Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Будучи специфическим государственным институтом в общей структуре исполнительной власти, таможенные органы Российской Федерации на сегодняшний день находятся в стадии интенсивных преобразований. Главными целями этих преобразований выступают: качественное повышение эффективности регулирования ВЭД; создание условий благоприятной, стабильной среды для внешнеторговой деятельности; формирование универсальных современных инструментов таможенного контроля и регулирования.
Таможенные органы представляют собой динамично развивающуюся систему, вместе с тем постоянное повышение требований к ее работе со стороны участников ВЭД и всего международного сообщества, заинтересованного в расширении и развитии мирового рынка, свидетельствуют о том, что управление лишь текущими процессами является недостаточным. На первый план выдвигаются вопросы управления развитием сложной таможенной системы.
Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности
в таможенной сфере
1.1 Понятие и сущность проектной деятельности
Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.
Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.
Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).
Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы -- долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.
Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия -- их создает другая функция управления -- организация.
Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.
Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.
В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.
Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.
Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.
1.2 Процесс проектирования в таможенной сфере
Влияние ряда участников на совместную проектную деятельность содержит сложность в виде нейтрализации фактора индивидуального совершенствования. Кардинальная смена направлений развития, качественно новый уровень межгосударственного взаимодействия, возможность наращивания потенциала — политически окрашенные последствия.
Следовательно, реализация проектов, даже при наличии ресурсов и необходимости их исполнения, обладает косвенными задержками исполнения. Главным образом, это сказывается на факторе времени: управлению проектами в органах государственной власти предшествует длительный период формирования и формулирования в нормативных и правовых актах необходимости изменений, позиций, рекомендаций, решений и соглашений. И только после этого возможна работа по научному обоснованию проекта и непосредственно стратегическое планирование.
Актуальность темы обусловлена тенденциями современного этапа развития государственных органов исполнительной власти, который характеризуется проработкой реструктурированных или принципиально новых функций в формате реализации проектов. Специфика данного процесса заключается в учёте количества ведомств одного направления, которое подвержено изменениям в связи с тенденцией глобализации – интеграцией.
Важно понимать, что все функциональные и структурные изменения в таможенных органах определяются факторами, формирующими их институализацию.
Как следует из приведённой схемы, реализация проектов по модернизации таможенных органов находится в области последовательного формирования видения причин и итогов реализации проекта (и, что самое важное, — его воздействия на систему таможенных органов), идей, правил, механизмов, задач. Отражение этих элементов, в первую очередь, находится в базовых нормативных и правовых актах: стратегиях, концепциях, программах развития таможенных органов. Видение таможенной системы, сформированное в этих документах, — основа всей дальнейшей проектной деятельности.
Блок технологий и ресурсов представляется основополагающим для возможности непосредственного осуществления проекта. Технологии должны отвечать уровню потенциала в таможенной системе, а ресурсы должны давать максимальный результат при их минимально необходимом использовании.
Определение «единого окна» приводится в рекомендации ЕЭК ООН №33: «Механизм, позволяющий сторонам, участвующим в международных торговых и транспортных операциях, подавать всю стандартизованную документацию с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация предоставляется в электронной форме, то индивидуальные элементы данных следует предоставлять лишь один раз».
В данном случае, этап «управления» по СЕФАКТ ООН соотносится с блоком «механизмы» системно-логического представления таможенного института. В этот этап в качестве инструментов и стандартов включён ряд рекомендаций ЕЭК ООН по управленческой, технической и методической стороне реализации проекта «единого окна».
На этапе реализации «единое окно» определяется как «проект политических реформ». И в данном контексте методы проектного управления сочетаются с управлением бизнес-процессами, что составляет особую сложность в масштабах анализа государственной деятельности и оказания государственных услуг.
Существуют иные примеры реализации межнациональных проектов. Например, опыт технологий реализации проектов в ЕС являются глубоким и всеобъемлющим. Проекты в этом интеграционном объединении носят системный характер для государств-членов союза. Они разрабатываются Европейской комиссией, уточняются в программах, снабжаются инструментами контроллинга в виде специфических показателей и собственной, независимой от третьих стран, аналитикой, сконцентрированной в Европейской комиссии.
Примечательно, что в европейской практике государственного управления понятие «проект» эквивалентно понятию «программа».
Наиболее всеобъемлющими проектами для органов государственной власти являются проекты по цифровизации. На данный момент известны 15 программ по цифровизации в странах, развивающихся в данном направлении.
Так, в продолжение анализа организации проектной деятельности в Европейском союзе, идёт параллельное развитие программ Europe 2020 и The Customs 2020 – они соответствуют и дополняют друг друга в области создания европейского цифрового пространства:
Глава 2. Исследовательская деятельность в таможенной сфере
2.1 Исследовательский процесс в таможенной сфере
Сегодня мир находится в процессах глобального и интегративного развития. Россия активно участвует в развитии региональных интеграций и мирохозяйственных связей.
В силу этого, с каждым годом, количество перемещаемого товара через таможенную границу возрастает, что требует эффективности деятельности в области применения таможенных процедур. Таможенной системе отведена важная роль в государстве. Современная деятельность таможенных органов ориентирована на стимулирование внешнеэкономических связей и предпринимательской активности внутри страны, на обеспечение расширения и углубления международной экономической и политической интеграции.
Методы и организация исследования.
В основу анализа таможенной системы и ее роли в регулировании внешнеэкономической деятельности положен анализ отечественного опыта.
В ходе написания статьи были проведены исследования, предполагающие использование структурного метода, метода обработки данных, а также методов систематического и логического обобщения.
Результаты и их обсуждение.
На сегодняшний день таможенные органы играют важную роль во внешнеторговой деятельности государства и соответственно занимают свое определенное место в системе правоохранительных органов. Существенным элементом деятельности таможенных органов является полнота взимания всех видов таможенных платежей, которая предполагает строгое соблюдение порядка их уплаты.
Организация контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей является функцией таможенных органов как администратора доходов федерального бюджета РФ. Ранее таможенный контроль больше фокусировался на фискальных аспектах работы таможни, но в последние годы все большее внимание уделяется важности таможенного контроля для таких целей, как безопасность, охрана и защита окружающей среды.
Это включает в себя элементы управления:
• оплачиваемые пошлины и правильное описание товаров, их происхождение и стоимость;
• меры безопасности (контрабанда, наркотики, сигареты, оружие, контрафактная продукция, борьба с терроризмом);
• соблюдение природоохранного законодательства;
• соблюдение правил Общей сельскохозяйственной политики (CAP);
• санитарные требования, ветеринарные, фитосанитарные и качественные нормы.
Анализ правоприменительной и судебной практики в сфере нарушений правил исполнения таможенных процедур дает возможность установить их причины и выработать рекомендации для развития правовой таможенной системы РФ. Судебная практика по нарушениям, возникающим при помещении товаров под таможенные процедуры переработки за проверяемый период, складывается исключительно из дел по исковым заявлениям, предъявленным к таможенным органам.
2.2 Краткая характеристика процесса проектирования
в таможенном деле
Понятие и сущность организационной структуры управления в таможенных органах
Развитие системы таможенных органов России неразрывно связано с комплексным решением управленческих проблем. Одним из направлений относящихся к этому блоку является оптимизация и развитие организационных структур управления, так как управление невозможно без установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями (подразделениями), а также распределением между ними прав и ответственности.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношения друг с другом, обеспечивающие развитие системы как единого целого.
Структура управления в системе таможенных органов состоит из четырех уровней: Центральный аппарат Федеральной таможенной службы, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
В настоящие время происходит поиск новых путей эффективного функционирования таможенных органов, что связано со структурным изменением организации и организационным проектированием. Развитие и реформирование организационной структуры таможенных органов, обусловлены рядом факторов: принятие нового Таможенного Кодекса, и как следствие этого изменения условия службы сотрудников и работников, процесс вступления Российской Федерации в ВТО, социально-экономические реформы и т.п. От того, как будет выстроена организационная структура таможенных органов, зависит оптимальное выполнение функций и задач их подразделениями. Проблема создания эффективных организационных структур, организационного проектирования достаточно актуальна для таможенных органов. Свидетельством этого является наличие документов, действующих на протяжении ряда лет в таможенных органах: «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» Приказ № 1082 от 10. 10. 2002, «О совершенствовании типовых структур региональных таможенных управлений, таможен и их подразделений» решение коллегии ГТК РФ от 20. 12. 2002, Положение о Федеральной таможенной службе утвержденное 21.08. 2004, «О типовой структуре РТУ и численности должностных лиц и работников РТУ» Приказ ФТС России от 29.10.04 № 205.
Современная организационная парадигма, строится на понимании того, что организация есть система, и таможенные органы не являются исключением. Если рассматривать организационную структуру таможенных органов в рамках данной парадигмы, то можно выявить наиболее общие организационные функции управления:
1) установление оптимальных связей между элементами системы путем соответствующего расположения их в пространстве и обеспечения взаимодействия во времени – организационное проектирование;
2) обеспечение бесперебойности связей – применение рациональных способов их регламентации, контроля и регулирования;
3) изучение мотивов поведения человека в организационной системе и установление на этой основе экономических и социальных связей, согласующих его личные интересы с интересами, в данном случае с интересами таможенного подразделения и целями системы в целом;
4) создание необходимых организационно-технических и социально-экономических условий для оптимальной самоорганизации элементов производственной системы;
5) непрерывное организационное развитие таможенной системы с целью повышения ее эффективности.
Глава 3. Порядок обследований объекта в процессе проектирования в таможенной сфере
3.1 Обзор проектной деятельности в таможенном деле
В сегодняшних реалиях, во всем мире технологии проектного управления принято считать устойчивым трендом и рассматривать не только как инструмент для успешного развития бизнеса, но и как инструмент позволяющий повысить эффективность государственного управления всех уровней. Учитывая проблематику, затрагиваемую в данной статье, стоит отметить, что проектное управление можно охарактеризовать прежде всего как командный способ взаимодействия, который успешно используют в качестве инструмента для борьбы с бюрократическим мышлением.
Любой проект, как правило, подразумевает некоторую оригинальность в целях, таким образом, можно сделать вывод, что проект можно рассматривать как своего рода инновацию. Взаимосвязь рассматриваемых понятий очевидна, и хотя в различных трактовках варьируется в большую или меньшую стороны, но при этом «инновация» и «проект» органично соединяются в научной литературе и периодических изданиях последнего десятилетия. Однако, кроме «инновации» на этапе построения системы проектного управления в таможенных органах целесообразно ввести и такое понятие как «прагматичность». При этом важно обратить внимание, на то, что прагматическое проектное управление (ППУ) должно сочетать в себе как минимум четыре элемента.
В данном контексте, отрадно отметить, что Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года формирует основу стратегического управления, включающего решение взаимосвязанных задач, которые учитывают рассмотренные выше элементы ППУ.
Важно обратить внимание на тот факт, что среди основных направлений деятельности Правительства РФ до 2030 года проектное управление определено как одна из основных задач, решение которой направлено на улучшение системы государственного управления. Тем не менее, можно констатировать факт, что по уровню внедрения и распространения проектных технологий Российская Федерация до сих пор продолжает уступать большинству развитых стран мира.
Исторически сложилось так, что внедрение любых инновационных стратегий, как правило, встречает сопротивление со стороны субъектов управления.
Основные причины сопротивления могут быть сведены к консерватизму и общей инертности, которые в свою очередь нередко создают на пути инновационного развития ряд препятствий и барьеров что приводит к имитации проектной деятельности. Во многом сложившаяся ситуация обусловлена тем, что организационная структура государственных органов власти, как правило за счет жесткой регламентации мало подвержена изменениям, что, в свою очередь, не способствует решению конкретных задач, и противоречит логике проектного управления. Можно с уверенностью констатировать, что инерционность системы не позволяет в короткие сроки определить результаты проектного воздействия и затрудняет оценку вклада в это воздействие государственных служащих, непосредственно вовлеченных в процесс внедрения технологий ППУ. Таким образом, можно утверждать, что вопрос о необходимости перехода от имитации проектной деятельности к её исполнению на протяжении последних лет стоит достаточно остро.
3.2 Методология обследования объекта при создании таможенного проекта
Одной из основных проблем развития таможенной службы России является совершенствование системы информационного обеспечения деятельности таможенных органов (ТО), повышение уровня компьютеризации и автоматизации таможенных технологий и процессов управления, создание единой среды информатизации Федеральной таможенной службы.
Система информационно-технического обеспечения деятельности ТО предполагает организационно-упорядоченную совокупность информационных ресурсов, технических средств, информационных технологий, реализующих информационные процессы в автоматизированном режиме для удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в процессе ее повседневной деятельности.
Применение режима тренинга, в основу которого положены экспертные методы, дополненные расчетными методами, вполне оправдано и в настоящее время является одним из возможных путей формирования Целевой программы развития информационно-технического обеспечения (ИТО) таможенных органов.
В таможенной службе России информационное обеспечение ее деятельности развивается в рамках создания единого таможенного информационного пространства на территории Российской Федерации Одной из целей развития может быть повышение эффективности системы управления таможенными органами на основе автоматизации процессов управления и эффективного использования информационных ресурсов.
Возможные задачи развития по данному направлению следующие: уточнение состава задач информатизации деятельности таможенных органов и автоматизации процессов управления (сбора и обработки данных статистики внешнеэкономической деятельности и специальной таможенной статистики, системного анализа деятельности таможенных органов, подготовки и принятия решений, планирования и программно-целевого управления); создание единой системы таможенной информации (разработка информационно-функциональной модели таможенной службы и системы управления таможенными органами, создание ведомственной системы классификаторов, совершенствование унифицированной системы документов); разработка методов решения задач информатизации (определение системы показателей эффективности деятельности таможенной службы и критериев ее оценки, создание методик автоматизации процессов анализа, прогнозирования, моделирования, оптимизации и принятия решений); развитие технологической платформы единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ; создание информационно-аналитической системы для анализа деятельности таможенных органов, оперативной подготовки управленческих решений и обоснования направлений совершенствования таможенной службы;
• разработка методов и средств обеспечения безопасности ТАИ С ФТС (разработка организационных, программных и технических средств защиты информации).
Заключение
Система управления развитием таможенных органов использует различные методы стратегического планирования и управления, тем не менее, наиболее положительно зарекомендовали себя методы и подходы программно-целевого управления, которые подразумевают концентрирование и комплексное применение ресурсов для достижения ключевых целей дальнейшего социально-экономического развития.
Общий механизм управления развитием можно охарактеризовать как непрерывный цикл направленной управленческой деятельности, который связан с регулярным мониторингом текущих изменений во внешней среде и получением информации не только с входа и выхода, но с подсистемы текущего функционирования.