Фрагмент для ознакомления
2
Семинар является формой организации урока, при которой обучающиеся самостоятельно изучают материалы по различным источникам знаний, выполняют задания и решают задачи с последующим коллективным обсуждением под руководством учителя и оценкой результатов самостоятельной деятельности.
Семинары позволяют учащимся активно использовать полученную по различным каналам информацию. В спорах и дискуссиях ученики углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получают ценные навыки самостоятельной работы (с источниками, с дополнительной литературой и т.д.). Такие уроки дают возможность легко обнаружить и устранить сомнения и пробелы в изученном материале. Участие в семинарах способствует выработке активности в процессе овладения знаниями, формированию самостоятельного мышления у учащихся [12, 13].
Уроки-семинары выполняют следующие функции [7, 12]: Образовательная функция семинара состоит в том, что в процессе подготовки к таким урокам обучающиеся учатся обобщать, отделять от второстепенных существенные моменты, приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами. Также обучающиеся учатся самостоятельно работать с наглядными пособиями, таблицами, схемами справочной литературой, развивают умения использования пособий в процессе докладов, создания интерактивных презентаций, выполнения рисунков, чертежей, составления логико-смысловых схем [4, 8].
Семинары приобретают большое значение в развитии коммуникативных компетенций учащихся, умения излагать отобранный для доклада материал логически, грамотно, последовательно.
Если проведена хорошая подготовка к семинару, в процессе обсуждения конкретных проблем в ходе семинара углубляется обоснование, вырисовываются новые аспекты, выдвигаются положения, которые ранее не привлекли внимания учащихся. Даже само движение мысли от простого к более осмысленному содержанию, углубление знаний поднимает обучающихся на более высокую ступень.
Воспитательная функция семинара тесно связана с его познавательной функцией, что является свойством всего учебного процесса. Содержание воспитательной функции урока-семинара можно разделить на компоненты, которые находятся в соответствии с различными сторонами формирования и развития личности. Это могут быть как взгляды и мировоззрение, чувства и эмоции, нравственное сознание, эстетические отношения, физическое состояние, воля и другое, что обусловлено предметом и темой семинара [15]. Виды воспитательных задач семинара определяются как компоненты, заложенные в ФГОС:
− формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, миро¬воззрений;
− формирование нравственности;
− формирование чувств и эмоций;
− формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
− формирование волевых качеств личности;
− формирование коллективистических отношений, умения общаться в группе и коллективе.
Каждый из видов воспитательных задач включает в себя совокупность качеств и свойств личности. Поэтому, после определения вида воспитательной задачи на уроке-семинаре, необходим поиск того качества личности, для формирования или совершенствования которого изучаемый учебный материал наиболее подходит.
Возможность реализации потенциала семинаров предоставляется:
− в процессе изучения нового материала, если для самостоятельной проработки учащимися он доступен;
− после проведения вводных, установочных и текущих занятий;
− в процессе обобщения и систематизации по изучаемой теме знаний и умений учащихся;
− при проведении уроков, которые посвящены выполнению заданий и упражнений, различным методам решения задач.
На семинарах учащиеся учатся дискутировать, выступать с самостоятельными сообщениями, отстаивать свои суждения. Семинары дают возможность развивать познавательные и исследовательские умения учащихся, повышают культуру общения.
На семинарах обучающиеся получают возможность приобретения новых знаний в процессе работы с материалом, в который включаются презентации, доклады, с которыми выступают другие обучающиеся.
Семинары способствуют развитию у них интереса к новым знаниям, выявлению наклонностей и способностей обучающихся. Семинар имеет большое значение для развития активности, инициативы и самостоятельности, а также для воспитания у учащихся чувства ответственности перед коллективом обучающихся. В приобщении обучающихся к чтению научно-популярной литературы семинары играют существенную роль, они побуждают учащихся к выходу за рамки учебной программы.
Основными отличиями школьного семинара от обычного урока являются [13, 21]:
− на семинаре коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала является обязательным элементом;
− при подготовке к семинару самостоятельность учащихся проявляется в значительно более высокой степени, возрастает активность во время коллективного обсуждения результатов этой подготовки;
− ведущими на семинаре становятся исследовательские и поисковые методы обучения;
− при подготовке к семинару домашние задания носят опережающий характер, проверка этих заданий совпадает с изучением нового материала, таким образом, происходит изменение очередности этапов урока;
− семинар имеет тесную связь с такой формой обучения, как консультация;
− происходит изучение работы учащихся и учителя на уроке: на семинаре ослаблена информационная функция деятельности преподавателя, а ярко выражены регулятивная и организаторская функции; информационная функция в деятельности школьников становится ведущей.
Выбор темы семинара определяет ряд факторов. Проблемы, которые выносятся на обсуждение, с точки зрения их познавательного и воспитательного потенциала должны быть не просто ключевыми, но и должны вызывать интерес у учащихся, а также быть посильными для них.
Наличие у школьников по обсуждаемым вопросам минимума знаний делает проведение семинара целесообразным в середине или в конце изучения темы. Для того, чтобы такие уроки были эффективными, необходимы умения и навыки анализа предложенной учителем литературы, конспектирования, участия в дискуссии, подготовки кратких сообщений и докладов. Необходимо обеспечение темы семинара литературой, которая по содержанию и местонахождению должна быть доступна учащимся.
Необходимо предусмотреть проблемные вопросы семинара, обсуждение которых предполагает организацию серьезного обсуждения и возможность альтернативных точек зрения. Школьникам предлагается вместе с планом список рекомендуемой литературы.
Все семинары можно разделить по характеру деятельности учащихся и по организационной форме проведения на следующие типы [2, 7, 9].
Семинар-развернутое собеседование: все учащиеся максимально вовлекаются в обсуждение темы, готовятся к семинару по всем вопросам плана. Помощью в этом будут заранее подготовленные развернутые выступления школьников по каждому вопросу.
Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему из числа одноклассников назначается оппонент. Остальные школьники, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, знакомятся с основной литературой, план семинара и основные обсуждаемые проблемы должны быть известны заранее.
Семинар-диспут, основанный на дискуссии. Каждый учащийся к предмету диспута должен определить свое отношение. Учителю не стоит в ход семинара излишне вмешиваться, но путем постановки провокационных вопросов следует направлять его. Усвоенные в ходе дискуссии знания являются более прочными.
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, в котором он знакомит класс с темой, с дополнительными сведениями, учебными задачами, стереотипами их решения. Далее учащимся на выбор предлагаются несколько заданий, различных по уровню сложности. Работа продолжается примерно двадцать минут, в ходе нее школьники могут обращаться к учителю за помощью. Семинар завершается коллективное обсуждение результатов деятельности групп и выполнением упражнений, которые способствуют закреплению полученных знаний и умений [16].
Проблемный семинар представляет собой активную форму обучения. Проведение такого семинара осуществляется через дискуссии. Особенность проблемного семинара заключается как на этапе подготовки, так и во время его проведения в сочетании «мозгового штурма» и «творческой дискуссии», индивидуальной и групповой работы. На семинаре не только не запрещаются, но и приветствуются критические вопросы и замечания.
Основу проблемного семинара составляет создание проблемной ситуации, которую представляют заблаговременно. Учащимися самостоятельно осуществляется поиск сведений, необходимых по рассматриваемой теме, знакомство с различными мнениями и вариантами предложений ее решения. Целью данного вида семинара является развитие самостоятельности и активности учащихся.
Разновидность проблемного семинара представляет семинар- исследование. Учитель закладывает общую основу исследовательской деятельности обучаемых во вступительном слове на семинаре, определяет основные проблемы семинара совместно с ними, намечает пути и методику их раскрытия и исследования.
Семинар с использованием видеокейса. В современной педагогической практике используются учебные видеокейсы [5].
Видеокейс является инструмент обучения, который основывается на методе анализа конкретных ситуаций, или кейс-методе. Сутью этого метода является то, что учащимся предлагается в соответствии с изучаемой темой решить учебную задачу. Учебная ситуация в случае с видеокейсом описывается посредством кино, которое может быть игровым, художественным, либо документальным.
Условно семинар может быть разделен на три основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов выполненной работы.
Преподаватель формулирует тему в начале семинара, объясняет ее место в структуре курса, цель и задачи ее изучения, обосновывает актуальность и значимость проблем, которые выносятся на обсуждение.
Учитель после вступительного слова либо предоставляет слово докладчику, либо предлагает высказаться по вопросам плана учащимся. На семинаре целесообразнее обходится без доклада, а сразу вовлекать в обсуждение проблемы класс, так как школьники не решаются делать замечания или спорить с докладчиками.
На семинаре поведение учителя должно быть очень корректным: лучше выступающих не прерывать, в ход обсуждения вмешиваться только в том случае, если ученик отвечает не по существу. Преподаватель предлагает остальным после монологических высказываний ребят обозначить к услышанному свое отношение, ставит вопросы, которые являются проблемными или провокационными, нередко доводя ситуацию до абсурда. Учащиеся могут во время выступления пользоваться своими записями, но не читать их. По каждому вопросу выводы формулирует учитель, он же осуществляет направление хода дискуссии.
Семинар заканчивается заключительным словом учителя, в котором он подводит итоги обсуждения, подчеркивает стержневые идеи, намечает связи с другими темами [7].
Особо следует обратить внимание на выставление оценок. Необходимо отметить не только докладчиков и их оппонентов, но и наиболее активных участников дискуссии. Необходимо оценить также и содержание ответов, и мысли, которые были высказаны ребятами, а также умение учащихся спорить, аргументировать свое мнение. Необходимо спокойно разобрать все неудачные выступления. Нельзя оценивать добровольные, но неудачные ответы, а также оценивать неверные точки зрения низкими баллами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова - М.: Наука, 1991. - 135 с.
2. Антипова, М. В. Формы организации обучения. М. : МарГТУ. 2011.
3. Асмолов, Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
4. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н.Б. Берхин. // Советская педагогика. - 1989. - № 3. - С.29-33.
5. Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. - 2008. - № 3. - С.48-50.
6. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.
7. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М. :Народное образование, 2001.
8. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. - 172 с.
9. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 386 с.
10. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учеб. Пособие / Мн.: Книжный дом, 2004. -. С. 37
11. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории 20 века (11 класс): Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 1999. – с.7
12. Кульневич С.В. Анализ современного урока, Изд-во «Учитель», 1999г.
13. Кульневич С.С. Современный урок, Изд-во «Учитель», 2005г.
14. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценеина. - Воронеж: Коммуна, 2001. - 9 с.
15. Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика - М: Просвещение, 2003 - № 5, - 61 с.
16. Мухина, С. А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов - на- Дону: Изд-во «Феникс», 2004
17. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008
18. Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие. – Мн.: Книжный дом, 1999, с.31
19. Поташник, М.В. Левит, «Как подготовить и провести современный урок», Москва, 2003г.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
21. Татарченкова «Организация методической работы в современной школе», Изд–во «Каро», 2007г.
22. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2010.