Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В условиях нравственного кризиса последних лет наблюдается спад в воспитании подрастающего поколения. В обществе возникает необходимость обратиться к многовековому опыту предков, к таким важным понятиям как «Род» и «Родство», возродить лучшие традиции и обычаи нашего народа.
В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы [2]. Более чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» [10, c. 314].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Исследование теории вопроса в научной литературе
На современном этапе развития общества выдвигаются новые задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме патриотического воспитания.
В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы [11].
Более чётко дано моральное содержание этого понятия в словаре Г.М. Коджаспирова: «Патриотизм (греч. Patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» [18,c. 214].
Патриотизм очень важен для становления и развития личности. Его можно по праву считать одной из важнейших основ духовной жизни человека. К.Д. Ушинский говорил о патриотическом воспитании: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" [25, с.160].
Необходимость патриотического воспитания была признана еще во времена античности. Так, великий древнеримский мыслитель и философ Цицерон, живший в 43 – 106 гг. до н.э., считал, что идеальный человек должен следовать добродетелям, важнейшими из которых Цицерон считал долг и защиту отечества. Древний философ и мыслитель Конфуций, учение которого оказало глубочайшее влияние на жизнь Китая, считал, что важнейшими качествами в человеке являются служение государству и общине, уважение к старшим по возрасту или же по положению в обществе и званию. Термин «патриот» впервые возник во времена великой французской революции 1789-1793 годов. В то время патриотами считались революционеры, защитники республики и борцы за великое дело.
В отечественной педагогике так же уделялось немало внимания воспитанию патриотизма. В начале 20 века была выдвинута идея о том, что патриотизм это не только любовь к великим и славным достижениям своей родины, но так же и любовь к печальным моментам ее истории. Любовь к родине выражается в высокой жизненной активности, направленной на благо отечеству. Педагоги того времени видели основным условием для формирования патриотизма наличие национального самосознания. Особенно важная роль отводилась изучению истории, родного языка и словесности, географии и законоведению [6, с. 21].
Пробуждению гражданского национального самосознания способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг., она вызвала прилив патриотических сил. Вся страна, от «мала до велика», поднялась на защиту своего Отечества. Истории известно много случаев, когда на поле боя выходили женщины и даже дети. Это и есть истинный патриотизм –защищать свой дом и свою родину по мере своих сил и возможностей, а иногда и за их пределами.
В конце 80-х – начале 90-х годов изучение воспитанием гражданственности и патриотизма занимались такие ученые как Е.В. Бондаревская, Р.Я. Мирский, Н.М. Навайчик, М.П. Чумакова и другие. В настоящее время патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности.
По определению С.А. Козловой патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3, с.82].
Немного шире рассматривает понятие З. Б. Герасимова, отмечая, что подлинные патриотические чувства есть глубокая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам» [10, С. 47]. Часть ученых рассматривает патриотические чувства как нравственные или политические принципы (М.И. Бабинов, В.И. Курков и др.), другие как высшее морально-политическое чувство (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, А. Чопоров и др.) [15].
1.2 Психологические аспекты личности дошкольника
Приступая к исследованию проблемы педагогического воспитания дошкольников необходимо понять психологические основы процесса зарождения патриотических чувств. Для правильной и эффективной организации процесса патриотического воспитания дошкольников, необходимо иметь представление об общих психологических особенностях этого возраста, а так же учитывать возрастные возможности детей.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие всех органов и систем, в особенности активно развивается опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, активно развивается нервная система. Наряду с физиологическими изменениями, происходят изменения в психике ребенка. В возрасте 6-7 лет у детей активно развиваются познавательные и мыслительные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и речь.
К концу дошкольного детства у детей происходит переход от непроизвольной формы внимания к произвольной форме. Дети начинают сознательно удерживать внимание на определенных объектах. Ребенок умеет целенаправленно рассматривать какой-либо предмет, вести наблюдение. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Проявление произвольной памяти происходит в тех ситуациях, когда ребенок сознательно ставит себе целью запомнить и вспомнить что-либо. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста происходит от наглядно-образного к словесно-логическому. «Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще», говорил об этом возрасте К.Д. Ушинский [25]. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению происходит в два этапа. На первом этапе ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. На втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения [24, с.46]. Период старшего дошкольного детства наиболее благоприятен для развития фантазии, ведь именно в этом возрасте активизируется творческое воображение. В сфере развития речи так же происходит ряд изменений. Расширяется и активизируется словарный запас, развивается грамматически строй речи, связность речи, диалогическая и монологическая речь. Дети чаще начинают использовать обобщения, синонимы и прилагательные. Становление личности ребенка не происходит произвольно, само по себе. Одним из важнейших факторов развития личности является педагог, который способствует развитию у ребенка нравственно-положительных качеств, а так же положительных черт личности. Старший дошкольный возраст является самым благоприятным временем для формирования этих качеств. Ребенок 6-7 лет доверчив, любознателен, внушаем, все это создает благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Согласно исследованиям психологов (А.Г. Ковалевым, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) формирование высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, происходит на основе постоянно повторяющихся положительных эмоций [15].
Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова), процесс формирования патриотизма не должен сводиться к накоплению знаний о Родине, гораздо важнее сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к отечеству, его истории, традициям и культуре [15].
Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть самопроизвольно. Развитие нравственных чувств напрямую связано с условиями, в которых находится ребенок, а так же с методами и средствами воспитания. При целенаправленном воспитательном воздействии чувства детей разнообразнее, глубже и богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
1.3 Роль патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе краеведческой деятельности
Ознакомление детей с историческим и культурным наследием родного города имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Выстраивая педагогический процесс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом необходимо учитывать следующие принципы [13, С.25]:
Принцип историзма. Ввиду того, что у детей дошкольного возраста не полностью сформировано историческое сознание, события следует описывать в хронологическом порядке, но сводить все к двум историческим понятиям: прошлое (когда-то давно) и настоящее (наши дни).
Принцип гуманизма. Предполагает умение педагога учитывать эмоции и чувства ребенка, его точку зрения и воспринимать его как полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Требует создания оптимальных условий для самореализации ребенка в процессе овладения знаниями о родном городе с учетом возрастных возможностей, а так же индивидуальных особенностей познавательной сферы ребенка.
Принцип интегративности. Состоит в сочетании всех видов детской деятельности при ознакомлении с краеведческим материалом. Реализация принципа осуществляется в сотрудничестве с библиотеками, музеями, выставочными комплексами, театрами.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Изучить опыт педагогов практиков по теме исследования
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольника. В настоящее время разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в теории и практике отечественного образования: ведь именно в таком раннем возрасте закладываются глубинные основы нравственности и патриотизма, формируется чувство любви и бережного отношения детей к природе родного края и родному городу [31].
Опыт работы по формированию основ патриотических чувств детей дошкольного возраста формировался на базе Муниципального дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 104 «Звоночек»,
Волгоградская область, г. Волжский, ул. Щорса, д.59. Современный педагогический состав данного учреждения в своей работе использует наиболее эффективные и зрелищные формы и методы формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Примером послужила педагогическая модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики старшего воспитателя ДОУ № 104 «Звоночек» Л.А. Анисимовой и педагога дополнительного образования О.Н. Борисовой [13].
Опыт педагогической деятельности позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст – это действительно время «благодатной почвы», поскольку в этот период у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у маленького человека происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире [5]. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств [3]. Яркие впечатления от красоты родной природы и величия отечественной истории, полученные в детстве, как правило остаются в памяти человека на всю жизнь, тем самым формируя у ребенка черты характера, способствующие его становлению как патриота и нравственно развитого индивида в целом.
2.2. Использовать опыт педагогов практиков в своей практической деятельности
Вышеизложенный опыт педагогов практиков был проанализирован и закреплен на практике в Муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении Детский сад «Теремок» №19 г. Оренбурга, по улица Кирова, дом 44 [30].
Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Важным средством активизации процесса патриотического воспитания старших дошкольников является краеведение.
Краеведческое воспитание – это очень большая и важная глава в жизни каждого ребенка. Построение фундамента любви к своему родному городу является основой патриотического воспитания каждого ребенка. Если ребенок научится любить и знать свой дом, свою улицу, свой город, то тогда ребенок научится любить свою страну [12, С.22].
Исходя из педагогического опыта и изучения педагогической литературы формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:
– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом – фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.
– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;
– праздники, развлечения – на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
– чтение произведений детской литературы, в которой представлена патриотическая оценка родного края;
– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;
– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка – эти формы незаменимы в краеведческой работе [16, С.51].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, под патриотическим воспитанием дошкольников мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной учебной деятельности и общении, которое направлено на выявление и формирование у ребенка положительных нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природы родного края, любви и уважения к Родине, его истории, родному языку, его людям, его обычаям, традициям и идеалам.
У дошкольников могут формироваться не только полноценные представления, но и простейшие нравственные представления, а также умение анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать знания по определенным критериям. У детей формируются познавательные интересы – избирательная ориентированность личности на предметы и явления действительности. Ребенок начинает ставить себе познавательные задачи, ищет объяснение наблюдаемым явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любопытству, которое вызвано внутренней стороной предмета или явления. У дошкольников возможно формирование системы обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающей среде, предпосылкой патриотизма, гражданственности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е. Гордеева, М. Постников. - М .: - Волгоград: Учитель, 2011. - 125 с.
2. Алешина, Н.В. Приобщение дошкольников к окружающей среде и социальной реальности [Текст] / Н.В. Алешина. - М .: –Элиза Трейдинг, 2012.
3. Белоногова Г.А. Педагогические знания для родителей [Текст] / Г.А. Белоногова // Дошкольное образование. - 2018. - №1. - С. 82 - 92.
4. Буре, Р. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие / Р.С. Буре - М .: Мозаика - Синтез, 2011. - 80 с.
5. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [Текст] // Детский сад: теория и практика. - 2020. - Вып. №9. - С. 82 - 89.
6. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Планировка и классные заметки / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е. Жигнал, Г. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О. Савельев. - М .: Детство-Пресс, 2016. - 192 с.
7. Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в сфере приобщения дошкольников к родному краю [Текст] // Педагогика: традиции и инновации. - 2019. – С. 68 - 71.
8. Волобуева, Н.Г. О формировании у старших дошкольников знаний и представлений о родном крае на примере Оренбурга [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Вып. №15. - С. 141-145.
9. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина [Текст] / Н.Ф. Виноградов - М .: Просвещение, 1984. - 303 с.
10. Герасимова, З.Б. Люби и знай свою родную землю [Текст] / З.Б. Герасимова, // Дошкольное образование. - 2017. –№ 12. - С. 47.
11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М .: Эксмо, 2016. - 64 с.
12. Дедюкина, М.И. Формирование ценностных представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы IV Междунар. научный. - практично. Конф. - 2015. - Вып. Номер 3. - С. 20-22.
13. Дергач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л.Н. Дергач // Дошкольная педагогика. - 2019. - №2. - С. 21-26.
14. Евдокимова, М. Н. Мы изучаем с детьми историю их родного города: проект по патриотическому воспитанию [Текст] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - Вып. №9. 34 -39.
15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: в 2-х томах. Т. 1. Психическое развитие ребенка / под ред. В.В. Давыдова, В. Зинченко. - М .: Педагогика, 2016. - 318 с.
16. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - М .: Академия, 2016. - 347 с.
17. Как научить детей любить свою Родину: пособие для педагогов и учителей / под ред. - сост. Ю.Е. Антонов, Л. Левина и др. - М .: АРКТИ, 2013. - 180 с.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кожаспиров. - М .: Издательский центр «Академия», 2012. - 285 с.
19. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Л.А. Кондрыкинская. - М .: Сфера, 2004. - 120 с.
20. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников [Текст] / Л.В. Коломийченко. - М .: Пермь, 2012. - 267 с.
21. Крехалева В.А. Воспитание любви к родному краю [Текст] // Дошкольное образование. - 1989. - Вып. № 11. - С. 42-46.
22. Максимова, И. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой региона [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. Науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2020. –С. 40-43.
23. Островская Л. В. Знакомство ребенка с родным городом [Текст] / Л. В. Островская // Дошкольное образование. - 2021. –№ 1. - С. 56 - 60.
24. Рыбалова И.В. Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] // Дошкольное образование. - 2018. - Выпуск № 6. - С. 45 - 55.
25. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические труды: в 2-х томах. Т. 2 [Текст] / К.Д. Ушинский. - М .: Смысл, 2012. - 357 с.
26. Хурда Т.А. Воспитываем любовь к родному городу [Текст] / Т.А. Хурда // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - Вып. № 7. - С. 25 - 28.
27. Шаламова Е.А. Патриотическое воспитание [Текст] / Е.А. Шаламова // Ребенок в детском саду. - 2018. - Вып. № 6. - С. 28 - 32.
28. Ястребцова, А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников [Текст] / А. О. Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. –2016. - №1. - С. 64-68.
29. Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / http://static.government.ru/media/files/ LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZ U5.pdf (дата обращения: 7.05.2021)
30. Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение "Детский сад Теремок № 19" [Электронный ресурс] / http: // www. teremok 19oren.ru/osnovnyie-svedeniya.html (Дата обращения: 7.05.2021)
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. - Москва: Образование, 2019. - 53 с.