Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы организации социального стационарного обслуживания 8
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания 8
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28. 2013 № 442-ФЗ (ред. от 21. 2014) «Об основах социального сопровождения граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) выделяется два уровня нормативных правовых актов, стабилизирующих взаимоотношения по социальному обслуживанию, а точнее: 8
нормативные законные акты федерального значения; 8
нормативные законные акты субъектов РФ. 8
Подобная двухуровневая конструкция регулирования основана на том, что «вопросы социальной защиты, включительно социальное обеспечение (следовательно, и социальное обслуживание), в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам корпоративного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, принимаемые в согласовании с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Так, взаимоотношения по социальному обслуживанию регулируются как федеральным, так и региональным (субъектов РФ) законодательством. 8
Проанализируем подробнее, какие же собственно нормативные правовые акты регулируют вопросы социального обслуживания населения в РФ. 8
Главнейшим источником правового регулирования связей в сфере социального обслуживания является Конституция РФ, выступающая базой в данном варианте отношений, т. она не попросту определяет механизм правового регулирования социального обслуживания, но и учреждает основания на которых базируется вся конструкция правового регулирования общественного обслуживания. 8
Так, в ст. 17-18 Конституции РФ закреплен принцип соблюдения прав и независимостей человека и гражданина, в ст. 19 и 21 определен запрет дискриминации личности по расовым, национальным, религиозным и иным признакам и умаление ее достоинства, в ст. 39 установлено право на социальное обеспечение. Все вышеперечисленные убеждения задают основу системы правового регулирования социального обслуживания населения. 9
Ключевым нормативным законным актом, регулирующим взаимоотношения в сфере социального обслуживания граждан, является Федеральный закон № 442-ФЗ, возникший на смену ранее действовавшего закона от 10. 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального сопровождения населения в РФ. Федеральный закон № 442-ФЗ определяет объект регулирования, генеральные понятия, принципы, порядок социального обслуживания граждан, правовое регулирование связей по социальному обеспечению; права и повинности соучастников порядка социального обслуживания. Вдобавок он разделяет полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; назначает распорядок обращения за предоставлением социальных услуг; условия, требуемые для признания лица бедствующим в получении социальных услуг и порядок предоставления социального обслуживания; убеждения и распорядок финансирования социального обслуживания и условия предоставление социальных услуг бесплатно, за полную или частичную плату, а вдобавок установление контроля в сфере социального обслуживания. 9
Другие федеральные законы могут начистоту не регулировать связи по социальному обслуживанию населения, т. Федеральный Закон № 442-ФЗ уже является ключевым законом в этой сфере и нормы, закрепленные в нем, носят преобладающий характер по отношению к другим нормативным правовым актам. Но эти же нормативные акты, в свою очередь, дополняют и конкретизируют связи по социальному обслуживанию, подтвержденные в Федеральном законе № 442-ФЗ. 10
Иные федеральные законы, которые приспосабливаются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, возможно поделить на две категории: 10
стабилизирующие предельные вопросы в сфере социального обеспечения; 10
стабилизирующие смежные вопросы в других сферах. 10
К первой категории, например, можно отнести Федеральный закон от 24. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющий базы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, распорядок выполнения реабилитации и т. Поставщики социальных услуг в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 442-ФЗ обязаны дозволять требуемые услуги бедствующим жителям в согласовании с персональными программами и заключенными соглашениями о предоставлении социальных услуг. Их составление как раз и осуществляется на основании персональной программы реабилитации инвалида, составляемой в согласовании со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ. 10
Ко второй группе причисляются федеральные законы, которые регулируют отношения, не касающиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для его реализации . Таки законодательным актом представляется Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ), определяющий правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, введение о договорах и обязательствах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. поставщиками социальных услуг предоставляются юридические лица и индивидуальные предприниматели, то в своей деятельности они полагаются на нормы ГК РФ. 11
Вдобавок нормами ГК РФ регламентируется решение соглашений о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений промежду поставщиком и получателем услуг, а также взаимоотношения по поводу воздаяния доставленного ущерба получателю или поставщику социальных услуг при их предоставлении. 11
Вдобавок в целях регулирования связей по социальному обслуживанию Президентом РФ, Правительством РФ, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания – Минтрудом РФ приступают подзаконные нормативные правовые акты . 11
Направленные органы государственной власти приобретают нормативные правовые акты в пределах своих полномочий, прикрепленных в ст. 7 Федерального закона № 442-ФЗ: 11
1) «установление оснований общегосударственной политики и баз правового регулирования в сфере социального обслуживания; 11
2) установление методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг; 12
3) установление образцового ассортимента социальных услуг по видам социальных услуг; 12
4) положение распорядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая условия к содержанию и форме предоставления подтвержденной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»; 12
5) регулирование федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания; 12
6) ведение единичной федеральной налаженности статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания; 12
7) общегосударственный правительственный осмотр (надзор) в сфере социального обслуживания» и др. 12
В качестве образца подзаконного нормативного правового акта можно показать Приказ Минтруда России от 28. 2014 № 159н «Об утверждении формы положения о предоставлении социальных услуг» , общепринятый во исполнение требований, закрепленных в ст. 14 «Обращение о предоставлении социального обслуживания» Федерального закона № 442-ФЗ и устанавливающий форму положения с указанием генеральных реквизитов заявления. 12
Вопросы исполнения социального обслуживания регулируются еще законодательством субъектов РФ в пределах полномочий, прикрепленных ст. 8 Федерального закона № 442-ФЗ. 12
Законы субъектов РФ также регулирует вопросы исполнения социального обслуживания. Возможности органов государственной власти субъектов РФ закреплены в ст. 8 Федерального закона № 442-ФЗ. Среди них: 12
1) «правовое регулирование и организация общественного сопровождения в субъектах Российской Федерации в границах полномочий, поставленных полноценным Федеральным законом; 13
2) указание уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан требующий социального обслуживания, а еще на учреждение персональной программы; 13
3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, социальных систем и иных организаций, исполняющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации» и др. 13
Концепция источников правового регулирования связей в сфере социального обслуживания довольно обширна. Собственно на основании вышеуказанных нормативных правовых актов (и многих других) обеспечивается предоставление народонаселению важных социальных услуг. Наиболее полное и точное осуществление норм, прикрепленных в работающем законодательстве по социальному обслуживанию, описывает успешность выполнения социальной политики государства, наставленной на улучшение жизненного уровня и благополучия беззащитных категорий граждан. 14
1.2 Система стационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов 14
Глава 2. Характеристика стационарных учреждений социального обслуживания 21
2.1.Учреждения стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов 21
2.2. Услуги стационарного социального обслуживания… 32
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных социально-экономических соглашениях одной из главнейших проблем общественной политики представляется поддержка и социальная защита инвалидов, ветеранов, граждан пожилого возраста, а также взаимозависимых организационных, правовых, социально-экономических условий для воплощения мер по улучшению их положения и упрочнения общественной безопасности с учетом прогрессивной демографической и социально-экономической ситуации.
Стационарное социальное обслуживание содержит меры по созданию для граждан престарелого возраста и инвалидов особо соответствующих их возрасту и состоянию самочувствия условий жизнедеятельности, реабилитационные события медицинского, общественного и лечебно-трудового характера, гарантия ухода и врачебной помощи, организацию их развлечений и досуга.
Задачи стационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в наше время безгранично актуальны, поэтому что стационарные учреждения для пожилых и инвалидов легко реагирует на бесчисленные реформы. Дома престарелых осуществляют свои функции, ориентируясь, скорее, на свои интересы, чем на интересы людей, пользующихся их услугами. Средств у федерального и местных бюджетов постоянно не хватает, обилие бедствующих в помещении их в подобные учреждения основательно превосходит количество мест, способных взять желающих. Так, состояние интернатов для престарелых и инвалидов остается очень серьезным.
Степень разработанности и теоретико-методологическая база исследования. Различные аспекты данной проблемы рассматривались в трудах отечественных ученых и авторов: С.А. Филатова, С.А. Сущенко Е.И. Холостова, Р. С. Яцемирская, и др.
Служба стационарных общественных институтов помещается в количество первенствующих направлений, устанавливающих нынешнюю политику государства. Об этом указывают нормативно-правовые акты, отражающие вопросы профессиональной деятельности общественной работы по уходу за пожилыми людьми и инвалидами:
Федеральный закон РФ от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285;
Постановление от 14 ноября 2003 г. № 76;
Постановление Министерства труда и соц. защиты населения РФ от 08.08.2002 № 54; «Федеральный Перечень Гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
Итоги проделанного разбора академической литературы и нормативно-правовых документов показали, что предпринимаемые меры по представленной проблеме являются недостающими и требуют своего последующего формирования и исследования.
Проблема и ее актуальность установили тему исследования: «Социальное стационарное обслуживание пожилых и инвалидов».
Объект изучения - процесс стационарного социального обслуживание пожилых и инвалидов.
Предмет изучения - стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов.
Цель изучения - выявить специфики стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов.
Из поставленной цели исходят надлежащие задачи:
выучить налаженность и принципы стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов;
дать характеристику органам стационарного социального обслуживания;
проанализировать обслуживание стационарного социального обслуживания;
Методы исследования. Для решения определенных вопросов и проверки отправных заявлений был использован комплекс взаимодополняющих технологий исследования анализ, специальной, педагогической, психологической, юридической литературы, нормативно-правовых документов; праксиметрические (изучение и обобщение навыка высококлассной деятельности социальной работы).
Теоретическая значимость исследования. Результаты изучения расширяют академические представления о ключевых принципах деятельности социального работника. Первоосновные характеристики отдельных понятий исследования составляют базу для дальнейшего теоретического осмысления исследуемой проблемы. Итоги теоретического изучения расширят научные представления о социальной работы с пожилыми и инвалидами.
Материал для теоретического исследования был систематизирован на базе нормативно-правовых документов социальных работников, научно-методической и специальной литературе.
Конструкция работы отвечает логике изучения и складывается из введения, основной части, которая заключает в себя два независимых параграфа, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы организации социального стационарного обслуживания
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28. 2013 № 442-ФЗ (ред. от 21. 2014) «Об основах социального сопровождения граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) выделяется два уровня нормативных правовых актов, стабилизирующих взаимоотношения по социальному обслуживанию, а точнее:
нормативные законные акты федерального значения;
нормативные законные акты субъектов РФ.
Подобная двухуровневая конструкция регулирования основана на том, что «вопросы социальной защиты, включительно социальное обеспечение (следовательно, и социальное обслуживание), в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам корпоративного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, принимаемые в согласовании с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Так, взаимоотношения по социальному обслуживанию регулируются как федеральным, так и региональным (субъектов РФ) законодательством.
Проанализируем подробнее, какие же собственно нормативные правовые акты регулируют вопросы социального обслуживания населения в РФ.
Главнейшим источником правового регулирования связей в сфере социального обслуживания является Конституция РФ, выступающая базой в данном варианте отношений, т. она не попросту определяет механизм правового регулирования социального обслуживания, но и учреждает основания на которых базируется вся конструкция правового регулирования общественного обслуживания.
Так, в ст. 17-18 Конституции РФ закреплен принцип соблюдения прав и независимостей человека и гражданина, в ст. 19 и 21 определен запрет дискриминации личности по расовым, национальным, религиозным и иным признакам и умаление ее достоинства, в ст. 39 установлено право на социальное обеспечение. Все вышеперечисленные убеждения задают основу системы правового регулирования социального обслуживания населения.
Ключевым нормативным законным актом, регулирующим взаимоотношения в сфере социального обслуживания граждан, является Федеральный закон № 442-ФЗ, возникший на смену ранее действовавшего закона от 10. 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального сопровождения населения в РФ. Федеральный закон № 442-ФЗ определяет объект регулирования, генеральные понятия, принципы, порядок социального обслуживания граждан, правовое регулирование связей по социальному обеспечению; права и повинности соучастников порядка социального обслуживания. Вдобавок он разделяет полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; назначает распорядок обращения за предоставлением социальных услуг; условия, требуемые для признания лица бедствующим в получении социальных услуг и порядок предоставления социального обслуживания; убеждения и распорядок финансирования социального обслуживания и условия предоставление социальных услуг бесплатно, за полную или частичную плату, а вдобавок установление контроля в сфере социального обслуживания.
Другие федеральные законы могут начистоту не регулировать связи по социальному обслуживанию населения, т. Федеральный Закон № 442-ФЗ уже является ключевым законом в этой сфере и нормы, закрепленные в нем, носят преобладающий характер по отношению к другим нормативным правовым актам. Но эти же нормативные акты, в свою очередь, дополняют и конкретизируют связи по социальному обслуживанию, подтвержденные в Федеральном законе № 442-ФЗ.
Иные федеральные законы, которые приспосабливаются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, возможно поделить на две категории:
стабилизирующие предельные вопросы в сфере социального обеспечения;
стабилизирующие смежные вопросы в других сферах.
К первой категории, например, можно отнести Федеральный закон от 24. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющий базы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, распорядок выполнения реабилитации и т. Поставщики социальных услуг в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 442-ФЗ обязаны дозволять требуемые услуги бедствующим жителям в согласовании с персональными программами и заключенными соглашениями о предоставлении социальных услуг. Их составление как раз и осуществляется на основании персональной программы реабилитации инвалида, составляемой в согласовании со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Дементьева Н.Ф., Проблемы соблюдения прав человека в психоневрологических интернатах и детских домах-интернатах. Права человека и психиатрия в Российской Федерации: доклад по результатам мониторинга и тематические статьи // Отв. ред. А. Новикова. - Москва: Московская Хельсинкская группа, 2004. - 297 с.
2. Калашников И.Ф. , Геронтологический центр и реабилитация // Социальное обеспечение. - 2003. - № 8. с.498.
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения РБ // http://mintrudrb.ru
4. Основы социальной работы: Учебник // Отв. Ред. Павленок. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 560 с.
5. Социальная работа: Учебное пособие // Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 364 с.
6. С.А. Сущенко, Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования// Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 345с.
7. С.А.Филатова, Л.Н.Безденежная, Л.С.Андреева. Геронтология //Ростов н/Д., 2005. - 512с.
8. Тетенова Г. Социальная психологическая реабилитация в условиях дома-интерната. // Социальная работа. - 2004. - № 1. - С. 456
9. Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 860 с
10. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология // Москва, 1999. С. 389