Фрагмент для ознакомления
2
Существуют различные трактовки понятия «аналитические умения». Например, В.А. Сластёнин предлагает под аналитическими умениями понимать умение аналитически мыслить, способность из общего выделять детали и составляющие ,т.е. учёный приравнивает аналитические умения к операции анализа. Но, исходя из того, что умения представляют собой систему осознанных операций, всовременном образовании под аналитическими умениями понимается комплекс специальных мыслительных действий, направленных на выявление, оценку и обобщение полученных знаний, анализ и перевод их в новое качественное состояние . В рамках нашего исследования мы придерживаемся более широкого понимания этого понятия.
Значимость и необходимость формирования аналитических умений младших школьников заложена в ФГОС НОО. Так, одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» . Благодаря этому положению на сегодняшний день перед учителем начальных классов на любом уроке встает задача не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в научении детей ориентироваться в информации, анализировать текст, т.е. в развитии аналитических умений.
Под аналитическими умениями И.И. Хрулева понимает осознанные мыслительные действия и операции (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения и др.), развитие которых осуществляется в процессе целенаправленной, мотивированной, специально организованной деятельности, опирающейся на знания, а также в результате решения обучающимися проблемных ситуаций, стимулирующих их мыслительную активность .
Исходя из этого, под аналитическими умениями будем понимать освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний.
Аналитические умения тесно связаны с процедурами поиска. Это поиск, последующая обработка, а также творческое использование найденной информации .
В общеобразовательной школе традиционно имеют место различные виды работ аналитического характера :
• звуко-буквенный анализ слова;
• анализ слова с точки зрения его морфемной структуры;
• анализ предложения;
• анализ текстов разного характера и др.
Под аналитическими умениями в современном образовании понимается комплекс специальных мыслительных действий, направленных на выявление, оценку и обобщение полученных знаний, анализ и перевод их в новое качественное состояние. Аналитические умения составляют основу мыслительной деятельности старшеклассников и обеспечивают выпускникам школы возможность трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества .
Анализ литературы показал, что формирование аналитических умений строится исходя из закономерностей развития мыслительной сферы учащихся. Необходимое условие формирования аналитических умений – освоение учащимися основных мыслительных операций, к числу которых относятся анализ, сопоставление, сравнение, обобщение, классификация, рефлексия и ряд других.
Глава 2. Изложение. Виды изложения. Характеристика сжатого изложения
Показателем развития речи является, прежде всего, умение самостоятельно создавать связные высказывания, которое, по утверждению психологов и педагогов, не может быть сформировано у учащихся без подражания готовым образцам. Ознакомление с выразительными средствами языка, по утверждению педагогов, следует начинать с наблюдений за ними в художественных текстах. С этой целью в практике изучения языка используются различные виды изложений .
В литературе находим различные подходы определению понятия «изложение».
Принято считать, что изложение – это общее название работ, связанных с воспроизведением готового чужого текста. Изложением называют упражнение, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания и составление текста на основе готового материала.
Аналогичное определение дано Е.А. Бариновой: изложение – это «воспроизведение содержания заслушанного или прочитанного текста рассказа, поэзии, произведения или любой статьи» и А.И. Горошкина, характеризующая изложение как «вид работы, который предусматривает воссоздание содержания высказывания и составление текста на основе готового материала» .
Таким образом, изложение — это вид работы по развитию связной речи, предусматривающий передачу в устной или письменной форме прочитанного или прослушанного текста.
Несомненно, существенную роль в развитии письменной речи играют изложения.
Понятие «изложение» имеет как узкое, так и широкое значение. В узком смысле слова изложение представляет собой один из приемов развития связной письменной речи школьников, умения как логически, так и грамматически верно, без искажения осуществлять передачу чужой речи, понимать особенности письма и излагать его содержание .
В широком смысле слова изложение представляет собой процесс передачи содержания просмотренной киноленты, прочитанной книги, содержания разговора с каким-либо собеседником, прочитанного отрывка текста и т.п.
По объему различают подробные и краткие изложения.
Рассмотрим особенности подробного изложения. Цель подробного изложения будет достигнута в том случае, если сохранится и достаточно точно и развернуто будет воспроизведено содержание образца. Для достижения данной цели необходимо владеть следующими умениями:
• умение отбирать основное в исходном тексте,
• умение делать обобщения и исключения,
• умение находить определенные речевые средства при построении сжатого текста.
Но стоит отметить, что степень сжатия может быть различной. Опираясь на речевую задачу, определяется степень сжатия, таким образом, этого исходный текст может быть сжат на половину, на треть, на четверть и т.п. В то время, когда при подробном изложении осуществляется сохранность специфики стиля исходного текста, то в случае сжатого изложения это не является обязательным.
В случае выборочных изложений осуществляется воспроизведение какой-то одной из подтем, обычно, находящейся в различных частях исходного текста.
В изложениях с наличием дополнительного задания исходный текст несколько меняют, перерабатывают или дополняют связанным по смыслу с исходным, однако самостоятельным текстом, который создаётся самим автором изложения.
Выделяются две группы заданий к таким изложениям:
• во-первых, задания предполагающие ответ на вопрос или же осуществление высказывания по поводу изложенного в тексте.
Соответственно, в таком случае исходный текст влечёт минимальные изменения – автор осуществляет создание своего текста, как правило, уже после изложения.
• во-вторых, предлагается дописать вступление (начало), заключение (конец) к исходному тексту, либо осуществить добавление элементов диалога, описания, рассуждения по поднимаемой в тексте проблеме и т. п., либо осуществить изложение текста от имени иного лица, литературного персонажа. В таких случаях изложение по содержанию несколько отличается по сравнению с исходным текстом.
В ходе осуществления работы над изложением расширяется словарный запас детей. В их речевой оборот включаются новые слова, над употреблением и значением которых осуществляется в классе конкретная работа. Вместе с этим процесс передачи услышанного текста вызывает у обучающихся потребность в употреблении целого ряда слов, которые содержатся в их пассивном словаре. Выполняя работу над изложениями, школьники обучаются умению находить главное, выполнять логический анализ текста и составлять план. Перечисленные умения имеют наиболее тесную взаимосвязь с речевыми навыками школьников. Овладение ими имеет ключевое значение, как для жизни, так и для учебы в школе, а также для будущей практической деятельности школьников.
Становление правильной, грамотной и красивой речи ребенка – непростая задача современной начальной школы, предполагающая серьезный подход. Составным компонентом решения данной задачи является написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, эмоции и впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Показателем интеллектуального развития речи ребенка является эмоционально-экспрессивная, логичная, соблюдающая все языковые нормы речь.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно друг другу.
И.Д. Морозова выделяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения» . По М.Р. Львову изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах» .
Основная роль письменных изложений заключается в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности, младшие школьники могли бы составлять собственные тексты, понятные ученику.
М.Р. Львов акцентирует внимание на роли изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. «Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье» .
В методике преподавания русского языка и развития речи сформировалось несколько видов письменных изложений. В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.
По М.Р. Львову, «самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет» . При написании изложения тренируется память ребенка, так как важно уловить основную мысль текста, а вместе с этим в дальнейшем логично ее воспроизвести.
Несомненно, изложить тему нужно подробно, но она должна быть представлена кратко, то в то же время точно и понятно. Такой тип изложения называют сжатым.
Следующий вид изложения – выборочное изложение. Выборочное изложение подразумевает под собой пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а определенной части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Выборочное изложение, по мнению Т.Б. Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением» .
Существует еще один вид изложения – творческие изложения.
Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями. По мнению М.Р. Львова, «творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими» . Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
В практике преподавания русского языка на всех этапах школьного обучения все активнее используется сжатое изложение как метод работы с текстом. В методике начального обучения русскому языку упражнение в сжатом изложении появляется в связи с разработкой проблемы понимания учебного материала школьниками. Еще в XIX в. предлагалось начинать обучение сжатому изложению именно в младших классах. При этом подчеркивалось особое значение работы над сжатым изложением для развития логического мышления ребенка, формирования точности и лаконичности речи. Такая позиция базировалась на том, что при сокращении текста в сознании обучающегося происходят сложные мыслительные процессы анализа, абстрагирования, сравнения и синтеза, что способствует активизации всех мыслительных процессов, развивается способность к обобщению.
Работа над изложением в начальной школе в рамках системы «Школа России» связывается прежде всего с наиболее простым, по мнению методистов и психологов, воспроизведением содержания текста. В тематическом планировании 1-4 классов выделено 17 часов на работу с изложением.
Анализ учебников по русскому языку Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Н. образовательной системы «Школа России», показывает, что работа над планом начинается с 1 класса. Но задания, направленные на формирование умения составлять план, в учебники для 1-3 классов не включены. Только в учебниках по русскому языку для 4 класса автор предлагает упражнения для комплексной работы над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. Четыре упражнения из них направлены на составление планов к текстам, создание собственных текстов по предлагаемым и самостоятельно составленным планам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин / Справочное издание. М.: ИКАР, 2010
2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). - М.: Академия, 2010.
3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]: монография / И.Р. Гальперин. – 5-е изд., стереотип. – М.: КомКнига, 2007.
4. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. М.: Знание, 1969.
5. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. 1997. № 1. С. 29 – 31
6. Леонтьев. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: КомКнига, 2007.
7. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 1979
8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
9. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Педагогика, 2000.
10. Медведева, Т.Ю. Формирование аналитических умений у будущих педагогов аудиовизуальными средствами [Текст]: дисс. … канд. пед. наук:. 13.00.01 / Т.Ю. Медведева. – Нижний Новгород, 2004
11. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984
12. Посадскова О.В., Якунина Ю.А. Система работы над изложением в начальной школе // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы XIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых учёных / отв. ред.Е.Ю. Лунькова. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина .- 2019. С. 392-393.
13. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002
14. Соломонова Т.П. Формирование аналитических умений учащихся / Т.П.Соломонова // Профессиональное образование. - М.: Столица, 2009.- No5 - С. 22-23
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на2011 и 2012 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014
16. Хрулева, И.И. Развитие аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / И.И. Хрулева. – Ярославль, 2006
17. Якунина Ю.А. Методика изучения элементов пунктуации в начальных классах // Орфография и пунктуация: вопросы теории и методики преподавания в начальной и средней школе: монография / под ред. Ю.А. Якуниной. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – 2018.- С.121-130