Фрагмент для ознакомления
2
По оценкам некоторых европейских экспертов, 70% заболеваний людей связанные с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирает более 1 млн. Человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами этих нарушений является эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения. Эти факторы нарушают функцию сложившихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза [20].
Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г. Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса достаточно прост. Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего равновесия и баланса (Гомеостаз). Сильные внешние раздражители могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-приспособительной реакцией. С помощью реакции нарушения организм пытается приспособиться к раздражителю. это неспецифическое для организма возбуждение и является состоянием стресса. Позже было введено понятие «психологический стресс», который начали рассматривать не только как реакцию, но и как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности размещения решения возникнув ситуации, что и определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [1].
Психологический стресс в отличие от биологического стресса, описанного Г. Селье, наделен рядом специфических признаков. Так, психологический стресс может возникать не только, как реакция на реально действующий раздражитель, но и как реакция на прогнозируемые события, которые еще не произошли, но наступление которых субъект 6 боится [17].
В отличие от животных человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Другая особенность психологического стресса - существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [1].
Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудке или инфаркт миокарда.
Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, Ю. В. Щербатых считает наиболее приемлемым деление их на:
- поведенческие;
- интеллектуальные;
- эмоциональные;
- физиологические [18].
Следует указать, что кроме сфер и типов реакций на стресс принято также выделять стадии развития стресса.
В ходе развития стресса наблюдают три стадии:
1. Стадия тревоги. Это самая первая стадия, возникающая при появлении раздражителя, вызывающего стресс.
Наличие такого раздражителя вызывает ряд физиологических изменений:
• у человека учащается дыхание,
• несколько поднимается давление,
• повышается пульс.
Меняются и психические функции:
• усиливается нарушения,
• все внимание концентрируется на раздражителю,
• оказывается повышенный личностный контроль ситуации.
Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности организма и механизмы саморегуляции на защита от стресса. Если этого оказывается достаточно, то тревога и волнение снижаются, стресс заканчивается. Большинство стрессов заканчивается на этой стадии.
2. Стадия сопротивления. Наступает в случае, если стресс-фактор, вызвавший, продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса, расходуя «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма.
3. Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то происходит уменьшение возможностей противостояния стрессовые, потому что истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма. Стресс «захватывает» человека и может привести ее к болезни [18].
Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки. Кроме того, любой стресс обязательно вызывает напряжение.
Физиологические признаки: ускорение сердцебиения, покраснения или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение.
Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения.
Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческих решений, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.
Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница [15].
В зависимости от причин возникновения стресса, особенностей личности, находится в состоянии стресса, типа стрессора, интенсивности и продолжительности действия раздражителя можно использовать различные методы нейтрализации стресса.
Так, Ю. В. Щербатых разработал следующую классификацию методов нейтрализации стресса:
1. Психологические (аутотренинг, медитация, рациональная терапия и др.).
2. Физиологические (массаж, акупунктура, физические упражнения и др.).
3. Биохимические (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия).
4. Физические (баня, световое воздействие, закаливание) [18].
Особенности реакции организма на стресс зависит от многих факторов.
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССОВ
Рассмотрим некоторые травматические факторы, что возникают ежедневно. Начнем с стрессовых ситуаций не только потому, что они постоянно влияют на каждого человека, но и потому, что именно они, накапливаясь, постепенно готовят будущие кризисные переживания. Среди множества жизненных ситуаций, провоцирующих стресс, можно условно выделить следующие типы их по сложности, длительности, интенсивностью стрессовых переживаний, как критическая, кризисная, экзистенциальная и терминальная. Критической является ситуация, при которой сложные жизненные обстоятельства, возникающих или обостряющихся очень быстро, неожиданно, а не оставляя времени для адаптации, подготовки, настройки.
Новая жизненная ситуация субъективно воспринимается как сложная, нежелательна, затруднена, неблагоприятная. Она требует от человека просмотра перспективных планов, отказа от привычных жизненных стратегий, принятия каких небудничных решений. Это может быть, например, внезапное увольнение с работы, транспортное происшествие, которое требует большого ремонта своей и чужой машины, или необходимость ликвидировать последствия затопления квартиры соседей снизу.
Каждое событие, несмотря на ее стрессовое потенциал, необязательно становится причиной острого или хронического стресса. для одних увольнения становится толчком для поиска именно той работы, о которой они давно мерили, а другие переживают такой поворот событий как полный профессиональный и личностный крах, как жизненное фиаско, и тогда уже речь идет о переходе от критической ситуации к кризисной. Чаще всего из критических ситуаций люди выходят самостоятельно, обращаясь разве что к родным, соседей и друзей, чтобы получить эмоциональную поддержку. Им хватает дружеского обсуждения, сочувствие, возможности «выплеснуть» эмоции, услышать советы, рассказы об аналогичных случаях.
Главным условием быстрого выхода из критических ситуаций становится наличие близкого окружения, которое смягчает переживания человека, помогает ему быстрее адаптироваться к новым условиям. В критической ситуации если и возникает потребность в консультативной помощи, то в непродолжительной, которая выполняет функцию дополнительного взвешивания усилий, которые надо приложить. Такая консультация облегчает осознание того, что происходит, усиливает уверенность в себе, способствует выбору вариантов решения жизненной коллизии. здесь говорится о совместном поиске положительных внутренних ресурсов для решения проблемы. Чем отличается кризисная ситуация критической? В ситуации жизненные обстоятельства отступают на второй план, хотя нередко с них все и начинается.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алабушева Н.П. Влияние типа темперамента на уровень стрессоустойчивости / Н.П. Алабушева, Л.С. Лукьянова, Ю.А. Суслова // Наука третьего тысячелетия : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Сукиасян А.А. – Курган, 2016. – Ч. 2. – С. 57-59. – Электрон. копия сборника доступна на сайте Науч.-издат. центра "Аэтерна". URL: https://www.aeterna-ufa.ru/sbornik/NK107-2.pdf#page=57 (дата обращения: 05.05.2021).
2. Беспанская-Павленко Е.Д. Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента / Е.Д. Беспанская-Павленко, Е.А. Петрова // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса : материалы III междунар. науч.-практ. конф. – Витебск, 2013. – С. 128-130. – Электрон. копия доступна на сайте Репозитория ВГУ. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 05.05.2021).
3. Браткова В.А. Взаимосвязь типа темперамента с уровнем психологической адаптивности и стрессоустойчивости личности // Наука. Технологии. Инновации : сб. науч. тр. / под ред. Цыганковой О.Е. – Новосибирск, 2017. – С. 129-131.
4. Гладышева О.В. Влияние личностных особенностей студентов медицинского вуза на формирование синдрома эмоционального выгорания // Психология, педагогика, образование: актуальные исследования и разработки : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2017. – С. 197-205. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29311711 (дата обращения: 05.05.2021). – Доступ после регистрации.
5. Городецкая И.В. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов Витебского государственного медицинского университета / И.В. Городецкая, Н.Ю. Коневалова, О.И. Солодовникова // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2013. – Т. 12, № 4. – С. 140-145. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-stressoustoychivosti-studentov-vitebskogo-gosudarstvennogo-meditsinsk... (дата обращения: 05.05.2021).
6. Гребенкина И.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского университета / И.А. Гребенкина, Г.В. Безродная, А.А. Попова, Л.С. Егорова // Современные аспекты формирования здорового образа жизни : материалы VII регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2018. – С. 45-48. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35368029 (дата обращения: 05.05.2021). – Доступ после регистрации.
7. Григорьев П.Е. Связь жизнестойкости и эмоционального интеллекта у студентов медицинских специальностей / П.Е. Григорьев, И.В. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-1. – С. 445-448. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-zhiznestoykosti-i-emotsionalnogo-intellekta-u-studentov-meditsinskih-spetsialn... (дата обращения: 05.05.2021).
8. Дудник Е.Н. Качество жизни, уровень эмоционального выгорания и характеристики сна у студентов-медиков первого года обучения / Е.Н. Дудник, О.С. Глазачев, Е.А. Юматов [и др.] // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2016. – № 1. – С. 35-39. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-uroven-emotsionalnogo-vygoraniya-i-harakteristiki-sna-u-studentov-m... (дата обращения: 05.05.2021).
9. Замбржицкий О.Н. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков / О.Н. Замбржицкий, М.В. Катковская // Здоровье и окружающая среда. – 2009. – № 14. – С. 300-304. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29801502 (дата обращения: 05.05.2021). – Доступ после регистрации.
10. Ильина Ю.Ю. Особенности стрессоустойчивости курсантов и студентов в зависимости от их типа темперамента / Ю.Ю. Ильина, Т.А. Боровенская // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы : сб. ст. по материалам всерос. науч.-практ. конф. / Воронеж. ин-т Гос. противопож. службы МЧС России. – Воронеж, 2012. – С. 28-30. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stressoustoychivosti-kursantov-i-studentov-v-zavisimosti-ot-ih-tipa-temp... (дата обращения: 05.05.2021).
11. Кеник Н.Ю. Тип темперамента и стрессоустойчивость у студентов / Н.Ю. Кеник, Т.И. Ачинович // Актуальные проблемы психологии и конфликтологии : сб. науч. ст. / Фил. Рос. гос. социал. ун-та в г. Минске Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – С. 36-38.
12. Кирина Л.Ю. Взаимосвязь стрессоустойчивости и темперамента у водителей общественного транспорта // Вопросы современных научных исследований : материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск, 2018. – С. 285-289. – Электрон. копия сборника доступна на сайте НИЦ "Мир науки". URL: http://science-peace.ru/files/VSNI_2018.pdf#page=285 (дата обращения: 05.05.2021).
13. Кутбиддинова Р.А. Исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента личности / Р.А. Кутбиддинова, Е.А. Пек // Национальная Ассоциация Ученых. – 2016. – № 6 (22). – С. 87-89. – Электрон. копия номера доступна на сайте ГПНТБ СО РАН. URL: http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/National_22_14.pdf#page=88 (дата обращения: 05.05.2021).
14. Мазин С.К. Взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников МВД / С.К. Мазин, Ю.К. Сидоренко // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XVI ежегод. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / Иркут. гос. ун-т. – Иркутск, 2017. – С. 439-442.
15. Макарова Д.А. Эмоциональное выгорание студентов-медиков / Д.А. Макарова, А.В. Тараканова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 37. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-studentov-medikov/viewer (дата обращения: 05.05.2021).
16. Морозова А.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза / А.С. Морозова, Т.Ю. Лобанова // Молодежь и медицинская наука в XXI веке : сб. трудов XVIII Всерос. науч. конф. студентов и молодых ученых с междунар. участием. – Киров, 2017. – С. 260-261. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36515222 (дата обращения: 05.05.2021). – Доступ после регистрации.
17. Нуйкина М.Р. Нужно ли воспитывать хладнокровие у студента-медика? // Концепт : науч.-методич. электрон. журн. – 2017. – Т. 31. – С. 946-950. – URL: https://e-koncept.ru/2017/970204.htm (дата обращения: 05.05.2021).
18. Сатиев Ш.К. Характеристики зависимости типов темперамента к эмоциональным стрессам и степени стрессоустойчивости футболистов / Ш.К. Сатиев, С.В. Азизов // Научный форум: педагогика и психология : сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2020. – С. 55-62. – Электрон. копия доступна на сайте Изд-ва "Науч. форум". URL: https://nauchforum.ru/files/2020_05_04_ped/5%2839%29.pdf#page=56 (дата обращения: 05.05.2021).
19. Терещенко Э.В. Изучение стрессоустойчивости у пожарных в зависимости от возраста, стажа работы и темперамента / Э.В. Терещенко, С.В. Нищитенко, В.В. Рыбин // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сб. материалов IV всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.В. Белашева. – Ставрополь, 2017. – С. 88-91.
20. Толмачев Д.А. Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза с разными типами темперамента во время сессии / Д.А. Толмачев, О.Г. Канбекова, А.С. Лёзина // Синергия Наук. – 2017. – № 18. – С. 982-986. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30783811 (дата обращения: 05.05.2021). – Доступ после регистрации.
21. Фишман Б.Е. Реальность эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа / Б.Е. Фишман. Н.В. Гольцова // Фундаментальные исследования : науч. журн. – 2014. – № 9. – С. 2774-2778. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35433 (дата обращения: 05.05.2021).
22. Чухрова М.Г. Взаимосвязь свойств темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников исправительной колонии / М.Г. Чухрова, А.А. Александрова, А.А. Матлинский // Педагогический профессионализм в образовании : сб. науч. тр. XIII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. – Новосибирск, 2018. – С. 301-305.
23. Черникова Т.В. Эмоциональное выгорание у студентов-выпускников медицинского вуза как
проекция их профессиональной мотивации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 74, № 10. – С. 143-148. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-u-studentov-vypusknikov-meditsinskogo-vuza-kak-proektsiya-ih... (дата обращения: 05.09.2020).
24. Ящук Н.Ю. Взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости личности // Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск [и др.], 2016. – Ч. 3. – С. 130-131. – Электрон. копия сборника доступна на сайте Академии управления. URL: http://www.academymanag.ru/files/sbornik270616_3.PDF#page=130 (дата обращения: