Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе и психических возможностей. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств нервной системы человека. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом. На фоне выраженных физиологических проявлений перетренерованности, зачастую скрытыми, но очень важными являются психологические изменения, поскольку участие спортсменов в соревнованиях различного уровня требует, прежде всего, внутренней устойчивости человека, которая формируется на базе темперамента. [20]
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА
ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие о темпераменте
Доказано, что на Земле нет двух людей одинаковых кожными узорами на пальцах рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей. Однако человек не рождается уже готовой личностью. Ею он становится постепенно. Но, уже с ранних лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства (взгляды, убеждения, черты характера), они образуют своеобразную почву, на которой в последствие в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности .[18, 25]
Античные авторы полагали, что психический склад человека, индивидуальные особенности его проявления определяются соотношением четырех жидкостных сред организма – кровь, желчь, черная желчь и слизь ( флегма ) – и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношения ( Гиппократ 5 в. до. н. э).[1]
Римские врачи, работавшие несколькими столетиями, для обозначения пропорций в смешении жидкостей стали использовать слово «temperamentum», что означает, надлежащее соотношение частей, от которого и происходит термин «темперамент».
Римский анатом К. Галлен 2 в. до н.э. впервые дал классификацию разных типов темперамента.
Смешение жидкостей в организме характеризуется преобладанием крови – сангвинический темперамент, смешение при котором преобладает слизь – флегматический, смешение с преобладанием желтой желчи – холерический, смешение черной желчи – меланхолический темперамент.[4]
В течение многих столетий, пришедших со временем античной науки, выдвигались новые гипотезы, стремившееся объяснить причину динамических проявлений психики.
Философ Кант придавал большое значение индивидуальным особенностям крови, а русский физиолог П.Ф. Лесгафт – свойствам кровеносных сосудов.
Немецкий психиатр Э. Кречмер и американский ученый У. Шелдон считали, что психический склад индивидуума определяется телосложением, его общей телесной конституцией.
Исследования показывают, что в процессе длительной эволюции некоторые черты строения высших организмов оказались, сцеплены с особенностями строения и функций нервной системы, которая сказывается на особенностях поведения.[1]
Революционным моментом в истории изучения естественно - научных основ индивидуальных различий явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы человека и животных. Поскольку высшая нервная (психическая) деятельность, определяя внешнее реализуемое поведение, есть функция головного мозга, именно в «тонких» деталях деятельности мозга следует искать причину индивидуальных различий психики и поведения.[19] (Подробнее точка зрения И.П. Павлова будет рассмотрена в параграфе 1.2)
В.М.Теплов и В.Д Небылицын говорили о свойствах нервной системы комбинация, которой характеризует ту или иную индивидуальность. Темперамент понимается как специальная проблема внутри проблем характера. В.М. Теплов ввел понятие, динамическая характеристика психической деятельности заключается в том, что оно отграничивает темперамент от содержания духовной жизни личности (мировоззрение, идеалов, убеждений и так далее). Темперамент, с одной стороны как психическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение природной основы характера. С другой стороны типологическое свойство нервной системы не менее близкое отношение к природной основе способностей, к тому, что обычно называют задатками. Под свойствами темперамента в психологической традиции понимаются лишь эмоциональные или эмоционально-волевые свойства. Между тем психодинамическими свойствами являются, активность и реактивность (В.Д Небылицын).[16]
1.2. Тип высшей нервной деятельности как основа темперамента
Методом условного рефлекса И.П.Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов возбуждения и торможения:
1) сила;
2) уравновешенность;
3) подвижность. [19]
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях ломается.
Уравновешенность - это определённый баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом по силе, а могут быть неуравновешенными один из них может более сильным, чем другой.
Подвижность - это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.
Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности.
В результате были выделены следующие типы ВНД:
1. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением.
2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный.
3. Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, солидный)
4. Слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов.
Исследованиями В.Д. Небылицына установлено, что слабый тип обладает высокой чувствительностью, благодаря которой он успешно может приспосабливаться к условиям жизни. [17]
Эти типы нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека.
Нельзя думать, что указанные четыре типа нервной деятельности могут исчерпать всё многообразие форм поведения индивида. Павлов считал, что эти типы, наиболее частые и резкие, которые действительность отчётливо выдвигает, являются основными; между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. Среди людей можно встретить многочисленные вариации основных типов. Павлов считал, что нужно знать эти переходные и промежуточные формы и типы нервной деятельности для того, чтобы правильно ориентироваться в человеческом поведении.
Эти промежуточные типы могут быть следствием природных задатков или образовываться из основных типов в процессе жизнедеятельности индивида под влиянием жизненных условий.
Тип нервной деятельности врождён и в целом вряд ли может быть изменён. Однако И.П. Павлов экспериментально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путём тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения. Отсюда Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения. [19]
1.3. Характеристика основных типов темперамента
С древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.
Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. [7, 8 ,10]
Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического – быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического – медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства. Кроме того, для холерического и сангвинического типов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.
Типы темперамента с точки зрения психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Такие люди отличаются высокой возбудимостью, действия их порывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощается больше чем следует. [1] При наличии у холерика общественных интересов темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Представители данного типа подвержены быстрому воспитанию, быстро приобретают навыки. Среди лиц с этим типом ВНД выделяют уравновешенных и неуравновешенных. [7]
Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Такие люди быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения, усидчивости, внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. [1] Этот тип отличается большой подвижность нервных процессов, что обуславливает возможность легкого перехода корковых клеток от возбуждения к торможению и обратно при быстром чередовании раздражителей. Легко осуществляется переделка динамического стереотипа.
Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и их длительностью он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. У представителей данного типа реакции часто соответствуют силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно надолго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях – человек глубокий, сдержанный, может быть хорошим тружеником, успешно справляется с жизненными задачами. При неблагополучных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. [1] Процессы возбуждения и торможения у данного типа ВНД ослаблены. Эти люди трудно приспосабливаются к условиям среды, под влиянием трудных жизненных условий их психическое состояние надламывается, процесс воспитания такого человека очень труден. [7]
1.4. Темперамент человека в спортивной деятельности
Необходимо знать в какой мере темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных уровнях спортивной деятельности. [5,26]
Между отдельными свойствами темперамента существуют определенные функциональные зависимости, которые обеспечивают людям разных темпераментов одинаковый приспособительный эффект: синергии, взаимной компенсации, антогонизмов, взаимного уравновешивание. Синергетические взаимоотношения проявляются в сотрудничестве ряда свойств темперамента, в их однонаправленном влиянии на деятельность путем усиления друг друга. Так, импульсивность и эмоциональность способствуют быстрому переключению отношения взаимной компенсации и проявляются в том, что ослабление одного свойства у данного человека компенсируется усилением другого. Например: присущая прыгунам в воду слабого и инертного типов нервной системы ригидность и недостаточная импульсивность, компенсируется длительным и тщательным предварительным ориентированием, обусловленным повышенной тревожностью этих спортсменов. Взаимное уравновешивание проявляется в том, что усиление одного свойства уравновешивается ослаблением другого. [26]
Таким образом, в каждом типе ВНД есть такие качества, которые могут существенным образом влиять на спортивную деятельность. Тот или иной темперамент придает своеобразие выполняемой работе.
Существуют общепринятая градация свойств темперамента, которые предопределяют занятия теми или иными видами спорта.
Так, например, сангвиник отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Эти лица легко переходят от выполнения одного упражнения к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) деятельности. При изучении новых двигательных действий они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой длительной работы по совершенствованию техники. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены находятся в состоянии «боевой готовности»
Сангвиники выдержаны, целеустремлённы, обладают хорошей волей. Из видов спорта они могут выбрать любой вид, но чаще всего им нравятся такие виды спорта, в которых можно наиболее ярко проявить свои личностные качества, например, где надо преодолеть препятствие: альпинизм, спуск на байдарках, бег с препятствиями, десятиборье, карате. Подходят ему и командные игры, поскольку он хорошо играет в команде и быстро находит общий язык с остальными игроками.
Холерик как спортсмен предпочитает высоко-эмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки), интенсивные и темповые движения, он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро пропадает. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ВИДА СПОРТА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КУРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
2.1. Организация и проведение исследования
Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи типа темперамента и успешности в выбранном виде спорта.
Объектом нашего исследования выступает темперамент, как индивидуально – типологическая особенность личности.
Предметом является влияние типа темперамента на успешность в выбранном виде спорта.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если спортсмен учитывает собственный темперамент при выборе вида спорта, то, это позволяет ему добиться высоких спортивных результатов.
Этапы проведения исследования:
1. Изучение типов темперамента студентов физкультурного отделения Курского педагогического колледжа.
2. Обработка полученных результатов.
3. Анализ полученных данных и формулирование выводов.
Исследование проводилось в период с 1 по 25 марта в Курском педагогическом колледже среди студентов физкультурного отделения занимающихся разными видами спорта.
Всего было обследовано 30 человек, из них 10 легкоатлетов, 15 – занимающихся спортивными играми (волейбол, баскетбол), 5 человек занимающихся шахматами.
Каждому студенту перед выполнением задания объяснялась цель исследования, предъявлялась инструкция и, лишь потом, студенты должны были правильно и самостоятельно ответить на все 57 вопросов, которые были в задании.
Испытуемые охотно и активно принимали участие в исследовании, отнеслись к данному исследованию с положительной стороны, выполняли задание с интересом.
2.2. Обработка полученных результатов
Для изучения типа темперамента мы использовали «Тест Айзенка». В ходе проведенного исследования получили следующие результаты. (Таблица 1)
Из Таблицы 1 видно, что среди легкоатлетов 85% относятся к группе с высоким уровнем эмоциональной стабильности, 15% - с низким. Среди людей, занимающихся спортивными играми 20% - с низким уровнем эмоциональной стабильности и 80% - с высоким. Примечательно, что у 80% шахматистов уровень эмоциональной стабильности высокий и у 20% – низкий.
Таким образом, у большинства легкоатлетов, спортсменов, занимающихся спортивными играми, и шахматистов уровень эмоциональной стабильности высокий. Это свидетельствует о хорошей эмоциональной устойчивости, адаптации.
Выявленный уровень эмоциональной стабильности и нестабильности, экстра - и интроверсии позволили определить типологические особенности обследуемых спортсменов.
Среди людей, занимающихся легкой атлетикой, 60% - холерики, 20% - сангвиники, 10% - флегматики, 10% - меланхолики. Данные типы темпераментов относят к группе «сильных» типов, кроме (меланхоликов). Возбудительные процессы, особенно у холериков, преобладают над тормозными; люди с данными типами ВНД эмоциональны, стремительны, подвижны.
Среди спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, немного больше половины это 55% испытуемых – сангвиники, 35% - холерики и и10% - флегматики.
У шахматистов 80% - флегматики, 10% - холерики, 10% - меланхолики.
Таким образом, практически во всех видах спорта (исследуемых нами) наблюдается преобладание холерического и сангвинического типов темперамента (кроме шахматистов).
Далее нами анализировались достижения каждого испытуемого в своем виде спорта в течение 1-го года на городских соревнованиях среди ссузов. Достижения нами были условно разделены на 3 группы:
1 – высокие (1,2,3 места);
2 – средние (4,5 места);
3 – низкие (6 и ниже).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Нужно помнить, что от темперамента зависят интересы, увлечения, социальные установки и моральная воспитанность личности.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Основу темперамента представляют, прежде всего, врожденные качества, но, индивидуально своеобразные (приобретенные) свойства, также играют немаловажную роль в типологической принадлежности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев,Э. Г Физическая культура в школе/ Э.Г. Алиев . // Научно - методический словарь. - 2008. - №4
2. Альфред, А. О нервическом характере / Под ред. Э.В.Соколова. – СПб: Университетская книга, 1997.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин. – М . : ФКиС, 20000.
4. Вилюнас, В.К. Психологические мотивации механизмов человека / В.К. Вилюнас. – М . : МГУ, 1990.
5. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А.Вяткин. – М . : ФКиС, 1978.
6. Горбунов, Г.Д. Психология спорта / Г.Д.Горбунов. – М . : ФКиС, 1986.
7. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н.Данилова. – М . : Учебная литература, 1997.
8. Деребян, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность / В.С.Деребян. – Л . : Наука, 1980.
9. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н.Дружинин. – М . : Академия, 1996.
10. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С.Егорова. – М.: Планета детей, 1997.
11. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. – Псков: Изд-во Псковского областного университета усовершенствования учителей, 1994.
12. Жбанков, О.В. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и в учебном процессе / О.В.Жбанков, Д.С.Петров. – М . : Теория и практика физической культуры, 2003.
13. Загвязинский, В.Н. Методология и методы психолого–педагогических исследований / В.Н.Загвязинский. – М . : Академия, 2001.
14. Куримов, Ф.А. Формирование психофизиологических качеств у юных борцов 10-11 лет / Ф.А. Куримов, А.А.Рузнев .- М .:Физическая культура, 2003.
15. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С.Мерлин. – М. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
16. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицын. – М. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.
17. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – М . : Флинта: Наука, 2002.
18. Педагогика: новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М.: Педагогика, 1991.
19. Павлов, И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов; под ред. М.Г.Ярошевского. – М.: Воронеж: НПО МОДЭМ, 1996.
20. Психология спортивной деятельности; под ред. П.А.Жарова. – Казань: Казанский университет, 1985.
21. Педагогика: развитие психологических функций взрослых детей / Б.Г.Ананьева, Е.И. Степановой; под ред. Б.Г.Ананьевой. – М . : Академия, 1977.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб, М., Харьков, Минск: Питер, 2000.
23. Спортивная и возрастная психофизиология. / Под ред. Е.П.Ильина. – Л . : ЛГПИ, 1974.
24. Терованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А.Терованесян. – М . : ФКиС, 1973.
25. Покровский, В.Н. Физиология человека: 2-е изд. – М . : Медицина, 2003.
26. Хедман, Р.. Спортивная физиология / Р. Хедман. – М . : ФКиС, 1980.
27. Хомская, Е.Д. Мозг и эмоции / Е.Д.Хомская. – М . : МГУ, 1992.
28. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д.Шадриков. – М . : Логос, 1996.
29. Шапиро, Д. Невротические стили / Д.Шапиро. – М . : 1998.