Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Отклонения в развитии речи неблагоприятно сказываются на общении с окружающими, тормозят формирование познавательных процессов и в этой связи мешают полноценному формированию личности. Наше исследование посвящено одной из важнейших и до сего времени практически не изученных проблем логопедии - формированию процессов лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, то есть детей, имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.
В существующей ситуации в логопедии закрепляется принцип устранения нарушений речевого развития у детей на раннем этапе жизни. Несомненно, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на последующем речевом развитии. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка (Л. С. Волкова).
Логично предположить, что создано достаточно монографий, посвященных изучению такой паталогии, как общее недоразвитие речи. Исследованием этой проблемы занимались такие видные ученые и педагоги-дефектологи, как Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, А.В. Мамаева, Н.Н. Баль и другие.
Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо детализированное исследование слоговой и фонематической структуры речи у детей с нарушениями.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: процесс освоения слоговой и фонематической структурой речи у детей с ОНР.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что у детей с ОНР будут проблемы со стороны слоговой и фонематической структуры речи.
Задачи исследования:
1. Изучить факторы, влияющие на речевое развитие;
2. Рассмотреть сущность понятия «ОНР» и особенности развития речи с этой патологией;
3. Выявить проблемы, связанные со слоговой структурой речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования определялись нами в связи с задачами работы:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования);
2. Организационные (сравнительный, комплексный);
3. Эмпирические (обсервационные - наблюдение, психолого-педагогический - констатирующий эксперимент, биографический - сбор и анализ анамнестических данных);
4. Количественно-качественный анализ полученных данных (математический, описательный).
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Факторы, влияющие на речевое развитие
Речь представляет собой основное средство коммуникаций между людьми, т.к. с помощью нее человек способен передавать и принимать какую-либо информацию. Речь способна отражать возрастные, расовые, интеллектуальные и прочие особенности. Мы приведем наиболее точные определения понятия речи:
• Р.С. Немов: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [30, с.112];
• С.Л. Рубинштейн: «Речь – это деятельность общения посредством языка» [Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – с.41].
Таким образом, можно сказать, что речь играет главенствующую роль в процессе психического развития человека, связываясь с мышлением и сознанием в целом.
Основными функциями речи большинство психологов и педагогов советского и современного общества называют:
- сигнификтивную (обобщающую) – единство обозначений предметов и явлений тем, кто говорит или воспринимает их. Эта функция отличает человека от животного;
- регулирующую – управление познавательными процессами и поведением;
- коммуникативную – передача информации. Эта функция представляет собой не внутреннее, а внешнее средство, направленное на установление контактов;
- эмотивную – выражение психического состояния говорящего по отношению к собеседнику [14, с.88].
В связи с тем, что речь выполняет такое множество достаточно разнообразных функций, речь не однолика и функционирует в различных видах, в зависимости от специфики среды общения. Таким образом, психологи выделяют два главных вида речи – это внешняя и внутренняя. Внутренняя речь представляет собой такой вид речевой деятельности, при котором характерна фрагментарность информации. В связи с этим, внутренняя речь напрямую зависит от ситуации, поэтому она также имеет несколько форм выражения: беззвучная (не воспринимаемая на слух) и сама внутренняя речь (свернутая, сжатая, зачастую опускающая второстепенные члены предложения).
В отличие от внутренней речи, внешнюю можно и услышать, и увидеть. Таким образом, она разделяется на:
- устную (звуковую) – может сопровождаться различными звуками, интонацией, мимикой и жестами. В нее входят монологическая речь (изложение мыслей одним лицом), диалогическая (изложение мыслей двумя лицами) и полилогическая (изложение мыслей тремя и более лицами);
- письменную – наиболее развернутая форма речи, характеризующаяся педагогами и психологами больше как речь-монолог, т.к. разговор идет с воображаемым собеседником на листе бумаги.
В нашей исследовательской работе мы будем рассматривать устную форму речи, а именно – диалогическую.
Дошкольный возраст характеризуется Л.С. Выготским полноценной динамической структурой, представляющей собой новообразование, с помощью которого определяют психические особенности детей старшего дошкольного возраста [14, с. 93].
Старший дошкольный возраст – такой период, когда ребенок начинает не только накапливать, но и применять знания. Таким образом, именно этот период в психологии и педагогике считается наиболее благоприятным для речевого развития.
Как правило, ни один вид обучения не обходится без соблюдения ряда требований при построении учебно-познавательной работе. Однако, помимо этих требований, успешность речевого развития зависит от нескольких факторов:
1. Учащиеся должны доверять педагогу;
2. Учащиеся должны быть внимательны;
3. Должна присутствовать мотивация речи, т.е. наличие потребности к высказываниям. Е.Е. Сапогова сказала: «Наличие мотивации речи означает, что у дошкольника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и что ему хочется поделиться» [34, с.211];
4. Создание речевой среды – речи родителей, знакомых, художественная литература, речь педагога, учебники и пр.;
5. Овладение речью – понимание того, о чем нужно говорить;
6. Психофизические возможности учащихся – состояние организма, мышление, восприятие, внимание. Педагоги должны опираться на установленную норму возможностей, составленную в соответствии с возрастными особенностями. Психофизические возможности учащихся способны варьироваться и совершенствоваться учебно-воспитательным процессом.
Каждый из этих факторов не универсален и оказывается на разных учащихся разное воздействие, ведь дети воспитываются в разных условиях, имеют разные психофизические возможности.
При рассмотрении факторов, влияющих на успешность речевого развития, необходимо опираться не только на наблюдения педагогических процессов, но и на методическую психолого-педагогическую литературу.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста показал, что это наиболее благоприятный возраст для обучения умению выражать свои чувства и мысли посредством речи, а успешность обучения зависит не столько от ребенка, сколько от самого учебного заведения.
Среди заболеваний, связанных с речью, чаще всего встречаются:
- моторная алалия (расстройство экспрессивной речи) – отсутствует или недоразвита активная речь, хотя сохраняется ее понимание, т.к. органически поражены речевые зоны коры головного мозга в раннем периоде речевого развития. При таком нарушении дети не способны синтезировать языковой материал. Причинами патологии могут быть токсикоз при беременности, соматические заболевания матери, патологии во время родов, родове травмы, асфиксия и пр. Основные проявления: а) задержка речевого развития (первые слова – в 2-3 года и т.д.); б) нарушение подсистем языка (лексика, синтаксис, морфология, фонематика, фонетика); в) трудности в понимании более сложных конструкций.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. - [Электронный ресурс]. - URL.: fgos.su. Дата обращения: 24.05.2020;
2. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. - 2013. - №4. - с.12-14;
3. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Эксмо, 2012. - 448с.;
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 1977. - 153с.;
5. Акаева, Н.Б. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2014. - с.22-28;
6. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. Казань, 2000;
7. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. - 2017 . -с.38-44;
8. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [Текст] / Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. - 2018. - № 17 (203). - С. 271-273;
9. Баль, Н.Н. Особенности словообразования сложных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мадырского педагогического университета. - 2012. - с.63-67;
10. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие [Текст] / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.;
11. Бородулина, М.К., Минина, Н.М. Диалогическая речь и методика ее преподавания // Язык и стиль. Сб.ст. под ред. Дегтеровой Т.А. – М., 1965. – с.211-225;
12. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : Академия, 2005. - 390 с.;
13. Воронина, М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Начальная школа. – 2004. - №6. – с.45-50;
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинение в 6-ти томах. – т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504с.;
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.;
16. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 312 с.;
17. Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов. – Вестник Тгу. – 2009. – Вып.9. – с.215-219;
18. Горчакова, А. М., Конакова, Т. М. Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР // Самарский научный вестник. – 2013. – с.27-30;
19. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М., Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Аспект - С, 2004. – 319 с.;
20. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1980;
21. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С.Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.;
22. Ковалева, А.И. Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2018. - №46. - с.293-295;
23. Козинец, С.Б. Деривационные возможности словообразования метафоры // Известия Саратовского университета. - 2008. - с.8-15;
24. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград: Вгу, 2011. – 261с.;
25. Коррекционная педагогика и специальная психология / Сост. Н.В. Новоторцева. - Спб: КАРО, 2006;
26. Косова, В.А. Словообразовательная категория: Формирование понятия и основные направления исследования // Ученые записки Казанского университета. - 2010. - с.199-212;
27. Левина, Р. Е. Принцип анализа речевых нарушений у детей // Труды 2-ой научной сессии по дефектологии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – с.166-173;
28. Мамаева А.В. Деятельность учителя логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. [Текст] / Красноярск, 2019. 300 с.;
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2004;
30. Немов, Р.С. Психология: учебник, т.2. – М.: Высшее образование, 2005. – 375с.;
31. Николаев, Г.А. Теоретические проблемы русского словообразования // Диалектное словообразование, морфемика и морфология. - 2007. - с.7-29;
32. Резанова, З.И. Теория русского словообразования в трудах профессора М.Н. Янценецкой [Электронный ресурс]. - URL: (Дата обращения: 08.05.2018);
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.;
34. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Полипресс, 2001. – 480с.;
35. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.;
36. Стребелева, Е.А. Специальня дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 312с.;
37. Хомская, Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987. – 496с.;
38. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11