Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка. В основном родители концентрируются на развитии речи и рационального мышления. Творческое мышление позволит в дальнейшем ребенку не только воплощать свои знания в жизнь, но и придумывать оригинальные идеи и способы их реализации.
В наше время школа предъявляет к ребенку много серьезных требований. С начала обучения школьник должен относиться к ней ответственно, подчиняться правилам и требованиям школьной жизни, 3 обладать развитыми волевыми качествами–без них он сознательно не сможет подчинять свое поведение решению учебных задач, регулировать свое поведение, собранно вести себя на уроке. Но не только внешнее поведение должно быть произвольным, но и умственная деятельность ребенка-память, мышление, внимание.
Школьнику необходимо уметь слушать, наблюдать, надолго удерживать в памяти нужную информацию, добиваться решения поставленной педагогом задачи, а также последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие логического, отвлеченного мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют умственную пассивность, у которых нет желания и привычки думать, решать задачи. Эти умения формируются в дошкольном периоде развития ребенка.
Актуальность. В связи с социально-экономическими преобразованиями в России происходят изменения и в системе дошкольного образования, так, например, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одним из первых принципов стандарта - это полноценное проживания всех этапов детства, обогащение детского развития и одной из главных задач, на решение которой он направлен, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Между тем, особенности развития детей от младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста и описание этапов детства раскрыты в работах и отечественных исследователей и зарубежных, но в меньшей степени освещена проблема способов развития творческих способностей. Хотя в исследованиях Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, О.М.Дьяченко, Р.Г.Казаковой, Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Комаровой, Дж.Гилфорда, К.Тейлора, А.Н.Лук, Р.И.Жуковской, И.Я.Михайличенко, Н.Н.Подъякова и др., раскрыты особенности творческих способностей.
В соответствии с выявленным противоречием определена проблема исследования: изучение возможностей использования изготовления нестандартных поделок для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и повышение уровня его развития средствами занятий по изготовлению нестандартных поделок.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет: выявление особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами занятий по изготовлению нестандартных поделок.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность творческих способностей.
2. Изучить основные компоненты творческих способностей.
3. Проанализировать проблему оптимальных сроков начала развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
4. Провести экспериментальное исследование динамики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занятий по изготовлению нестандартных поделок.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в частности, положение о зоне ближайшего развития ребенка, его сенситивных периодах и движущих 5 силах развития; деятельный подход А.Н. Леонтьева; концепции развития личности (Л.И. Божович, Е.Б. Усова, Э. Эриксон и др.); теории творческих способностей (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Торренс и др.); теории детского творчества (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Дж. Сёлли, и др.).
Методы исследования:
-метод теоретического анализа литературы,
-психодиагностический метод,
-качественный и количественный анализ;
-метод математической статистики.
Практическая значимость: полученные данные об особенностях развития творческих способностях могут быть использованы в работе педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проходило на базе МБДОУ "Ереминский детский сад", Кемеровская область, Промышленновский район, д. Еремино, ул. Магистральная.
В исследовании приняли участие 10 детей возрастом от 5 до 7 лет. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие и сущность творческих способностей
Сам термин “творчество” имеет множество определений. Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребенка, которые определяют успешное выполнение какой-либо творческой деятельности. Ребенок с развитыми творческими способностями: умеет применять новый опыт на практике; замечает детали, которые не видят другие; имеет большое количество оригинальных идей; постоянно стремиться познать что-то новое; умеет создавать альтернативные решения той или иной проблемы.
Основой этих умений является воображение и креативное мышление. Чтобы определить степень развития творческих способностей у ребенка используются специальные диагностические тесты. Чаще всего это анализ детских рисунков. Такая диагностика нужна для того, чтобы определить насколько развито у малыша творческие мышление, и каким аспектам необходимо уделить особое внимание.
Фундаментальные и прикладные аспекты развития творческих способностей рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Термином «творчество» охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного, и критерием, его определяющим является уникальность результата творчества.
Большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его потенциал (Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, Е.Л. Яковлева, А.И. Савенков и др.).
По мнению исследователя творческих способностей Л.Б. Ермолаевой- Томиной, творчество можно классифицировать по нескольким признакам, в соответствии с которыми автором определяются несколько кругов творчества [8].
Первый круг творчества, который касается создания новых, не существовавших ранее форм материи (творчество природы, сотворение мира);
Второй круг творчества - изменение, обновление, преобразования и совершенствование уже существующего (сюда можно отнести и творчество человека);
Третий круг творчества - разрушение «старого» и построение на его месте нового (появление новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы).
При внимательном изучении человеческой деятельности, все его действия можно классифицировать на два типа: репродуктивные (воспроизводящие) и творческие.
Репродуктивный вид деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия» [10].
Сущность творческой деятельности заключается в создании новых образов или действий. Таким образом, под понятием «творческая деятельность» мы понимаем деятельность человека, в результате которой им создается нечто новое, которое приводит к новым знаниям о мире, отражает новое отношение к действительности.
В основе творческой деятельности лежат творческие способности личности.
Чтобы понять, что такое творческие способности, необходимо дать определение термина «способности» в целом.
В научной литературе существует множество трактовок, определений термина «способности». Например, Б.М. Теплов трактует способности, как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акулова, Е. В. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников / Е. В. Акулова //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №98. – С. 9-16
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. − СПб.: СПБГУ, 2015. − 228с.
3. Артемов, В. А. Детская экспериментальная психология / В. А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
4. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев - СПб.: издательство Буковского, 2015. - 60с.
5. Богаченко, Е. А. Игра как современный метод / Е. А. Богаченко // Начальная школа. – 2014. - № 6. – С. 16-18.
6. Богданова, Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка — М.; Роспедагентство, 1994.-201 с.
7. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 202 c.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л.С. Выготский - СПб.: Питер, 2015. - 92с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; М.: Педагогика, 2009. - 480 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т.–М., 2012.-420 с.
11. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галиузова, С. Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2015. – 178 с.
12. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
13. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2007. С.160.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 1999. С. 368.
15. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2018.-109 с.
16. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.-198 с.
17. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996г.- 197 с.
18. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 2014.-25-28 с.
19. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ,2008.- 567с.
20. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.:Феникс, 2015. – 287 с.
21. Игры-драматизации / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.:Феникс, 2008. – 412 с.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова – М.: Академия, 2014.- 416 с.
23. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2011. - 480 c.
24. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2008. -125 с.
25. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст / Е. Н. Панова. - М.: ТЦ «Учитель», 2015. - 111 c.
26. Попова, О. М. Особенности чувства комического у дошкольников и система его формирования в целях оптимизации эмоциональнонравственного развития : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 Н. Новгород, 2006 470 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 208 с.
28. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.- М.: Просвещение, 2008. – 96 с.
29. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.:Школа-Пресс,2011. – 512с.
30. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72 с.
31. Степанова, О. А. Игровая школа мышления / О. А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 10. – С.3
32. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 86 с.
33. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014.-336 с.
34. Ушинский, К. Д. История воображения[Текст]/ К.Д.Ушинский. // Ушинский К. Д. избранные педагогические сочинения. – Т.2/ Под ред. А. И. Пискунова. 1974. – С. 347-356
35. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст]/ З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1995. – 400c. 38. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков – Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001 – 288 с.
36. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской.- М.: Академия, 2012. - 410 с.