Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Война одно из самых страшных событий, которое может произойти в жизни любого человека, и она не проходит бесследно и остаётся в его памяти и в памяти потомков. Она вносит большие изменения в поведение человека и его восприятие реальности.
Информация, получаемая солдатом из писем, газет влияет на восприятие действительности. В частности, это формирует образ врага и понимание цели ведения войны.
Актуальность работы
Развитие современных технологий дало толчок развитию средств массовой информации. В современных реалиях, практически невозможно человеку представить себя в отрыве он них. Так или иначе средства массовой информации оказывают огромное влияние не только на личность, но и на общество в целом.
Технический прогресс, как инструмент эволюции, практически стер границы между государствами и народами, появилось единое информационное поле, которое постоянно подпитывается информацией. В наше время уже не нужно покупать газеты, бежать куда-то, узнавать что-то, достаточно просто включить компьютер, телевизор, телефон и др.
Огромные потоки информации проходят через людские умы, оставаясь в них, формируя особое отношение относительно ее направленности. Не секрет, что век глобальных войн и катастроф миновал, но это всеобщее заблуждение, произошло видоизменение, трансформация конфликтов людей, и именно средства массовой информации являются инструментом воздействия на психологическое состояние современного человека. Люди просто не могут остаться в стороне от происходящих событий, информационное поле может служить как цели их объединения, так и целям дробления, разобщения, в зависимости от поставленных задач.
С учетом особенностей современного общества, все большую популярность приобретает знание собственной истории, истории своего государства, истории своего народа. Именно здесь на первый план выходит отображение информации прошлых лет в печатных изданиях соответствующей эпохи.
Информация, которая находит моментальный эмоциональный отклик наиболее востребована.
Объект и предмет работы.
Объект исследования – Печатные издания в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Предмет работы – Роль средств массовой информации отображении жизни и быт советских солдат в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - выявление особенностей отображения жизни солдат в печатных изданиях 1941 – 1945 гг.
Задачи исследования:
- сбор информации о важности средств массовой информации;
- анализ данных о жизни и быте советских солдат в печатных изданиях.
Методы исследования.
В своей работе мы будем использовать теоретический метод исследования.
Практическая значимость.
Опыт, который мы получим позволит нам определить значимость средств массовой информации не только для общества, но и для солдат, непосредственно находящихся на передовой.
В данной работе будут представлены материалы трудов различных ученых, таких как, Лемке М.К., Дризен Н.В., Татариновой Л.В.,
Афанасьева А.В., рассматривающих не только основные события, произошедшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и взгляды современников, через призму времени, на труды советских журналистов по отображению военного быта воинов регулярных войск советской армии.
Современное законодательство четко определило границы дозволенного средств массовой информации, главным образом по причине того, что они способны влиять на формирование общественного мнения, что само по себе является одним из направлений государственной политики по защите государственного строя.
Стоит отметить, что задачи, стоящие перед средствами массовой информации, по большому счету практически не изменились, о чем свидетельствуют труды современных исследователей, таких как: Лемке М.К., Татаринова Л.В., Муллоев Ш.Б. и др.
Глава I. Средства массовой информации в процессе формирования «картины мира» общества
1.1. Особенности средств массовой информации
Термин «средство массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах, путем дословного перевода французского термина - «moyens d'information de masse». Стоит отметить, что в современной Франции этот термин давно стал анахронизмом и больше не используется. В современной же Российской Федерации, и не только, он широко используется и актуальности не утратил.
Термин «средства массовой информации» означает однонаправленность воздействия прессы, радио и телевидения («сверху — вниз»), то есть он, фактически санкционирует авторитарность их воздействия как вещь саму собой разумеющуюся, и не соответствует развитию электронных средств коммуникации, основным вектором которого является мгновенная обратная связь всех со всеми структурными элементами.
Причем, учетом конкретного направления деятельности, или вернее – стоящими перед ними задачами, необходимо четко разделять несколько видов понятий, таких как: «средства массовой информации», «средства массовой пропаганды» и «средства массовой коммуникации». Хотя в глазах современного человека они не особо то и отличаются друг от друга, по причине того, что очень тесно между собой переплетены и используются единовременно как инструменты воздействия на него.
С точки зрения исследователей данного направления, та же «серьезная» пресса должна освещать лишь факты, как отображение действительности все больше переход в разряд «таблоидов», имеющих своей целью упрощение окружающего мира, как средство повышения спроса. Результатом этой «эволюции» стало превращение ее в средство пропаганды, а порой и как средство оружия массового поражения умов людей, путем передачи ложной, не соответствующей реальности информации.
Средства массовой информации и реклама, все больше сближаясь между собой и с повседневностью и тем самым обращаясь к жизненному миру, становятся не столько способом отражения реальности, сколько способом ее конструирования, способом философствования и видения. Реклама прочно заняла в современной культуре место одного из главных смыслообразующих оснований. В современном мире роль, которую прежде играли идеология и искусство, в определенном смысле играет рекламный дискурс; посредством него осуществляется манипулирование массовым сознанием этноса в коммерческих целях, внедряются и формируются новые культурные приоритеты и пристрастия, создаётся «идеальный» виртуальный мир, к которому, как утверждается в соответствующих рекламных текстах, следует стремиться каждому. Сегодня реклама является наиболее выразительным примером сближения искусства, идеологии и средств массовой информации с повседневностью и тем самым с жизненным миром.
Совокупность всех «средств массовой информации» принято классифицировать вертикально, опираясь на то, каким является административно- территориальное устройство одного отдельно взятого государства, в котором основополагающее место занимает территориальный вопрос, который обслуживается конкретными средствами массовой коммуникации, вне зависимости от его места «выхода» в свет.
Опираясь на эту точку зрения можно выделить ряд подклассов, или подкатегорий, таких как:
• транснациональные СМК (то есть такие, которые регулярно обслуживают информационные потребности людей в международном масштабе, на территории нескольких государств);
• национальные СМК (те, которые работают одновременно на всей территории страны или большей её части);
• региональные СМК (такие, в зону обслуживания, которых входит или отдельная административная единица государства, или исторически сложившаяся часть страны, для которой характерны те или иные особенности — например, Урал или Дальний Восток применительно к Российской Федерации);
• местные СМК (то есть районные, городские, корпоративные, организационные и им подобные).
Для печатных и (в меньшей степени) аудиовизуальных «СМИ» (СМК) характерна тенденция, в соответствии с которой аудитория предпочитает региональные средства массовой информации всем прочим. Главным образом это связано с тем, что местная редакция имеет возможность более полно учитывать запросы населения и устанавливать более демократичную ценовую политику.
Для общества наиболее важную роль играет массовая коммуникация.
Само по себе такое понятие, как «коммуникация», означает информационный обмен, являющийся социально обусловленным явлением, главная функция которого заключается в воздействии на целевую аудиторию посредством передаваемой информации. Именно средства массовой информации являются основным средством массовой коммуникации, к которым относят всю систему органов передачи публичной информации с помощью технических средств. Они характеризуются следующими особенностями:
- обращённостью к массовой аудитории;
- общедоступностью;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, А.Н. Русские сатирические журналы 1769-1774 гг. [Текст] / А.Н. Афанасьев. - М., 2012.
2. Березина, В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX века [Текст] / В.Г. Березина. - Л., 1965.
3. Березина В.Г. Белинский - журналист (Теория. История. Практика) [Текст] / В.Г. Березина. - СПб., 2005.
4.Бормотова, А. Р. Печать периода Великой Отечественной войны на территории Курской области : 07.00.02 / А.Р. Бормотова; Курский государственный университет. — Курск, 2010
5.Великая Отечественная война Советского Союза 1941- 1945. Краткая история. М., Воениздат, 1967,
6.Волковский, H.Л. История информационных войн. В 2-х частях / Н.Л. Волковский. Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Издательство С.-Петербургского университета, 2002 — ч.1 507 с
7. Горячкина М.С. Салтыков-Щедрин и русская демократическая литература [Текст] / М.С. Горячкина. - Л., 1980.
8. Грибков И.В. Власовская печать: структура, состав, эволюция и взаимоотношения с другими коллаборационистскими изданиями (1942-1945 гг.)// Пражский манифест КОНР. По материалам Международной конференции к 70-й годовщине провозглашения Пражского манифеста КОНР, которая состоялась 14-16 ноября 2014 года в Праге / Ред.-сост. И. Золотарев. Прага, 2015. С. 159-170.
9. Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881 гг. [Текст] / Н.В. Дризен. – СПб., 1917.
10.Дроздов, Ф.Б. Образ врага в сознании рядового красноармейца в годы Великой Отечественной войны // Ф.Б. Дроздов / Военно-историческая антропология / Ассоциация военно-исторической антропологии и психологии "Человек и война". 2003/2004 : Новые научные направления. — 2005. — 462 с
11.Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. – 130 с.
12. Емельянов Н.П. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова (1868-1884) [Текст] / Н.П. Емельянов. - Л., 1986.
13.Жуков, С.И. Фронтовая печать в годы Великой отечественной войны / С.И. Жуков. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 — 147 с.
14. Западов А.В. Русская журналистика 1769-1774 годов [Текст] / А.В. Западов. - М., 1959.
15. Западов А.В. Русская журналистика последней четверти XVIII века [Текст] / А.В. Западов. - М., 1962
16.Западова А.В. История русской журналистики XVIII-XIX веков [Текст] / под ред. - М., 1973.
17. Лапшина Г.С. Русская пореформенная печать 70-80-х годов XIX века [Текст] / Г.С. Лапшина. - М., 1985.
18. Лебедева Г.М. Сатирический журнал «Искра» [Текст] / Г.М. Лебедева. - М., 1959
19. Лемке, М.К. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг. [Текст] / М.К. Лемке. - СПб., 1908.
20. Лемке, М.К. Пропущенный юбилей: 100-летие русского устава о цензуре [Текст] / М.К. Лемке / / Русская мысль. - 1904. - № 1.
21. Лемке М.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия («Эпоха цензурного террора») [Текст] / М.К. Лемке. - СПб., 1904.
22. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века [Текст] / Г.П. Макогоненко. - М.; Л., 1951.
23.Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 236 с.
24. Муллоев Ш.Б. Статья. Периодическая печать в годы Великой Отечественной войны. РТСУ. Душанбе. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Точка Доступа: https://mulloevsharif.wordpress.com/2011/09/28/132/
25. Невежин, Н.А. «Если завтра в поход»: подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х — 40-х годах / Н.А. Невежин. — Москва: Яуза: Эскмо, 2007 — 316 с
26.Почепцев, Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда / Г.Г. Почепцев. М.: Центр, 2004. — 252 с
27. Розенберг В. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем: статьи [Текст] / В. Розенберг, В. Якушкин. - М., 1905.
28.Советская пропаганда в годы Великой Отечественной воны: «коммуникации убеждения» и мобилизационные механизмы. Москва РОССПЭН 2007
29.Саченко, И.И. Война и публицистика / И.И. Саченко. Мн.: Наука и техника, 1980. — 280 с
30. Скабичевский А.М. Очерки истории русской цензуры [Текст] / А.М. Скабичевский. – СПб., 1892.
31. Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики XVIII в. [Текст] / Л.Е. Татаринова. - М., 1975.
32.Широкорад, И.И. Центральная периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук: 07.00.02 / И.И. Широкорад; Гос. ун-т по землеустройству. — М., 2002.
33. Энгельгардт Н.А. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703-1903) [Текст] / Н.А. Энгельгардт. - СПб., 1904.