Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.
В современном обществе сложилась неблагоприятная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Основными предпосылками такой ситуации стали, в частности, отсутствие четко определенных позитивных жизненных ориентиров для молодежи, а также резкое ухудшение морально-нравственной ситуации в обществе [Неводова, 2016].
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста связана также с тем, что наше общество особенно нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только глубокими знаниями, но и незаурядными личностными качествами.
Глава 1. Теоретические особенности духовно-нравственного воспитания детей на уроке литературного чтения
1.1 Сущность и особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников
Современный период в истории России и образовании является временем смены многих ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого века в России произошли как очень весомые положительные перемены, так и негативные явления, которые всегда неизбежны во время крупных социальных и политических изменений.
Многие их этих явлений, конечно, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское сознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. Во время изменения ценностных ориентиров происходит нарушение и духовного единства народа и общества в целом, размываются жизненные ориентиры молодых людей, происходит нуллификация ценностей старшего поколения, а также деформируются многие традиционные для страны моральные нормы и привычные нравственные установки.
В обществе стал чувствоваться недостаток осознанно принимаемых многими гражданами принципов, норм и правил жизни, согласия по вопросам корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [Архангельский, 1979].
Образованию в России отводится главенствующая роль в духовно-нравственном укреплении российского общества, его интеграции перед различными внутренними и внешними вызовами, в повышении доверия человека к жизни в России, к жителям страны, государству и обществу в целом, а также настоящему и будущему своей страны. Стоит отметить, что ценности личности развиваются не только в семье, а также еще и в некоторых неформальных сообществах и группах, в сфере отдыха, массовой информации и искусства. Но, конечно, наиболее системно, комплексно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка происходит в сфере школьного образования, где развитие и воспитание детей обеспечено всем укладом жизни.
В литературе вопрос духовно-нравственного воспитания школьников разобран довольно подробно. Изучением данного вопроса занимаются такие ученые, как М.А. Данилов, М.В. Захарченко, И.Ю. Миронова и другие [Агаркова, 2015].
Рассмотрим более подробно, как авторы определяют понятие «духовно-нравственное воспитание».
Следуя логике Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования понятие духовно-нравственное развитие личности интерпретируется как «…осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
А.Д. Солдатенков трактует духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, которая, в свою очередь, включает в себя все компоненты личности, в том числе и ценности религиозной культуры» [Солдатенков, 1998].
Т. П. Грибоедова интерпретирует духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, целью которой является направленность на становление духовности и нравственности через стремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности, в основе которой заложено осмысление собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере [Грибоедов, 2000].
Т.И. Петракова определяет духовно-нравственное воспитание как «…собственный процесс системного, организованного и комплексного, целенаправленного внешнего и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности человека, которая является системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний и мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, которая заложена в содержание образования и актуализированные определенной позицией учителя» [Петракова, 1997]. Его показателями, по мнению автора, могут быть: реакция на педагогическое воздействие и уровень развития самосознания учащихся, богатство духовных запросов, сформированность духовно-нравственных ценностей.
1.2 Анализ круга чтения в различных УМК с позиции духовно-нравственного воспитания младших школьников
Рассматривая возможности современных учебно-методических комплексов по воспитанию духовно-нравственных качеств, мы проанализировали учебник УМК "Школа России", авторы пособия: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., учебник - "Литературное чтение". Анализ УМК проводился по следующим показателям:
1. Поиск и изучение в содержании учебно-методических материалов УМК возможностей для организации работы по духовно-нравственному воспитанию, то есть само наличие художественных текстов, пригодных для работы с целью воспитания нравственных и духовных ценностей.
2. Анализ ожидаемой эффективности художественных текстов для воспитания духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Учебники Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой "Литературное чтение" в значительной степени реализует основу Федерального государственного образовательного стандарта – концепцию духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одной из важнейших и главных задач школы является формирование российской гражданской идентичности учащихся, в комплексе учебников "Школа России" реализуется различными способами и средствами. Во-первых, содержание учебного материала осуществляется с акцентом на формирование основных национальных ценностей и формирование этических ценностей в младшем школьном возрасте. С помощью учебника школьников учат достойному отношению к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, своему языку, духовным, природным и культурным ценностям. Таким же образом воспитывается уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, воспитывается любовь к живому и прекрасному, прививается уважение к труду других людей, прививается любовь к собственному труду. Во-вторых, краеведческие знания, содержание и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Стоит также отметить, что в этих учебниках представлен большой выбор произведений на духовно-нравственную тему: фольклор. Например, пословицы, поговорки, летописи, жития, поучения и произведения русских классиков: (Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев). Изучение пословиц и поговорок в начальной школе позволяет решать различные образовательные задачи. Тематика пословиц в курсе очень широка.
Есть также много историй, например: рассказы Льва Толстого "Правда всегда дороже всего", "Старый дед и внучка", "Лжец". Таким образом, можно сказать, что дети, анализируя произведения русского фольклора, обращаются к вечным проблемам жестокости и сострадания, добра и зла. Уроки литературного чтения - это большой ресурс для воспитания культуры чувств у младших школьников.
Например, для того, чтобы познакомить детей с проявлениями таких сложных чувств, как гнев и сострадание, смерть и жизнь, милосердие и черствость, в курс чтения включены произведения М. Цветаевой, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и многих других писателей. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к участию, сопереживанию. Вопросы, которые затрагивают детей на уроках литературного чтения, учат их вырабатывать какие-либо новые условности, овладевать более разнообразным и глубоким видением процессов и явлений эмоциональной жизни людей. Готовность чувствовать, сочувствовать и понимать другого, раскрывать его эмоциональное состояние младшие школьники получают благодаря таким учебным заданиям, которые требуют от учащихся сравнения себя с другими. Вот, например, в учебнике для 2-го класса детям даются такие задания: "...Придумайте, о чем вы можете думать: муха на потолке, рыба в аквариуме, черепаха в коробке… Обогатите свою историю с точки зрения животного." А также: "... Представьте, что разные персонажи сказали бы об одном и том же: Волк и Красная Шапочка о бабушке, Незнайка и Знайка о воздушном шаре, Карлсон и Фрекен Бок о призраке, Мачеха и Принц о Золушке." Творческая работа с текстом дает прекрасную возможность развить способность оживлять окружающий мир, чувствовать свою самоценность. Например, проанализировав небольшой отрывок из сказки "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери, детей сразу же попросили устно написать письмо герою произведения – Маленькому принцу о том, кого они "приручили", как они защищают и оберегают эту дружбу. Подумайте об этом и создайте мини-историю о верных и преданных отношениях между ними и их друзьями. Данные и подобные задачи, на наш взгляд, также очень важны, поскольку они выступают барьером для "материального" восприятия мира в целом и человека в частности. Ведь "материальное" отношение к окружающему животному и предметному миру формируется, развивается, если все, что окружает ребенка, воспринимается им только как необходимое или ненужное для него. Через определенное время это потребительское отношение переносится ребенком на окружающих людей.
1.3 Роль уроков литературного чтения в формировании нравственных понятий у обучающихся
Основная цель уроков литературного чтения – приобщение учащихся богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического воспитания и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции. [Ушинский, 2019]
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой культуры;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценности и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова; формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие эмоциональной культуры личности, социально-значимого отношения к миру и искусству;
- развитие специальных художественно-творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, образного мышления; эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни;
- воспитание эмоциональной к интеллектуальной отзывчивости и рефлексе при восприятии художественного произведения, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей;
- развитие навыков грамотного свободного владения литературной речью.
Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности.
Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:
а) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
б) развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;
в) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.
Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы;
ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;
учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.
В современном мире чаще всего стала наблюдаться тенденция не читающих и незаинтересованных в этом учеников уже с начала 1 класса. Поэтому, в последнее время это стало очень актуальной проблемой в начальной школе, в частности на уроках литературного чтения, - нежелание детей читать и мыслить о прочитанном в произведении.
Учитель на уроке ставит нравственную задачу, цель: через соотношение с человеческими истинами закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.
На уроках литературного чтения рассматриваются через изучение произведения такие понятия как добро, зло, смирение, искушение и формируются такие нравственные качества: дружба, помощь, ответственность и т.д.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л.И.Матвеева [Матвеева, 2009] ученики читают и обсуждают произведения, в которых ставится в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Глава 2. Практические особенности духовно-нравственного воспитания детей на уроке литературного чтения
2.1 Диагностика понимания нравственных понятий младшими школьниками
Изучив литературу по интересующей нас проблеме, мы приступили к выполнению опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МБОУ «Гимназия № 25» города Курска. Для исследования нами были взяты 29 детей в возрасте от 9 до 10 лет, обучающихся в 3-м классе.
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы заключалась в выявлении первоначального уровня сформированности духовно-нравственных понятий у младших школьников.
Задачи:
- определить критерии и показатели сформированности духовно-нравственных ориентиров у младших школьников;
- подготовить диагностический инструментарий для проведения опытно-экспериментальной работы;
- найти и апробировать методики по выявлению уровня сформированности духовно-нравственных ориентиров у младших школьников.
Для выбора критериев оценки были взяты особенности процесса формирования духовно-нравственных ориентиров у младших школьников. Показатели и критерии сформированности духовно-нравственных понятий выглядят следующим образом, как представлено в таблице 1. В соответствии с этими критериями были выделены уровни духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
2.2 Разработка уроков литературного чтения по формированию нравственных понятий у младших школьников
Целью формирующего этапа исследования является разработка модели формирования нравственных понятий у младших школьников.
В процессе опытно-поисковой работы были зафиксированы результаты исследования первоначального уровня сформированности нравственных ориентиров у детей, ставшие исходными для нашей работы.
Главная цель на этом этапе – подбор специальных заданий и приемов для формирования нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.
В соответствии с выдвинутой гипотезой нами был разработана модель по развитию нравственных понятий у младших школьников.
Модель включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность с учениками младшего школьного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС НОО модель содержит 3 блока: «Работа с детьми»; «Среда»; «Работа с родителями».
Блок «Работа с детьми» включает в себя 3 модуля, соответствующих, проблемам на которые, как показало первичное диагностирование, необходимо обратить особое внимание:
- Когнитивный: полнота и объем нравственных знаний и знаний о нравственных ценностях, степень интереса к этим знаниям.
- Эмоционально-ценностный: степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятии
- Поведенческий: использование детьми усвоенных духовно-нравственных норм в своем поведении, степень способности оценить свое поведение и окружающих с позиций следования нравственным ценностям.
Формирование этих качеств соответствует требованиям к выпускнику, предъявляемым ФГОС НОО.
Учащимся 3 класса был предложен специально разработанный комплекс занятий по развитию нравственных ориентиров, понятий, где задействованы примеры нравственного поведения литературных героев, изучаемых произведений по предмету литературное чтение.
Цель: создание условий для работы над развитием духовно-нравственных ориентиров младших школьников.
Задачи:
Формирование представлений о доброте, отзывчивости как нравственных ориентирах поведения в коллективе
Обучение поведению в соответствии с нормами доброты
Снижение агрессивности, конфликтности в межличностных отношениях.
На основном этапе работы было проведено 5 занятий, соответствующих текущим темам и учебному плану. Время одного занятия соответствовало одному академическому часу (45 минут). За основу была взята программа основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Помимо занятий на уроках литературного чтения, дети проводили определенную работу во внеурочное время, дома, в качестве домашнего задания.
В процессе обучения мы использовали индивидуальный и дифференцированный подходы к обучающимся с различным уровнем духовно-нравственной воспитанности.
На уроках в процессе работы, нами были применены различные типы учебных заданий, а также разнообразные приемы и методы, как, например, создание эмоционально-комфортной обстановки, метод иллюстраций, и презентации, метод беседы. Дети учились ставить цель, составлению свой индивидуальный учебный план, а также контролировали пункты его выполнения. Ученики осуществляли самоанализ и самопроверку, оценивали свои достижения на уроке, отвечали на итоговые вопросы. А также учащиеся учились правильно ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить действия героев с различными нравственными нормами.
Урок №1. Тема: «В.А. Осеева «Волшебное слово».
Цель:
Научить учащихся давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам других людей;
Дать возможность учениками усвоить момент, что лишь внимательный человек может понять необходимые вещи для другого человека, помочь ему.
Формировать и развивать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим через содержание языкового материала.
Формируемые личностные универсальные учебные действия:
Научить детей ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;
Объяснить детям важность самостоятельного анализа произведение, научить учеников делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
2.3. Результаты проведенной работы по формированию у младших школьников духовно-нравственных понятий
Для понимания эффективности проведенной работы, была проведена повторная диагностика учащихся.
1. Анкета «Духовно-нравственные понятия», для определения уровня знаний младшими школьниками духовно-нравственных понятий.
Анализ результатов позволяет составить не только картину декларируемых ценностей личности, но и типов реальных поступков. Их достоверность основывается на указании совершенно определенных действий, а не на обобщенных характеристиках.
В результате проведенного опроса были выявлены следующие результаты: высокий уровень показали 5 человек (17%), средний уровень сформированности духовно-нравственных понятий имеют 18 человек (62%) и 5 детей (21%) показали низкий уровень информированности о духовно-нравственных понятиях.
Также были достигнуты и качественные изменения в понимании смысла духовно-нравственных понятий. Учащиеся с высоким уровнем сформированности духовно-нравственных понятий смогли раскрыть смысл всех предложенных понятий. Среди учащихся со средним уровнем трудности вызвали понятия «мудрость», «душа», «милосердие». Например, учащиеся с высоким уровнем трактовали «мудрость» «как знания человека, полученные им в течение жизни», а учащиеся со средним уровнем определили «мудрость» «как большие знания человека».
2. Методика И. Б. Дермановой «Закончи предложение» – диагностика эмоционально-нравственного развития. Эмоционально-оценочный критерий.
В результате проведенного теста были выявлены следующие результаты: больше половина учащихся имеет средний уровень эмоционально-нравственного – 17 человек (57%), 6 человека (21%) имеют высокий уровень, и всего 6 детей (12%) показали низкий уровень.
Среди ответов на вопросы следует рассмотреть отдельные. Например, учащиеся с высоким уровнем закончили предложения «Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то «я прошу помощи у взрослых»», «Если я знаю, что поступил неправильно, то «я чувствую себя виноватым»».
3. Методика «Ситуации». Диагностика использования детьми усвоенных духовно-нравственных норм в своем поведении. Поведенческий критерий.
Заключение
Вопрос духовно-нравственного воспитания является на сегодняшний день очень актуальным. Воспитание человека как гражданина и патриота, знающего, уважающего и любящего свою Родину, практически невозможно без сильного познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала являться одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.
Анализ литературы позволил нам вывести определение понятия духовно-нравственное воспитания младшего школьника: духовно-нравственное воспитание младшего школьника мы рассматриваем как педагогически организованный процесс, осуществляемый в учебной и внеучебной деятельности, направленный на усвоение и принятие обучающимися традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.