Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления возможности действовать беспрепятственно и неограниченно. Права, предусмотренные Конституцией, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиций безграничного использования прав. На сегодняшний день сложилась уже довольно обширная практика Конституционного Суда РФ, рассматривающего в том числе и заявления о признании неконституционными статей Трудового кодекса РФ, ограничивающих трудовые права и их гарантии.
Объектом данной работы являются общественные отноешния, возникающие в связи с запретами и ограничениями в трудовом праве.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, устанавливающие запреты и ограничения в трудовом праве, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы ставится изучение запретов и ограничений в сфере труда.
Задачами работы ставится:
- Изучить конституционное право человека и гражданина на труди его ограничение;
- Проанализировать ограничение прав и власти работодателя;
- Исследовать возрастные запреты и ограничения в трудовом праве;
- Рассмотреть ограничения и запреты труда беременных женщин.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основы равового регулирования запретов и ограничений в сфере труда
1.1. Конституционное право человека и гражданина на труди его ограничение
В современной Конституции Российской Федерации <6> также зафиксированы право на труд и такие дефиниции, как «принудительный труд запрещен» и «труд свободен» (ст. 37).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств». При этом право на труд не включено в перечень прав и свобод, которые не могут быть ограничены, как это предусмотрено, в частности, ч. 3 ст. 56 Основного Закона страны для отдельных прав и свобод. Таким образом, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничений права на труд, но именно федеральным законом и в указанных выше целях.
Однако в самом Основном Законе страны предусмотрены некоторые ограничения права на свободный труд, например следующие:
1) гражданин Российской Федерации (при определенных условиях) вместо выполнения обязанности по несению военной службы направляется на альтернативную гражданскую службу (ч. 3 ст. 59);
2) не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, депутаты Государственной Думы (ст. 97);
3) не могут работать судьями граждане Российской Федерации, не достигшие двадцати пяти лет и не имеющие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119).
Вполне объяснимы ограничения, установленные для депутатов одной из палат российского парламента и для претендентов на должности судей, поскольку в данном случае речь идет о деятельности, которую претенденты хотят выполнять. Что касается альтернативной гражданской службы, то она фактически является принудительным трудом, поскольку при отказе от прохождения военной службы (по установленным федеральным законом основаниям) у призывника нет иного выбора, он обязан пройти альтернативную гражданскую службу, причем по определенным соответствующим федеральным органом исполнительной власти профессиям, должностям, а также месту прохождения этой службы. В то же время в соответствии со ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации такой вид работы не считается принудительным трудом.
В анализе ограничений конституционного принципа свободы труда О.А. Куницина выделила два основных направления ограничения этого принципа: первое направление связано с принуждением лица к труду (то есть в данном случае речь идет о принудительном труде, к которому автор относит не только альтернативную гражданскую службу, но и работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения, и работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда); а второе направление связано с лишением лица, желающего трудиться, такой возможности полностью или частично (например, немотивированное прекращение трудового договора с руководителем организации, случаи, при которых невозможно принять на государственную гражданскую службу, и др.). Многочисленные ограничения в праве на труд, заложенные в нечетко сформулированных нормах Трудового кодекса Российской Федерации, рассматривает Г.А. Трофимова. Так, в одной из своих работ она отмечает, в частности, такие ограничения, как нарушение требований о равной оплате за труд равной ценности, неоднозначные основания заключения срочного трудового договора для некоторых категорий лиц, проявление субъективности при определении результатов конкурса или аттестации.
Таким образом, если исходить из буквального текста ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации, касающихся того, что труд свободен и что принудительный труд запрещен, то, следовательно, у человека отсутствует обязанность трудиться и заставить его работать никто не вправе. Как уже отмечалось, данные нормы соответствуют международным договорам, которые запрещают принудительные или обязательные работы и предусматривают для физических лиц свободу выбора: работать или не утомлять себя какой-либо деятельностью.
Смоделируем ситуацию, при которой совершеннолетний индивидуум нигде не работает и не обеспечен пенсией или другими выплатами от государства или организаций, у него не имеется собственности, нет счетов в кредитных учреждениях и приносящих доход ценных бумаг, его не содержат родственники, то есть у данного человека полностью отсутствуют какие-либо средства к существованию. В результате в обществе появляются люди, не имеющие никаких доходов, но при этом им требуются хотя бы минимальные затраты на питание и содержание. Возникает вопрос: кто и каким образом будет оплачивать этим лицам необходимые для жизни расходы? В этом случае напрашивается неутешительный вывод: для того чтобы добыть себе средства для жизни, данный житель страны будет совершать правонарушения, если не преступления. Это означает, что люди, не имеющие каких-либо законных средств к существованию, являются потенциальными правонарушителями или преступниками. Вероятно, какая-то часть указанных лиц может быть охвачена заботой благотворительных организаций, организующих им ночлег, бесплатную раздачу пищи, одежды и т.п.
Как известно, для борьбы с правонарушителями и преступниками в государстве создается и содержится правоохранительный аппарат, включающий полицию, службу исполнения наказаний и другие федеральные органы исполнительной власти, судебную систему, которые требует регулярных финансовых вложений. Кроме того, в государстве функционируют различные охранные системы, также требующие материальных вложений.
В результате, позволяя бездельничать тем, кто не обеспечен ресурсами для нормального проживания, государство получает проблемы, с одной стороны связанные с необходимостью обеспечения законности, прав и свобод граждан, а с другой стороны, в виде наличия потенциальных правонарушителей или возможных преступников.
Вернемся к ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации и упомянутым международным конвенциям. В этих документах содержится также и такое исключение из перечня принудительных работ, как работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Данное исключение позволяет через административное или уголовное наказание, по сути, вводить обязанность трудиться. В Российской Федерации такой подход зафиксирован нормами законодательства. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с 2012 г. предусматривает и такой вид административного наказания, как обязательные работы, под которыми понимается выполнение «физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ» (ст. ст. 3.2 и 3.13). В Уголовном кодексе Российской Федерации в числе основных видов наказаний в соответствии со ст. ст. 44, 49, 50, 53.1 установлены: обязательные работы (выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ); исправительные работы (по основному месту работы или в определяемых соответствующими органами местах с удержанием из заработной платы в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3030.
6. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2007, N 53, ст. 6618.
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» // Российская газета, N 148, 11.07.2011.
8. СанПиН 2.2.0.555-96 «2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин», утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 N 32 // Экологический вестник России, N 3, 2001.
9. Письмо Роструда от 18.03.2008 N 659-6-0 // Нормативные акты для бухгалтера, 2008, N 7.
10. Письмо Роструда от 18.03.2008 N 659-6-0 // Нормативные акты для бухгалтера, 2008, N 7.
11. Письмо Минтруда России от 20.09.2016 N 14-2/В-899 // «Бухгалтерское приложение» (приложение к «Экономика и жизнь»), 2016, N 44.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П // Собрание законодательства РФ, 27.02.2012, N 9, ст. 1152.
13. Постановление КС РФ от 24.01.2002 N 3-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. N 3.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1707-О // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2768-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Апелляционное определение Омского областного суда от 16.09.2015 по делу N 33-6492/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.05.2018 N 33-17774/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2016 N 33-24701/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.02.2015 по делу N 33-960/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 22.12.2017 по делу N 2-5200/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 14.11.2017 по делу N 12-234/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Арановский К.В., Князев С.Д. К вопросу об основаниях социальных прав и о субъектах правоотношений, с ними связанных // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 43 - 48.
23. Байдина О. Увольнение беременных женщин // Трудовое право. 2019. N 9. С. 45.
24. Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Возраст как фактор уязвимости работника в трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. N 3. С. 556.
25. Ветошкин С.А. О точности юридических формулировок, связанных с уголовными наказаниями, и российской уголовно-правовой политике // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 10. С. 152 - 158.
26. Винокуров В.А. Конституционное право человека и гражданина на труд: возможность и необходимость ограничения // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 11. С. 36.
27. Владимирова Ю.В. Значение возраста работника в трудовом праве России: дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2002. С. 15.
28. Данилов С.П. Преференции для беременных // Нормативные акты для бухгалтера. 2019. N 14. С. 5.
29. Зайцева Л.В., Курсова О.А., Хильчук Е.Л. Обоснованность и последствия повышения пенсионного возраста // Российский юридический журнал. 2019. N 2. С. 144 - 155.
30. Куницина О.А. Ограничения конституционного принципа свободы труда // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 4. С. 41.
31. Лушникова М.В. Метод трудового права и политика социального партнерства // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 4.
32. Медленный яд эйджизма: чем рискуют компании, отказывая зрелым кандидатам. URL: https://hr-portal.ru/article/medlennyy-yad-eydzhizma-chem-riskuyut-kompanii-otkazyvaya-zrelym-kandidatam. Дата обращения 04.05.2021.
33. Проскуряков А.И. Возможные перспективы и последствия введения «налога на тунеядство» в России // Налоги. 2017. N 4. С. 15 - 17.
34. Сагандыков М.С. Баланс интересов работников и работодателей в нормах конституционного и трудового права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2016. N 3. С. 88.
35. Трофимова Г.А. Право на труд в нормах Трудового кодекса Российской Федерации: ограниченные гарантии // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 147 - 155.
36. Хныкин Г.В. Потери и приобретения российского трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 2. С. 19.
37. Хохлов Е.Б. История труда и трудовое право: в 3 т. Т. 1: История труда в контексте хозяйственных, политических и ментальных систем / под ред. И.Ю. Козлихина. СПб., 2013. С. 865.
38. Шукаева Е.С. Нормы Конституции РФ в правовом регулировании работодательской власти // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 3. С. 24