Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Практика реализации диагностической деятельности педагога в рамках преподавания учебных дисциплин
Учебный контроль представляет собой деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе, направленную на наблюдение за качественным и своевременным усвоением содержания учебного материала и методов его усвоения и применения учащимися, развития их соответственно государственным учебным программам.
В настоящее время имеется необходимость учитывать отдельные стороны целостного знания учащихся в их взаимообусловленности и взаимозависимости. В последнее время были предприняты попытки рассмотреть знания учащихся как «целостный объект», для которого характерна собственная структура. Учебная деятельность при этом рассматривается в качестве процесса освоения «готового» знания, а качество знаний учащихся представляется свойством продукта их учебной деятельности на различных ступенях.
Обстоятельно продуманный, систематический и оперативный контроль дисциплинирует учебную деятельность школьников, предупреждает недочеты в знаниях, умениях и навыках. В организации контроля главным является глубокий и всесторонний анализ причин состояния знаний, умений, навыков и развития их в целях дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Эта главная цель определяет функции, содержание и виды контролирующей деятельности учителя.
Письменный контроль позволяет более активно проверить знания учащихся, чем устный, поэтому использую несколько видов организации письменного контроля, придерживаясь общих требований к контролю и оценке знаний и развития учеников:
1. контроль и оценка состояния подготовки по математике должны быть ориентированы на достижение всеми учащимися обязательных результатов обучения;
2. контроль и оценка знаний должны проводиться не только по количественным (объём усвоенных знаний, сформированность умений и навыков), но и по качественным показателям (сознательность, глубина, прочность, действенность усвоенных знаний и навыков);
3. контроль и оценка фактических знаний должны сочетаться с контролем и оценкой состояния обученности, обучаемости и развития учащихся;
4. содержание контроля и оценки должно отражать принятый уровневый подход, и ученик должен иметь право выбора обучения и контроля;
5. результаты контроля должны достоверно отражать реальную картину.
Следующие формы проверки и контроль знаний учащихся стимулируют творческие способности, стремление к самостоятельному поиску, формируют интеллектуальные качества:
- письменная контрольная работа (дифференцированная, рейтинговая);
- тестовые работы;
- тематические зачёты;
- математические диктанты.
Контроль можно проводить в таких формах:
1. Самостоятельные работы: кратковременные 10-15 минут (проверка знания формул, определений; математические диктанты); на весь урок (решение задач); занимательного характера (решение кроссвордов, отгадка ребусов, охватывающих тему).
2. Контрольные работы: по темам; за четверть; итоговые.
3. Зачёты: индивидуальные, командные, парные; устные или письменные; по теории (в старших классах); по решению задач; тестовые; занимательные или с элементами занимательности; в форме семинара.
Среди методов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменно–графических работ и проверку практических работ.
С целью выявления использования методик