Фрагмент для ознакомления
2
В младшем школьном возрасте самооценка характеризуется неустойчивостью и, в то же время, пластичностью, точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Поэтому главным достижением младшего школьного возраста в области развития образа себя является дифференциация и интеграция образа себя ребенка. Постепенно самооценка приобретает такие качества, как рефлексивность, дифференцированность, стабильность и адекватность [9]. Но эти качества самооценки, на наш взгляд, не смогут сформироваться у детей с ЗПР в этом возрасте из-за наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности. Одним из основных факторов, влияющих на самооценку ребенка в этот период, является успеваемость в школе и оценки учителей, поэтому дети с ЗПР, испытывающие трудности в освоении школьной программы, находятся в группе риска.
Исследования А. И. Липкиной, Е. И. Савонько и В. М. Синельникова (1986), посвященные изучению самооценки младших школьников с ЗПР, показали, что для школьников, обучающихся в течение некоторого времени до специальной школы в общеобразовательной школе, характерны низкая самооценка и неуверенность в себе. Низкая самооценка была объяснена авторами тем, что дети страдали от длительных неудач в обучении на фоне нормально развивающихся учащихся.
В пилотном исследовании под руководством Т. А. Власовой (1984) было доказано, что, обучаясь в специальной школе под влиянием успеваемости и доброжелательного отношения со стороны учителей, учащиеся приобретают уверенность в себе, самооценку, самооценка приближается к адекватной.
Н.И. Гулидова (1981) в своем исследовании считает, что чем более выражена задержка психического развития младших школьников, чем больше ученики переоценивают свои возможности, тем менее критично они к нему относятся.
И. В. Коротенко (2005) утверждает, что младшие школьники с ЗПР, получающие "положительные оценки в свой адрес", имеют явную тенденцию несколько переоценивать себя. Эта ситуация объясняется тем, что собственная низкая ценность ребенка компенсируется "искусственной" переоценкой его личности, скорее всего, неосознанной ребенком. По мнению И. В. Коротенко, такие психопротекторные тенденции у детей младшего школьного возраста с ЗПР в определенной степени обусловлены давлением на детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора, дети младшего школьного возраста с ЗПР демонстрируют неадекватную, часто завышенную самооценку.
В настоящее время существуют исследования, которые показывают взаимосвязь между оценками учителей, самооценками учащихся начальной школы и межличностными отношениями детей. Дети с высокой самооценкой более активны в проявлении своих способностей, чем дети с низкой самооценкой. Неуспевающие студенты сначала пытаются доказать, что они могут хорошо учиться, но затем начинают самоутверждаться в антисоциальных действиях (Е. А. Сорокоумова, 2000).
Б. Г. Ананьев [4] отметил, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к себе, источником развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребенок не только познает другого человека, но и познает самого себя, создает свой собственный образ как отражение, трансформацию образа другого человека (2001).
Межличностные отношения-это чрезвычайно широкая сфера, охватывающая почти весь спектр человеческого существования (В. И. Паниотто, 1975; А. А. Томов, 1982 и др.).
Статус индивида в группе, по мнению Ю. Л. Коломенского (1977), зависит от следующих факторов:
· от особенностей личности (интеллектуальные и характерологические особенности, возраст, внешность, темперамент и др.);
· характеристики группы (ценностные ориентации группы, стандарты, установки, стереотипы, оценки и т.д.).
В то же время, подчеркивает А. А. Кровник (1982), обусловленность определенного положения человека в группе – это прежде всего психологический феномен, а все остальные факторы-физиологического и социального уровня – действуют, преломляясь через психологические паттерны.
Важной составляющей межличностных отношений исследователи называют взаимное восприятие и взаимную оценку людей в процессе взаимодействия друг с другом. Межличностное восприятие-это процесс формирования образов других людей, представлений и представлений о них (А. А. Бодалев [8], 1970; А. А. Кроник, 1982) и является регулятором поведения человека. Представления, которые люди формируют друг о друге в процессе межличностного восприятия, закрепляются в сознании в индивидуальных образах и понятиях и позволяют людям вести себя в соответствии с этими образами и понятиями (А. А. Бодалев [8], 1982). Механизм обратной связи позволяет человеку регулировать свое поведение, управлять своими отношениями. Обратная связь в межличностном восприятии является одним из условий нормального взаимодействия между людьми (О. В. Соловьева, 1992).
В онтогенетическом плане развитие перцептивных процессов идет от глобального, диффузного отражения окружающего мира к дифференцированному, обобщенному и иерархически организованному восприятию (А. А. Бодалев [8], 1970; И. Н. Козлова, 1974).
С возрастом у детей возрастает способность отражать личность воспринимаемого человека и уменьшается количество описаний внешности, увеличивается объем и адекватность оцениваемых признаков, расширяется круг используемых категорий и понятий, уменьшается категоричность суждений, появляется большая гибкость и универсальность (В. Н. Куницына, 1972; И. Н. Козлова, 1974).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения. М.: Просвещение, 2018. 53 с.
2. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» //Российская газета. 2011. № 54.
3. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова // Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 363 с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
8. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / А.А. Бодалев, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 304с.
9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.
10. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для психологов-консультантов. – M., 1989
11. Виноградова Н.Ф. Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО// Начальная школа. 2006. №15.С.39-43
12. Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 48-59.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
14. Гаурилиус, А.И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07 / А.И. Гаурилиус; Мн, 1998. – 20 с.
15. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 7.
16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т / А.В Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – Т.1 – 316 с.
17. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма-Инфа, 2000. - 624 с.
18. Зайцева С.А., Смирнова А.А. Изучение влияния самооценки младших школьников на академическую успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 467-469
19. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. Психологические проблемы в учебной деятельности школьник / А. В. Захарова. М.: Просвещение, 1997. 176 с
20. Иванова Н.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников //Н.В. Иванова, В.А. Калюлина, Е.В. Минаева. Перспективы науки и образования. 2017. №6 (30). С. 70-73
21. Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицкая. М.: МГППУ, 2006. 320 с.
22. Колесова О.В., Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Формирование у учащихся регулятивного действия планирования на уроках русского языка // Сибирский учитель. 2019. № 1 (122). С. 81-87.
23. Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251-261.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.
25. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / А. Маслоу. – М., 1982. - С. – 108 – 117.
26. Морено, Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Д. Морено. -М., 1958.
27. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Общие основы психологии: в 3 т. / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. – Т 1. – 688 с.
28. Остапова С.Н. Развитие навыков самооценки и самоконтроля // Начальная школа. 2014. № 12. С. 42 – 45
29. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.
30. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
31. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию /К. Роджерс. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 437 с.
32. Тивикова С.К., Колесова О.В. Технологии формирования действий целеполагания у младших школьников в процессе работы с текстом // Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 63-68.
33. Фрондзей С.Н. Роль учителя в формировании самооценки младшего школьника // В сб.: Актуальные проблемы начального образования. Ростов-на-Дону, 2016. С. 36-40. DOI:10.26795/2307-1281-2018-6-3-8