Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Новая волна научно-технического прогресса, на которую опирается человечество, основана на различных достижений в сфере микроэлектроники, нанотехнологий, высоких технологий информатики и т.д. В этой связи необходимы значительные качественные и количественные сдвиги в науке, образовательных и производственных процессах, что предъявляет особенные требования к качественным ресурсам, прежде всего людских. В связи с этим, сфера образования является крайне важной, так как выступает в качестве приоритетного направления государственной социально- экономической политики.
Вместе с тем, сама концепция образовательного процесса в последнее время сдвигается – от идеи образования на всю жизнь до образования через всю жизнь. Основной вектор развития сферы образования, повышения его эффективности и результативности задает концепция стратегического развития РФ, а также идеи, которые регулярно излагает Президент РФ в своих посланиях. Достижение запланированного статуса РФ в качестве ведущего государства мира, которое запланировано в текущем и следующем десятилетиях невозможно представить без качественной и эффективно функционирующей системы образования различного уровня, общего, среднего профессионального, высшего профессионального образования.
На настоящий момент органами власти федерального уровня и на местах работают над поставленными задачами и целями в тесной кооперации с участниками сферы образования, достигаемые в настоящее время результаты экспертным сообществом могут быть признаны удовлетворительными, но недостаточными.
Степень научной разработанности темы.
Эффективная государственная политика и проблема качественного управления образовательной сферы является предметом пристального внимания со стороны научно-исследовательского сообщества.
Российская литература, в том числе и такие авторы как М. Л. Агранович, К. К. Корневая, Е. Н. Рудакова, содержит глубокий анализ существующих проблем, которые связаны с реализацией государственной политики в сфере образования. В круг научных интересов Б. Л. Вульфсона, Л. Л. Шпаковской, З. И. Ефремовой, С. Л. Зарецкой, Е. В. Слесаревой. И. И. Русина, а также Е.Н. Пасхина входит сравнительный анализ реформирования отечественной системы образования в условиях глобализации систем образования.
Процесс разработки стратегии, которая обеспечивает увеличение конкурентной способности российской системы образования при изменении различных сфер общественной жизни, подразумевает проведение более глубокого исследования данной проблемы для существующей политической теории, для которой необходима дальнейшая разработка.
Объект исследования – государственная политика в сфере образования.
Предмет исследования – особенности реализации национального проекта «Образование» на территории Новосибирской области.
Цель работы – рассмотреть особенности деятельности по реализации национального проекта в сфере образования, сделать выводы и рекомендовать предложения по совершенствованию деятельности органов власти в сфере образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть существующее состояние системы образования нашей страны
- охарактеризовать систему органов, исполняющих государственную политику в сфере образования;
- проанализировать текущую деятельность органов власти Новосибирской области по реализации национального проекта «Образование»
Методы исследования. При написании работы был использован такой метод как изучение и анализ документов (учебных пособий и монографий, законодательных и нормативно- правовых актов, периодических научных изданий). Для анализа собранной информации был применен системный анализ, структуризация информации, обобщение результатов. Также при
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие и структура управления сферой образования
Понятие системы образования является достаточно сложным многокомпонентным понятием, которое в упрощенном виде может быть описана как модель, объединяющей несколько институциональных структур (образовательных организаций – школу, университет, колледжи и т.д.), которых непосредственно реализуется образовательный процесс, и институциональные структуры управления – ведомства и органы власти, которые отвечают за выработку единой политики в сфере образования, а также ее реализацию. Вместе данные структуры образуют единую систему управления сферой образования .
Система органов управления образованием регламентирована ФЗ «Об образовании» включает в себя:
1. Федеральный уровень, где происходит создание с последующей реализацией федеральных органов государства, управляющих образованием, федеральных ведомственных органов, управляющих образованием;
2. Региональный уровень, где происходит разработка с последующим функционированием органов государства, осуществляющие управление образованием различных субъектов РФ;
3. муниципальный уровень – происходит создание с последующей реализацией муниципальных органов, управляющих образовательным процессом.
Рис. 1. Структура органов управления сферой образования РФ федерального уровня
Формирование федеральной составляющей занимается Президент РФ, назначающий гражданина на должность министра, а также Правительство РФ.
Среди органов исполнительной власти федерального уровня необходимо назвать:
- Министерство просвещения РФ;
- Министерство науки и высшего образования РФ;
- Рособрнадзор.
Также в их число входят территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.
В состав федеральных ведомственных органов входят федеральные органы исполнительной власти, обладающие управленческими полномочиями в области образования.
Полномочия Минобрнауки РФ в области образования являются очень обширными. Основной – это осуществление нормативно-правового регулирования. В ходе выполнения данной функции Министерство обладает правом: разрабатывать и изменять Правительство РФ проекты различных федеральных законов и нормативных правовых актов от Правительства и Президента России, а также прочие документы, для которых необходимыми являются различные решения, принятые Правительством РФ и затрагивающие вопросы, относящиеся к установленной сфере ведения Министерства; самостоятельно принятие подзаконных нормативных актов по вопросам установленной сферы деятельности у федеральной службы, которая находится в подчинении у Министерства, а также самому Министерства, которые отвечают за функционирование всей системы образования России.
Минобрнауки РФ создает федеральные университеты; открывает в установленном порядке докторантур и аспирантур, выдает дипломы о присуждении аттестатов и ученых степеней, которые предусмотрены государственной системой аттестации, присваиваются ученые звания, признания и установление эквивалентности документов у иностранных государств об ученых званиях и степенях в пределах РФ, выдает свидетельства об установлении и признании эквивалентности отображенных документов.
Полномочия Министерства образования и науки РФ:
- создание нанотехнологической национальной сети;
- координация разработок и исследований в области нанотехнологий;
- мониторинг производственного и научно-технического потенциала в области нанотехнологий;
- разработка технологической, информационной и приборно- инструментальной базы в развитии наноиндустрии;
- организует создание прогнозов в развитии научно-технической, научной, инновационной сферы, рынков у наукоемкой продукции, услуг и тп.
Также на Минобрнауки России лежат обязанности по организации проведения научно-исследовательских и опытно=конструкторских работ, выполнения работ и поставки товаров, оказания различных услуг, в том числе и образовательного характера. Министерство науки и высшего образования осуществляет полномочия собственника учреждений
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (ст.10 глава 2) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Веселая А. А. К вопросу о сущности образовательных услуг // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2013. №1c. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 08.05.2020).
5. Иркутская В. И. Развитие системы образования в России (настоящее и будущее) // Вестник ТГПУ. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-obrazovaniya-v-rossii-nastoyaschee-i-buduschee (дата обращения: 08.05.2020).
6. Каракулов, Д. Ю. «Реализация государственной политики в сфере образования» (Международный студенческий научный вестник) / Д. Ю. Каракулов, Т. И. Касьянова.
7. Карпов, А. В. Развитие инновационных механизмов програмно-целевого планирования государственной политики в сфере образования / А. В. Карпов, Ю. А. Карпова
8. Кирилловых, А. А. Комментарий к ФЗ «Об образовании»
9. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения
10. Кораблева, Г. Б. Дошкольное образование в России: состояние и проблемы кадрового потенциала / Г.Б. Кораблева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С.71-79.
11. Корнева, К. К. Государственная политика в сфере дошкольного образования и особенности ее реализации на современном этапе
12. Костенко, А. А. Анализ государственной политики в области образования
13. Кузнецова, Т.А. К вопросу оосуществление политики государством в сфере образования / Т. А. Кузнецова, В. М. Шалашная.
14. Кусерова, О. С. Особенности реализации государственной политики в сфере образования [Текст] / О. С. Кусерова.
15. Кусерова, О. С. Особенности реализации государственной политики в сфере образования [Текст] / О. С. Кусерова.
16. Кюльян, А. М. Реализация государственной политики в сфере среднего образования: анализ актуальных проблем
17. Лабыкин, А. С прицелом на производство [Текст] // журнал «Эксперт» ONLAIN совместно с журналом «Русский репортер»).
18. Лалетина, Д. А. Методы оценки эффективности государственных программ
19. Москвитин А. А., Особенности формирования муниципальной системы образования в Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №119. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-munitsipalnoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 19.05.2017).