Фрагмент для ознакомления
2
Многие авторы дают свое определение распределительной логистики. Вот, например, Гаджинский А.М. пишет, что распределительная логистика – обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса. В тоже время Николайчук Валерий Евстафьевич называет распределительную логистику частью логистики, которая интерпретирована в сферу распределения, иначе ее называют маркетинговой логистикой. Я же больше придерживаюсь понятия, которое дает Ланкина И.В. в своем учебном пособии: распределительная логистика – это управление транспортированием, складированием и всеми логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения ГП до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации, так как считаю его наиболее полноценным и точным .
Основная цель логистической системы распределения – доставить конкретный товар в нужное место и в нужное время с минимальными затратами. Таким образом, основной задачей распределения товаров по магазинам в розничной торговой сети – это своевременная доставка заказов конкретных торговых точек с наименьшими логистическими затратами на этапе обработки заказов, а именно затрат связанных с транспортировкой и складированием материального потока .
Максимальная продолжительность цикла исполнения заказов определяется временем, которое потребитель готов ждать с момента размещения заказа до получения товара (часы, дни). Фактическое время исполнения заказа может превышать это время. В таком случае возникает «разрыв времени исполнения заказа». Цель логистической службы сократить этот разрыв. Для этого следует снизить время исполнения заказа на этапе распределения. Осуществления данной задачи зависит от :
1) эффективности планирования и управления цепями поставок (выбор оптимальной схемы распределения, определение оптимального количества РЦ, определение оптимального места расположения РЦ на обслуживаемой территории и др.);
2) эффективности функционирования складской логистики в системе распределения (эффективное управление запасами ГП, организация рациональной комплектации, упаковке, отгрузке и выполнение прочих складских операций по подготовке заказов к непосредственной его доставке в магазины);
3) эффективности функционирования транспортной логистики в системе распределения (выбор вида транспорта и его количественной необходимости, своевременность заказа и подачи транспортных средств, рациональности составленных маршрутов и т.д.).
В системе распределения товаров розничной сети «Перекресток» была выявлена проблема нерациональности составленных маршрутов доставки для транспортных средств, что соответственно влияет на несвоевременность доставки товаров в магазины и увеличивает время выполнения полного цикла заказа, следовательно магазины не смогут удовлетворить спрос потребителей и потеряют прибыль .
Решением проблемы нерациональности составленных маршрутов занимается транспортная логистика, повышая организацию процессов с ориентацией на разработку и исполнение мероприятий, позволяющих сократить время выполнения операций путем внедрения и применения современных логистических информационных систем типа TMS.
Современная логистика не может существовать без активного использования информационных технологий. В своих научных трудах «Основы логистики. Функциональные области логистического управления» Т.В. Алесинская подтверждает, что необходимым условием согласованной работы всех звеньев ЛЦ является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент .
Необходимость автоматизации наступает тогда, когда организация транспортировки грузов в ручном или полуавтоматическом режиме влечет существенные трудовые, временные и материальные издержки. Внедрение TMS ориентировано на повышения адаптивности и производительности процессов транспортировки, сокращение затрат и повышения уровня сервиса в цепи поставок .
TMS-системы (Transportation Management System) – системы, выполняющие функции планирования, контроля и оценки показателей на каждой стадии транспортировки, покрывающие все уникальные потребности организации, легко интегрируемые с другими системами и со складским модулем.
Внедрение TMS-систем позволяет транспортным компаниям:
• позволяет сформировать оптимальный план транспортировки товаров и материалов;
• подготовить оптимальную схему загрузки транспортных средств;
• отслеживать грузы, находящиеся в пути;
• обеспечивает расчет стоимости перевозки различными видами транспорта, агрегирует таможенные затраты и данные о погрузочно-разгрузочных работах, отслеживает сроки перевозок.
• сократить расходы;
• добиться оптимизации маршрутной сети и рационального использования подвижного состава;
• автоматизировать трудоемкие процессы, сократив время и увеличив степень прозрачности работы;
• консолидация WMS и TMS-систем в единый транспортно-складской комплекс с целью повышения оперативности управления и снижения затрат .
Классификация TMS систем по функциональному признаку:
1) Внутренняя TMS (Domestic TMS) - включает в себя возможность по оценке и маршрутизации перевозок, оптимальному выбору способа перевозки, выбора подрядчика (перевозчика), управление заявками на поставку, а также поддержку основных консолидированных задач поставок;
2) Международная TMS (International TMS) - включает в себя поддержку организации мультимодальных перевозок (авто, авиа, ж/д., морские), управление контрактами, управление распределением, аудит расчёта тарифов, аудит исполнения, а также аудит грузов. В расширенный функционал входят также инструменты для оптимизации заявок на доставку, мультиэтапной и мультимодальной оптимизации, а также оценка затрат на перевозку грузов в динамике;
3) Глобальная TMS (Global Trade Management and Global Trade Compliance) - программа, которая управляет потоком товаров, информации и денежных средств через границы, включая соблюдение процедуры досмотра, импортно-экспортное таможенное оформление, льготные соглашения и финансы.
1.2. ТМS-системы как логистическое решение
На основе анализа рынка программного обеспечения для автоматизации процессов транспортировки, можно выделить следующие три группы решений представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные категории информационных систем управления процессами транспортировки
1. Локальные решения - программные продукты, автоматизирующие отдельные задачи в рамках непрерывного процесса транспортировки (оптимизация загрузки транспортного средства, планирование маршрута, диспетчеризация, расчет тарифов на перевозку) . К данной категории программных продуктов можно отнести системы маршрутизации и диспетчеризации транспорта (RDS - Routing And Dispatching Sistems) – совокупность технических средств (навигационно-связного оборудования, датчиков), каналов передачи данных и программного обеспечения для контроля основных показателей производительности и оперативного управления транспортным средством .
Системы маршрутизации и диспетчеризации транспорта позволяют реализовать полный цикл управления транспортными средствами на операционном уровне:
• назначать маршрутные задания вручную или автоматически по заданному графику работы;
• отслеживать ход выполнения маршрутного задания (определение местоположения, направления движения, прохождение «контрольных» точек – выполнение отдельных операций - времени и места погрузки/выгрузки грузов);
• определять состояние транспортного средства, работу специальных систем и оборудования на основе показаний датчиков;
• оперативно изменять маршрутные задания в процессе выполнения;
• формировать отчеты о движении транспортных средств, использовании рабочего времени, формируя статистическую базу для последующего анализа и оптимизации процессов транспортировки.
2. Система управления парком транспортных средств (Fleet Management)- решение, используемое грузоотправителями/ перевозчиками для планирования и контроля перевозок, осуществляемых собственными транспортными активами, включая управление основным процессом перевозки (мониторинг, контроль и оперативное управление) и административно-хозяйственными процессами.
3. Системы управления транспортировкой (TMS - Transport Management System) - комплексное решение, охватывающее весь процесс транспортировки – от поддержки процедур принятия стратегических решений, планирования закупок и календарного планирования работы транспорта, до осуществления доставки и контроля за ней, управления затратами и координации с потребителями/поставщиками транспортных услуг .
В рамках решения локальной проблемы организации АО «ТД «Перекресток», связанной с нерациональностью составленных маршрутов целесообразно было бы выбирать программное обеспечение из систем маршрутизации и диспетчеризации транспорта. В настоящее время существует много программ по оптимизации загрузки транспорта, и множество логистических программ, рассчитывающих оптимальный маршрут доставок и осуществляющих планировку маршрутов. Рассмотрим некоторые из них:
1. TMS ORTEC TD (система управления транспортом ORTEC) - уникальное масштабируемое решение для оптимизации управления транспортной логистикой. Данная система обеспечивает автоматизацию таких процессов, как планирование маршрутов, оптимизация загрузки и эксплуатации транспортных средств. TMS ORTEC TD поддерживает ряд задач по управлению товарами и запасами: кросс-докинг, подбор заказов, прогнозирование спроса и планирование пополнения на основе текущей информации о заказах и объемах доставки и т.д.
Преимущества: данная система позволяет автоматизировано выполнять множество функции, возможность ведения отчетности, быстрая интеграция.
Недостаток данной системы – высокая стоимость из-за большого количества функций (не указана конкретная цена) и отсутствие версий для тестового внедрения.
2. Packer3d - единственная программа российских разработчиков, представленная на рынке. Данная программа кроме обычной задачи расчета загрузки транспорта, способна учитывать, где должен находиться тот или иной груз, есть выбор направления загрузки (от кабины, от пола, от борта), компактизация груза при неполной загрузки.
Достоинствами Packer3d являются: русскоязычный интерфейс, возможность выбора транспортного средства, а так же создание базы данных грузов, 3D-модель варианта загрузки транспортного средства, а также невысокая стоимость (65 000 руб.).
Недостатки: отсутствует возможность создания базы данных, просмотра прошлых загрузок и маршрутов, достаточно узкий перечень выполняемых функций.
3. ABM Rinkai TMS – система для оптимизации транспортной логистики. Данная система специализируется в большей степени на оптимизации транспортных маршрутов, позволяя значительно снизить транспортные затраты. Возможности системы ABM Rinkai TMS :
• создание оптимального маршрута для всех транспортных средств из автопарка для выполнения необходимого количества заказов;
• учет разных факторов при создании маршрутов: расстояние между пунктами отправки и доставки, стоимость использования автомобилей, характеристики грузов и транспорта, время загрузки/выгрузки и другие;
• анализ использования транспорта, временных окон и затрат времени на точках .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ структуры многоуровневой модели управления автотранспортным комплексом региона / Зюзина Н.Н., Воронин Н.В., Зюзина Е.А. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 79-87
2. Баранников Е.А. Развитие моделей и методов логистики проектных перевозок в международных цепях поставок // В сборнике: Актуальные проблемы таможенного администрирования в ЕАЭС. Материалы Молодежной научной конференции. 2018. С. 18-21.
3. Богданов А.И., Селезнев А.А. Математические методы и модели в логистике: монография / Санкт-Петербург, 2019.
4. Варламова С.Ф., Протодьяконова Г.Ю. Технология блокчейн в современных сельскохозяйственных системах: от методов до приложений // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 2 (19). С. 38-45.
5. Воронков И.Е., Усманов Т.А. Логистические технологии, используемые при возведении атомных электростанций // Промышленное и гражданское строительство. 2021. № 2. С. 49-56.
6. Главацкая Т.В. Концепция бережливой логистики // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 1-2 (45). С. 73-78.
7. Гладуш И.В. Способы решения проблемы маршрутизации автомобилей // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 5-9 (37). С. 78-81.
8. Гусева Н.К. Значение логистики в управлении системой организации медицинской помощи в период пандемии // Главврач. 2021. № 1. С. 16-30.
9. Динамическая модель транспортно-технологического процесса поставки лесного сырья в многоиндексной постановке / Еналеева-Бандура И.М., Данилов А.Г. // Хвойные бореальной зоны. 2018. Т. 36. № 2. С. 172-176.
10. Железная К.Г. Надежность логистической системы пассажирских перевозок / В книге: Труды 78-й студенческой научно-практической конференции РГУПС. Филиал РГУПС в г. Воронеж. 2019. С. 39-41.
11. Захарова А.А., Еремина И.В. К вопросу о роли и значении транспортной логистики на предприятии // В сборнике: Перспективы развития научных систем в глобальном мире. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2019. С. 34-36.
12. Зуева Е.В. Modern information technologies in logistics // В сборнике: . Материалы студенческой научно-технической конференции, проводимой в рамках международного молодежного форума. 2019. С. 303-304.
13. Исаков А.С. Тенденция формирования и улучшения транспортной логистики // В сборнике: инновационное развитие науки и образования. сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч.. 2019. С. 21-23.
14. Комплексная программа развития транспорта муниципалитета: условия реализации / Гусев С.А., Васильев Д.А., Терентьев А.С. // Техническое регулирование в транспортном строительстве. 2021. № 3 (48). С. 136-139.
15. Крупчик Д.П., Нестерова З.В. Значение логистики для экономического развития территорий // В сборнике: Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управление цепями поставок. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 34-38.
16. Куршакова Н.Б., Левкин Г.Г. Логистический менеджмент. Москва, 2021. Сер. Высшее образование: Бакалавриат.
17. Логистико-математическая модель транспортно-технологического процесса поставки лесного сырья в условиях смешанных перевозок / Еналеева-Бандура И.М., Давыдова А.Л. // Хвойные бореальной зоны. 2019. Т. 37. № 2. С. 149-153.
18. Максикова Е.Д., Голик С.А. Оптимизация транспортного процесса промышленных предприятий // Вестник Иркутского университета. 2018. № 21. С. 191-193.
19. Мишин А.И. Применение автоматизированных систем с целью оптимизации грузоперевозок в России // I-methods. 2019. Т. 11. № 1. С. 14-19.
20. Мищенко А.В., Иванова А.В. Оптимизационные модели управления ограниченными ресурсами в логистике. 2021. Сер. Научная мысль.
21. Моделирование логистики знаний телекоммуникационной фирмы / Попов Е.В., Власов М.В., Носова А.В. // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 110-119.
22. Москаленко Л.А. Оптимизация планирования маршрутов в транспортной логистике // Аспирант. 2019. № 4 (46). С. 62-64.
23. Мухаметова Р.Р. Актуальность зеленой логистики в цепочке поставок // В сборнике: Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управление цепями поставок. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 57-59.
24. Носков С.В. Эффективность логистики аэропорта // Вестник МИРБИС. 2021. № 1 (25). С. 69-78.
25. Орбелян Л.С. Современные методы управления рисками в логистических системах // В сборнике: Актуальные достижения и научные инициативы. сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Санкт-Петербург, 2021. С. 71-74.
26. Орлова Е.С. Организация логистической системы в сфере сельскохозяйственного оборудования // В сборнике: Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам ХХХV студенческой международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 32-36.
27. Охотин А.Н. Особенности логистической системы на газотранспортном предприятии // Студенческий. 2019. № 25-2 (69). С. 7-9.
28. Планирование оптимальных грузотранспортных перевозок сельскохозяйственной продукции с учетом недетерминированных данных / Павлов Д.А., Никитин В.М., Котенева Д.А. // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2019. № 79. С. 51-55.
29. Полтавская Ю.О. Оптимизация транспортной сети на основе минимума общих затрат на доставку грузов // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2019. № 13. С. 178-183.
30. Ралетнева Ю.А. Методы принятия решений оптимизации транспортно-логистических схем доставки грузов // Современные аспекты экономики. 2019. № 12-1 (268). С. 62-70.
31. Расчетно-аналитическая модель обоснования параметров целевых логистических систем / Коновалов В.Б., Бабенков А.В., Гурьянов А.В. // Вооружение и экономика. 2021. № 1 (55). С. 171-179.
32. Совершенствование логистической деятельности в условиях глобальных вызовов / Быкова О.Н., Гарнов А.П., Гарнова В.Ю., Репникова В.М. // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2021. Т. 10. № 1. С. 42-47.
33. Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управление цепями поставок // Сборник статей III Международной научно-практической конференции / Пенза, 2021.
34. Хубеджев Д.П., Ситникова О.Д. Решение задачи логистики поставок по нескольким циклическим и радиальным маршрутам с учетом использования различных видов транспорта // В сборнике: Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях (СИТОНИ-2019). Материалы VI Международной научно-технической конференции. Под общей редакцией В.Н. Павлыша. 2019. С. 342-346.