Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время многие родители обеспокоены подготовкой детей до-школьного возраста к поступлению в школу. С каждым годом открывается все больше детских развивающих центров, клубов, в которых оказываются услуги по подготовке детей к школьной жизни. Большинство современных родителей самостоятельно занимаются с дошкольниками дома, уделяя осо-бенное внимание развитию творческих навыков, совершенствованию вооб-ражения, мышления, памяти, внимания. Тем не менее, многие из них неза-служенно мало внимания уделяют развитию речи детей, ошибочно считая, что имеющиеся недостатки речи пройдут у ребенка с возрастом.
Тем не менее, на сегодняшний день практический в каждом классе начальной школы есть дети с патологией речевого развития. Одной из причин такого положения является том, что коррекции недостатков речи не было уделено достаточное внимание в дошкольном детстве. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что речь является важным психическим процессом, развивающимся в тесной взаимосвязи с формированием мыслительной деятельности. Овладение способностями речевого общения создает предпосылки развития коммуникативной деятельности ребенка, направленной на установление социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются его представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Развитие речевого общения в онтогенезе создает необходимые условия для развития различных видов деятельности дошкольников. Наличие нарушений речи, в той или иной степени, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, препятствует развитию его эмоционально-волевой сферы, а также адекватной социализации и адаптации.
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является псевдобульбарная дизартрия. В результате нарушения артикуляционной моторики возникают нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, что приводит к системным нарушениям речи.
Присущие псевдобульбарной дизартрии нарушения фонематического слуха, наряду с недостатками звукопроизношения, являются в структуре дефекта ведущими, стойкими, с трудом поддаются коррекции. Они оказывают отри-цательное влияние на формирование и совершенствование лексического, морфологического, семантического компонента языковой способности, ста-новление коммуникативной компетентности и снижают эффективность рече-вого общения дошкольников.
В случае если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались. Перечисленные нарушения также негативно влияют на коммуникативные процессы, формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей, что позднее может привести к затруднению процесса школьного обучения, снижению его эффективности.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день возрастает роль разработки новых, инновационных, форм и методов логопедической работы по развитию фонематических процессов. Развитие информационных технологий, разработки новых игр, игровых упражнений, дают логопедам широкие возможности в условиях логопедического пункта сделать формирующий процесс интересным и эффективным. Тем не менее, многие современные специалисты работают по устаревшим программам, не внося изменения в привычный план работы. Таким образом, существует противоречие между существенным числом детей с псевдобульбарной дизартрией, имеющим нарушения фонетической стороны речи, и недостаточным вниманием современных логопедов к разработке новых программ и методов логопедической помощи.
Целью данной работы является изучение особенностей фонетических нару-шений у детей дошкольного возраста при дизартрическом компоненте.
Задачи исследования:
-изучить теоретические подходы к изучению фонетической стороны речи у детей;
- описать развитие фонетической стороны речи у детей в онтогенезе;
- рассмотреть речевую симптоматику при дизатрическом компоненте
- провести эмпирическое исследование фонетической стороны речи при ди-зартрическом компоненте у детей;
- описать план и методы эмпирического исследования;
- провести анализ и интерпритация полученных результатов.
Объект изучения - уровень сформированности фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет изучения - содержание работы по формированию фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению фонетической стороны речи у детей
1.1 Развитие фонетической стороны речи у детей в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи включает в себя две составляющие: фонетическую и фонематическую, где фонетическая часть - это акустические и артикуляционные особенности звуков (т.е. произношение звуков и голос); а фонематической частью является способность к различению звуков: различение фонем, сходных по звучанию и артикуляции, правильность звуковой структуры слова (соответствующее количество звуков и соответствующая их последовательность при построении слова); способность к определению места звука в слове, положения звуков по отношению друг к другу и их последовательности; выделению отдельных слов и определению порядка слов в предложении [3].
Фонематический слух - это способность человека различать и узнавать звуки родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха и направлен на сопоставление услышанных звуков с их эталонами, которые, как утверждал Н. И. Жинкин, располагаются в «решетке фонем» [2].
Фонемы являются единицами звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые человеком конкретные звуки представляют собой явления индивидуальной речи. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (характеристики шума, частоты, высоты), но и зрительный образ, а также двигательные ощущения, возникающие при произношении звуков. По мнению Н. И. Жинкина, к признакам звука относятся также сами процессы кодирования, происходящие при переходе сигнала от периферической нервной системы к центральной [2].
Выяснено, что уже на ранних этапах речевого развития ребенок имеет спо-собность улавливать некоторые различительные признаки фонем. Так, ребе-нок, не произносящий правильно звуки, может определить, правильно ли он произносится окружающими. Это и становится возможным благодаря наличию фонематических процессов [2].
Фонематическое восприятие - умственное действие по звуковому анализу, т.е. умение определить количество и последовательность, позицию звуков в слове. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе без-ошибочного усвоения в процессе школьного обучения навыков письма и чтения [5].
В процессе речевого развития ответные реакции на звук, выражающиеся во вздрагивании всем телом, миганием, изменением дыхания, пульса и т.д., присутствуют уже у новорожденного ребенка. Данные реакции относят к врожденным рефлексам [7].
К началу второго месяца жизни ребенка начинают появляться условные ре-флексы на звук. Ребенок уже может определить направление звучания, спо-собен осуществить поворот головы к источнику звука. Далее начинает развиваться локализация звука в пространстве (т.е. способность находить взглядом источник звука говорящего либо предмет, издаваемый звук) [5].
На стыке первого и второго месяцев в состоянии физиологического комфорта младенец начинает издавать короткие звуки [гы-ы], [кхы-ы]. Так, по исследованиям Е. К. Кавериной появляются кряхтение, улыбка и первые звуки [а], [ы] [5].
К началу 3 месяца появляются звуковые комплексы: «а-а-а», «а-га», «а- гу», «а-гы»; на 3 и 4 месяце - [аамм], [тль], [пль]. Так возникает стадия гуления.
На четвертом месяце жизни дети способны произносить высокие певучие звуки схожие трели. Особенно следует отметить, что звуки теперь произно-сятся под контролем слуха. Произнесение звуков уже является самостоятельной деятельностью для ребенка [15].
Заключение
В сфере развития личности детей невозможно переоценить значение родной речи. Язык помогает осознанно воспринимать мир, окружающий каждого ребенка. Окружающая среда и отношение ребенка к ней, оказывает большое влияние на развитие речи. Правильная речь, является одним из самых важ-ных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому очень
значимо, еще в дошкольном детстве помочь ребенку с речевыми нарушениями в овладении звуковой стороной речи.
При проведении констатирующего эксперимента были изучены особенности развития обследуемых детей в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах, состояние моторной сферы, звукопроизношения, фонематических процессов, лексической и грамматической сторон речи.
При анализе полученных данных нами было выяснено, что у всех детей имеются осложнения в анамнезе, и как следствие, нарушения деятельности центральной нервной системы. При проведении обследования было отмечено, что все дети имеют нарушения мимической мускулатуры.
Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев носит полиморфный характер. Результаты обследования фонематического слуха показали, что различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам затруднено у всех детей (наибольшую трудность для детей составляет различение фонем по звонкости-глухости). Нарушения фонематического восприятия выражаются в основном в затруднениях сложных форм звукового анализа и синтеза.
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, были определены основные направления логопедической работы по формирова-нию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии [Текст] : уч.- ме-тод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2019. - 105 с.
2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального со-провождения [Текст] : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - М. : СФЕРА, 2017. - 64 с.
3. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедиче-ских занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. 2017. - №
1. - С. 27-34.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2018. - 128 с.
5. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : «МОЗАИКА- СИНТЕЗ», 2019. — 34 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л.В.Венедиктова. - СПб. : Детство-пресс, 2019. - 240 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] : пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. — М. : Медицина, 2019. — 288 с.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении звуков речи детьми [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 2016. - 91 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков [Текст] / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С. 71-76.
10. Бехтерев, В. М. Мозг и его деятельность [Текст] / В. М. Бехтерев ; под ред. А. В. Гервера. — М. : Гос. изд-во, 2016. — 327 с.
11. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М., 2019. С. 191
12. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] : метод. пособие / Т. Л. Богина. - М. : Мозаика-Синтез, 2018. - 160 с.
13. Борисенко, М. Г. Развитие общей моторики [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб. : Паритет, 2017. - 160 с.
14. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] / Р. Г. Бушлякова. - М. : Изд-во «Детство- Пресс», 2018. - 240 с.
15. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 272 с.