Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Средства массовой информации могут влиять на мышление людей и восприятие вещей.
Средства массовой коммуникации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя старые предметы продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы.
А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропустив ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им личную значимость, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры». То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не влияет на развитие общества. Таким образом, современный человек не может миновать влияние СМИ.
Главная цель СМИ, учитывая отведенную им социальную роль, – на справедливой и беспристрастной основе сохранить реальную возможность доступа общественности ко всем информационным материалам. Иначе говоря, передача информации общественности должна осуществляться с соблюдением прав и законных интересов частных лиц и организаций, которые предоставили информацию. Тем самым нужно не только творчески сочетать аналитическую работу и высокий уровень профессионального мастерства, но и грамотно обращаться с информационными потоками.
В трансформирующемся обществе, роль средств массовой информации значительно усиливается, поскольку, именно в такие периоды возрастает потребность граждан точно и объективно оценивать общественные явления и события. Современные СМИ, в значительной степени нивелируют социокультурное воспроизведения отдельной личности, ориентируя ее на массовое потребление создаваемых стереотипов, подрывает основу развития индивидуальности растущей личности. В этом ракурсе вопрос влияния средств массовой информации на становление и развитие личности подрастающего поколения приобретает особую остроту и значимость.
Анализ научных исследований. Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений в личности подростков довольно значительный и устойчивый. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных этой проблеме. В нашей стране и за рубежом накоплен немалый опыт исследования подросткового возраста. В частности, развития личности подросткового возраста посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов: С. Абрамовой, Л. И Божович, М. И. Боришевский, А. В. Брушлинский, И. С. Булах, Ш. Бюллер, И. В. Дубровина, Х. Жинот, Б. Зазой, Т. Н. Зелинского, В. Т. Кондратенко, М. Коул, И. Ю. Кулагиной, А. Е. Личко, А. М. Прихожан, Ф. Райса, Х. Ремшмидт и др.
Объект:различные СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет).
Цель:проанализировать как СМИ влияют на личностное развитие подростков.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть понятие и сущность СМИ;
- разъяснить манипулятивное влияние средств массовой информации;
- охарактеризовать влияние средств массовой информации на развитие личности в подростковом возрасте;
- провести экспериментальную работу по определению особенностей влияния СМИ на личностное развитие подростков.
Гипотеза: средства массовой информации влияют на поведенческие привычки подростков. Средства массовой информации влияют на то, как думают подростки.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 30 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 18 источников.
ГЛАВА 1. Влияние средств массовой информации на людей
1.1 Понятие и сущность СМИ
Для определения сущности средств массовой информации необходимо понимать, что подразумевается под этим понятием.
Поэтому, средствами массовой информации есть: телевидение, газеты, радио, журналы и Интернет. В соответствии с международным стандартом, печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени и тому подобное и разовые издания с определенным тиражом; аудиовизуальными средствами массовой информации являются: радиовещание, телевидение, кино, звуко-, видеозапись и тому подобное.
Необходимость всесторонней передачи социальной информации, которая формирует массовое сознание, стала одной из главных причин, вызвавших возникновение СМИ. Другие средства не в состоянии осуществлять оперативно, регулярно и в большом масштабе влиять на мнение людей. Основной целью деятельности СМИ является воздействие на общественное мнение. Успех в решении этого вопроса связан с диалектическим сочетанием уже существующих взглядов и формирующего воздействия на них.
Основными функциями СМИ являются: [5, с.40]
Просветительская. Направлена на удовлетворение потребностей реципиента в информации относительно определенного круга вопросов или отрасли знаний. Для раскрытия глубинной сущности многих явлений и процессов часто нужны соответствующие объяснения, комментарии, толкования, поскольку значительная часть реципиентов может быть не подготовленной к восприятию представленных фактов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ХХІ век – время господства высоких технологий и засилья массовой культуры остается чрезвычайно мало времени для сосредоточенных размышлений и самоанализа. СМИ – влиятельные информационные системы постоянно совершенствуются. Они все чаще становятся библиотекой знаний для всех людей, нуждающихся в получении информации. Под их влиянием каждый день пребывают миллионы людей. Дети, подростки, как наиболее психологически незащищенные, скорее других подпадают под неконтролируемое влияние СМИ.
Итак, СМИ занимают важное место в жизни отдельного человека и общества в целом.
Телевидение, радио, пресса, Интернет, реклама стали основными источниками информации, которые формируют внутренний мир людей.
Сегодня, межличностное общение, которое приобретает особое значение, представленное как реальным, так и виртуальным общением (через Интернет). Значительная часть людей, все больше предпочитает виртуальное общение, что увеличивает его влияние на сознание и самосознание, во многом, определяя направленность и особенности развития их личности.
При этом, влияние средств массовой информации на психические состояния людей имеет два аспекта: позитивный и негативный. Для профилактики и избежания негативного влияния СМИ необходимо развивать критическое мышление через осознанное восприятие и анализ информации, которую получают люди.
В то же время СМИ осуществляют продуцирования новой информации. Такая деятельность часто направлена на неопределенный круг людей. Однако, с развитием новейших медиа, стали использоваться манипулятивные приемы воздействия на сознание индивидов. С этой целью применяются разнообразные технологии скрытого давления на эмоциональную составляющую массового сознания, происходит управление поведением людей путем навязывания им идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия. Решение проблемы организации и редактирования информационных потоков в обществе массового информационного потребления, возможно, является одним из ключевых моментов для глобального развития. Вопреки знаменитой парадигме Ф. Фукуямы, что «история закончена», социальные конфликты и катаклизмы переносятся в информационную сферу как верхушку айсберга современных систем государственного управления.
Таким образом, проанализировав все ответы молодых людей на вопросы нашей анкеты можем сделать выводы о том, что большинство старшеклассников отдают предпочтение сети Интернет, чем телевидению. Но телевидение для многих из них является источником разнообразной информации и средством проведения свободного времени. Интересно то, что 79,6 % молодых людей смотрят различные реалити-шоу на телевидении. В большинстве опрошенных (77,8 %) есть свои любимые телегерои, на которых они хотели бы быть похожими. Больше всего ученики старших классов ценят такие черты характера и поведения своих героев, как: справедливость, сообразительность, храбрость, независимость, энергичность, целеустремленность, шутливость, изобретательность, харизматичность, доброта и открытость.
Большинство исследуемых (85,2 %) ответили, что телевидение может наносить вред здоровью, если долго смотреть телевизор. Однако негативным явлением является то, что для некоторых исследуемых наиболее интересными темами, обсуждаемыми сегодня на телевидении является жизнь героини телепередачи «Пусть говорят» Дианы Шурыгиной и некоторых из них интересует деятельность «групп смерти» «Синий кит» и «Тихий Дон». Такие результаты свидетельствуют о том, что средства массовой информации привлекают внимание современной молодежи не формированием у них духовно-эстетических и моральных ценностей, а индустрией развлечений, которая, кроме релаксационной функции, не выполняет никаких положительных воздействий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адамьянц Т. Отечественные СМИ как предмет общественных дискуссий / Т. Адамьянц // Журналист. – 2019. – № 2. – С. 22 – 23.
2. Власенко Ф. П. Особенности социализации индивида в условиях информационного общества (социально-философский анализ) / Ф. П. Власенко. – М.: Высь, 2018. – 18 с.
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский. – М.: Высь, 2014. – 95 с.
4. Гарасимов Т. С. Личность и проблемы ее социализации / Т. С. Гарасимов // Форум права. – 2019. -№3. – С. 156-161.
5. Дзюба М. Т. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения / М. Т. Дзюба // Современные информационные технологии в сфере безопасности и обороны. – М.: 2015. – 81 с.
6. Иванов В. Правовое регулирование Интернет. Некоторые аспекты / В. Иванов // Свобода высказываний и приватность. – 2017. - № 3. – С. 21-27.
7. Красноступ А. Правовое регулирование Интернет–средств массовой информации / А. Красноступ. – М.: Высь, 2016. – 87 с.
8. Киричек И. И. Воспитание ценностных ориентаций старшеклассников средствами СМИ / И. И. Киричек, К. Б. Кузьмич // Научные записки. Психолого-педагогические науки. – 2012. - № 2. – С. 99-102.
9. Массовая коммуникация: учебник / А. И. Москаленко, Л. В. Губерский, В. Ф. Иванов, А. В. Вергун. – М.: Лыбидь, 2017. – 216 с.
10. Мудрык А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В Мудрык. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 304 с.
11. Москаленко А.И.Основы массово-информационной деятельности: Учебник / А.И.Москаленко, Л.В.Губерский, В.Ф.Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 634 с.
12. Скулиш Е. Д. Факторы влияния на формирование системы информационной безопасности в России / Е. Д. Скулиш // Информационная безопасность человека, общества, государства: науч. журнал. – 2016. - № 2 (6). – С. 22-27.
13. Снегульская В. Телевидение – информационный помощник или источник агрессии / В. Снегульская // Социальный педагог. – 2017. - № 9. – С. 50-53.
14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. – 461 с.
15. Шандрук С. Воспитание ценностных ориентаций старшеклассников средствами массовой информации в современных условиях / С. Шандрук / / научные записки: серия: педагогические науки. – 2016. – Вып. 103. – С. 353-358.
16. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. – М.: Мысль, 2010. – 215 с.
17. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность / А.А. Чачановский. – М.: Политиздат, 2015. – 120 с.
18. Череповская Н. Психологическая защита от визуальной информации / Н. Череповская // Социальный педагог. – 2017. - №10. – С. 24-33.