Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим понятие выносливость в научно-методической литературе. Под выносливостью принято понимать способность организма в течение длительного времени выполнять какую-либо работу и противостоять утомлению в ходе выполнения этой работы [1].
Выносливость как двигательное качество есть способность человека к продолжительной и эффективной двигательной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную форму деятельности [12].
Под выносливостью принято понимать способность организма в течение длительного времени выполнять какую-либо работу и противостоять утомлению в ходе выполнения этой работы [3].
Развитие выносливости связано с понятием «работоспособность». Слово «работоспособность» в прямом смысле означает «способность к работе» [5].
Работоспособность в широком же смысле понимание этого слова можно основывать на представлении о том, что выполняемое двигательное действие или работа может оцениваться по конечному полезному результату.
Полезный результат, проявляемый через работоспособность, отражает адекватную регуляцию всех жизненных процессов; обеспечение экономичности функционирования при «минимальных» и «средних» режимах интенсивности работы; мобилизацию функциональных систем в экстремальном состоянии (воспаление, травма, работа с напряжением, эмоциональное возбуждение) [10].
Понятие «физическая работоспособность» - комплексное, оно обуславливается рядом факторов. К ним относятся: телосложение и антропометрические показатели, мощность, ёмкость и эффективность обеспечения энергией мышц аэробным и анаэробным путём, сила и выносливость мышц, координация, состояние опорно-мышечного аппарата, физическое состояние [29].
Физическая работоспособность проявляется в различных формах мышечной деятельности. Она оценивается в кг, см, сек, количестве повторений и т. п. [17].
Физическая работоспособность обеспечивается напряжением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем, дающим способность выполнять значительную внешнюю работу [6].
Работоспособность определяется тремя группами факторов:
- физиологического характера: состояние здоровья, половая принадлежность, общая нагрузка, питание, сон, организация отдыха и др.;
- физического характера: воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум, вибрация и др.;
- психического характера: самочувствие, настроение, мотивация и т.д. [3].
Для школьников большое значение придается эффективности работы эндокринной системы. Для эффективности работы эндокринной системы необходима ее тренировка. Тренировка эндокринной системы может осуществляться по двум направлениям: аэробным путём и анаэробным путем.
Так, например, при ходьбе работа в мышцах осуществляется аэробным путём. При быстром беге к мышцам ног не поступает достаточного количества кислорода. Освобождение энергии происходит преимущественно анаэробным (бескислородным) путём. Поэтому принято говорить об аэробной или анаэробной производительности, т.е. работоспособности [18].
Работоспособность для школьников не ограничивается только показателями развития функциональных возможностей организма. Для ребенка как школьника важна способность к выполнению конкретной умственной деятельности на уроках и внеурочной деятельности. Основу работоспособности ребенка как школьника составляют специальные знание, умения, навыки, а также психофизиологические качества (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем), психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т.д.) [22].
Умственная работоспособность представляет собой специфическую готовность, и для ее формирования необходимы воспитательные воздействия, которые должны быть направлены на формирование личности в целом [5].
Двигательный компонент способствует рациональному использованию средств и форм физической культуры в поддержании умственной работоспособности [2].
В образовательном процессе школы обучающиеся должны включаться в напряжённую учебную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Под влиянием двигательной деятельности умственная работоспособность младших школьников претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, учебного года.
Основные стороны учебной, творческой, двигательной деятельности обучающихся характеризуются, прежде всего, состоянием работоспособности, напряжённости и утомления.
Обеспечение работоспособности может осуществляться различной степенью умственной напряжённости при которой наступает утомление. Утомление при умственном труде необходимо устранить. Наиболее эффективный путь устранения утомления у школьников – это занятия физическими упражнениями, которые повышают выносливость.
2. Методы формирования выносливости у школьников
В методическом аспекте для развития выносливости используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения [8].
В практике физической культуры для развития выносливости специалисты руководствуются следующими положениями: 1) выполнять упражнения до утомления и на фоне утомления; 2) строго координировать дыхание с движениями; 3) регулировать нагрузку на организм, руководствуясь (главным образом) показателями пульса; 4) снижать вес тела до оптимума [15].
Представим методы развития выносливости у школьников.
Среди основных методов развития выносливости выделяют следующие:
1) Метод строго регламентированного упражнения со стандартной непрерывной нагрузкой. Упражнения выполняются в течение 10-30 мин, ЧСС 130-150 и 150-170 уд/мин. Суть метода: выполнение упражнений с постоянной скоростью, постепенно увеличивая количество повторов в упражнении, количество упражнений, длину дистанции в ходьбе или беге [11].
2) Метод строго регламентированного упражнения со стандартной интервальной нагрузкой. Продолжительность работы в условиях кислородного долга 1-3 мин. Интенсивность работы 75-85% от max (ЧСС достигает 170-180 уд/мин). Паузы отдыха 45-90 с. в зависимости от длительности работы и физической подготовленности занимающихся, снижают ЧСС до 120-130 уд/мин. Восстановление неполное. Суть метода: сокращение времени отдыха между упражнениями, подходами, сериями. В этом случае последующее упражнение выполняется на фоне недовосстановления, что способствует развитию выносливости [21].
3) Метод переменной нагрузки: смена интенсивности нагрузки при непрерывной или интервальной работе (ЧСС от 170-180 уд/мин до 140 уд/мин в низко интенсивной части). Смена интенсивности способствует совершенствованию скоростной выносливости и одновременной перестройке всех физиологических функций на новый уровень. В процессе занятия организм, путем изменения параметров физической нагрузки, не адаптируется к ней, а, значит, происходит развитие выносливости [3].
4) Метод «круговой тренировки» при воспитании выносливости:
– слитная «круговая тренировка»: каждое задание на станции выполняется в течение 1 мин без отдыха, количество кругов обеспечивает суммарный эффект;
– «интервальная круговая тренировка» со значительными силовыми и скоростными моментами – интервальная работа субмаксимальной и переменной интенсивности [6].
Представим средства развития выносливости у школьников.
Под средствами понимают комплекс физических и технических упражнений, воздействующих на различные виды подготовленности занимающихся. Средства развития выносливости у школьников условно разделим на следующие группы: общеподготовительные упражнения, вспомогательные, специально- подготовительные, соревновательные [1].
В качестве основных средств воспитания выносливости используются преимущественно физические упражнения и комплексы.
Подводящие упражнения (общеподготовительные упражнения, вспомогательные) – это такие двигательные действия, в состав в которых входит та или иная фаза основного физического упражнения. Подводящие упражнения включают или состоят частей основного физического упражнения. Данные упражнения подводят организм занимающегося к освоению основного технического двигательного действия, выполняемого целиком [30].
Подготовительные упражнения, специально- подготовительные - это такие двигательные действия, которые не отражают технику основного физического упражнения, а нацеливают занимающегося на развитие основных физических качеств, принимающих участие в выполнении основного физического упражнения. Иначе говоря, подготовительные упражнения обеспечивают физическую подготовку для выполнения технической части основного физического упражнения [30].
Общеподготовительные упражнения направлены на улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем; повышение силы отдельных групп мышц; укрепление связок и суставов, повышение их эластичности и увеличение подвижности суставов; совершенствование координации движений и развитие жизненно необходимых двигательных навыков. В развитии выносливости у школьников применяются физические упражнения с других видов спорта (легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры, гимнастика), общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты и др. [6]
Вспомогательные упражнения создают основу для выполнения специальных упражнений и дальнейшей подготовки занимающихся в освоении двигательных действий, например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа или лазанию по канату [2].
Специально-подготовительные упражнения необходимы для отработки отдельных элементов техники или приемов двигательных действий: совершенствование техники передвижения, имитационные упражнения (имитация лыжных ходов) и т.п. [11]
К соревновательным упражнениям принадлежит эстафетный бег, «прикидка» или выполнение упражнений с приложением максимальных усилий, как на соревнованиях [19].
В развитии выносливости у школьников основное место занимает бег, что является интегрируемой деятельностью, которая включает физические и функциональные нагрузки (кроссовый бег, бег на лыжах). Этот вид двигательной активности способствует развитию общей выносливости [16].
На занятиях физической культурой школьников бег может чередоваться с ходьбой, что связано с одновременным восстановлением работоспособности после выполнения упражнения с многократными повторениями. В зимний период медленная равномерная ходьба сочетается с быстрым бегом на лыжах различными видами ходов. Включение беговых упражнений на занятиях физической культурой вовлекает в работу опорно-двигательный аппарат, суставы, связки, сухожилия, позвоночник, органы и системы организма, в частности сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную [10].
Регулярные занятия бегом развивают адаптационные механизмы сердечно-сосудистой системы (снижается ЧСС в покое и ускоряется его нормализация после нагрузок, снижается периферическое сопротивление сосудов, повышается насосная функция сердца, снижаются потребности миокарда в кислороде), способствуют положительным изменениям в мышцах (увеличивается количество капилляров, происходит гипертрофия красных мышечных волокон, повышается ферментативная активность в митохондриях), жировом обмене (снижается уровень холестерина и триглицеридов, меняется спектр липопротеидов в сторону уменьшения атерогенных классов) [25].
В свою очередь, сочетание бега с упражнениями для рук, ног, туловища способствует гармоничной проработке всех групп мышц за счет комплексного воздействия динамических и статических упражнений [26].
Переход от динамических к статическим упражнениям, от аэробных к анаэробным двигательным действиям, с одной стороны, тренирует физические качества, а, с другой стороны, повышает способность функциональных возможностей у занимающихся. Нестандартные условия в переключении при выполнении от одних упражнений к другим упражнениям способствуют развитию функциональной системы, мышц, связок, вестибулярного аппарата к таким изменениям [10].
Развитие выносливости на занятиях физической культурой происходит главным образом в динамическом режиме, то есть применяется большое количество повторений в упражнениях с умеренной или малой интенсивностью в их выполнении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие / Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов / – Казань, изд-во «Вестфалика», 2013. – 202 с.
2. Андреева А.М. Кластерная структура психомоторной и координационной сфер детей младшего школьного возраста / А.М. Андреева, Е.Б. Акимов // Физиология человека. 2011, 186 с.
3. Алаева Л. С. Гимнастика. Общеразвивающие упражнения: учебное пособие / Л. С. Алаева, К. Г. Клецов, Т. И. Зябрева. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. - 72 c. с.
4. Баранов В.В. Физическая культура: учебник / В.В. Баранов //- Оренбург, 2019. - 289с.
5. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика: учеб. пособие / М.М. Богем. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 73 с.
6. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: биомеханика, методология, дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. 503 с.
7. Гимнастика с методикой преподавания: Учебник / Под ред. М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 2017.
8. Гимнастика и методика её преподавания: Учебник / Под ред. Н.К. Меньшикова. – СПб.: Изд –во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 212 с.
9. Горцев Г. Аэробика, фитнес, шейпинг / Г. Горцев. - Москва: Вече, 2019. - 273 с.
10. Давиденко Д.Н., Григорьев В.И. Физиологические и методические основы оздоровительной аэробики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. – 40 с
11. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники: учебник / Д.Д. Донской. М: Физкультура и спорт, 2011. - 287 с.
12. Журавин, М.Л. Теория и методика гимнастики: Учебник / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. – М.: Академия, 2019. – 496 с.
13. Карасева А.В. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2014. – 368 с.
14. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. Школа развития. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -157 с.
15. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
16. Лисицкая Т.С. Теория и методика фитнеса и аэробики / Т.С. Лисицкая, Н.И. Николаева. - М., 2005. - 40 с.
17. Лубышева Л. И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. – С. 63-65.
18. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2005. -128 с.
19. Макеева В.С. Теория и методика физической культуры: учебно- методическое пособие. Орел: МАБИВ, 2014. 132 с.
20. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. /А.М. Максименко. М: Физическая культура. 2009.135 с.
21. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и Спорт, 2018. - 542 с.
22. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие / Ю.В. Менхин. М: Физкультура и спорт. 2006.115 с.
23. Никитушкин В.Г. Метоучение о воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. Воронеж: Элист. 2016. 40 - 41 с.
24. Новые технологические подходы к повышению эффективности физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков, учащейся молодежи /Л.И. Костюнина, И.С. Колесник / под ред. Л.Д. Назаренко. -Ульяновск, 2013. -Глава 1. С.5-32.
25. Организация физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие / под ред. А.Г. Сетко. - Оренбург: ОрГМА, 2012. - 97 с.
26. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник / П.К. Петров. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 198 с.
27. Романенко А.В. Диагностика двигательных способности: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Романенко. Донецк: ДонНУ, 2005. 81 с.
28. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2014. - 464с.
29. Физическая культура и здоровье: учебное пособие / под ред. А.В. Тимушкина. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2014. - 120 с.
30. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: "Академия", 2020. - 480с.
31. Шипилина И.А. Фитнес – спорт / И.А. Шипилина. - М.: ФиС, 2014. - 361с.