоятельному и эффективному усвоению информации, овладению приемами и способами познавательной деятельности, критичностью и самокритичностью мышления, волевыми усилиями для достижения учебно-познавательной цели.
М. И. Лисина связывает активность с познавательной деятельностью, считая, что в структуре последней она занимает место, близкое к уровню потребности, «это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее». Исследовательница отмечает близость понятий «познавательная активность» и «любознательность» или «любопытство». Последний из приведенных
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2005. – 672 с.
2. Гродская, Н.В. Изучение эффективности учебных действий у младших школьников как условие развития их познавательной активности / H.В. Гродская // Формирование познавательной активности школьников: сб. науч. ст. / под ред. В. И. Лозовой. – Харьков, 2011. – С. 43- 49.
3. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2019. – 450 с.
4. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: 2010. – 59 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
6. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики): учеб. пособие / Е.В. Коротаева, А.С. Белкин. – Екатеринбург, 1995. – 83 с.
7. Коротаева, Е.В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. В. Коротаева // Директор школы. – М.: 2020. – №9. – С.75-80.
8. Коротаева, Е.В. Уровни познавательной активности / Е.В. Коротаева // Народное образование. – 1995. – № 10. – С. 156-159.
9. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова // Первое сентября. – 2018. – № 40. – С. 32.
10. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания / Э.А. Красновский // Советская педагогика. – 2019. – №5. – С. 247-255.
11. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. – 2017. – № 5. – С. 57.
12. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
14. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
15. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. –№ 1. – С. 125-129.
16. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
17. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка / Т.Н. Овчинникова. – М.: Академический проект, 2000. – 197 с.
18. Психология развития: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
19. Рибо, Д.И. Учителю о психологии младшего школьника / Д.И. Рибо. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 264 с.
20. Фролов, И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
21. Чернышев, И.А. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе: учеб. пособие / И.А. Чернышев, М.В. Цуканов. – М.: Курский гос. унив., 2011. – 150 с.
22. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2011. – 440 с.