Фрагмент для ознакомления
2
Ролевая игра в группе детей с неисчерпаемыми возможностями воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают люди в реальной жизни, имеет игровое пространство в группе дошкольной образовательной организации.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического развития. Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Г. Фейн, А.П. Усова и другие [27].
Предметно-игровая среда должна быть гибкой в соответствии с содержанием полученных ребенком знаний, интересом ребенка к игре и уровнем развития игры; с одной стороны, это должно способствовать закреплению впечатления, что ребенок знаком с образовательной игровой средой, а с другой стороны, развивать его самостоятельность и творческие способности в поиске различных способов воспроизведения реальности.
В связи с этим воспитатель изменяет тематическую игровую среду на основе практики и игрового опыта ребенка: в младшей группе он создает тематические наборы, в то время как в старшей группе он предлагает детям самостоятельно проектировать игровую среду с помощью вспомогательных материалов, собственных поделок, игрушек, заменителей и т.д. Т.С. Комарова отметила, что в игре дети играют роли, поэтому для их выразительности нужны элементы одежды: юбки, жилеты, плащи, украшения, шляпы и т.д.; разнообразные ролевые атрибуты: руль, бинокль, сумки и т.д.. Для того, чтобы появились ролевые высказывания, направленные на реальных и воображаемых собеседников, в игровом уголке важно появление игрушечного телефона. Такая игровая обстановка побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться, определенным детям преодолеть стеснительность.
С точки зрения ученых С.Л. Новоселовой, Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, предметно-игровая среда должна соответствовать возрастным особенностям развития детей, является средством формирования положительных характеристик их личности; учитывая, что качественное изменение игровой деятельности детей зависит от их возраста, объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка через ее содержание и атрибуты, отвечающие определенным требованиям: свобода ребенка в достижении темы, сюжет игры [27].
По мнению этих исследователей, тематическая игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, учитывая особенности постепенного развития детской игровой деятельности, и в то же время создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.
У детей старшего дошкольного возраста игры становятся более осмысленными, более независимыми и более творческими. В этом возрасте воображение детей особенно развито, они любят перевоплощаться в любимых персонажей, сами придумывают сюжет игры. Детьми данного возраста используются игрушки очень разнообразные: музыкальные, дидактические, спортивные, трудовые, образные игрушки, настольные игры, книжки-ширмочки, игрушки-забавы, театральные и пр.
На протяжении всего дошкольного периода детям нужны образные игрушки, но в разном возрасте они играют разные функции в психологическом развитии ребенка.
В.С. Мухина выделяет следующие функции игрушек:
- подготовка к жизни в данном обществе, с присущей ему системе общественных отношений;
- забавы и развлечения;
- психическое развитие ребенка [19].
М.В. Осорина считает, что в дошкольном возрасте игрушка оказывает влияние на различные стороны детской психики, на его социализацию:
- Влияние на психомоторное развитие: мелкая моторика, координация движений, пространственная ориентация;
- Способствование развитию образного и символического мышления;
- Влияние на развитие сферы эмоций;
- Обеспечение доступа к культуре, знакомя с миром и артефактами;
- Трансляция духовно-нравственных принципов и норм;
- Разрешение социального взаимодействия через игрушки, потому что сама игрушка может включать в себя элементы, необходимые для общения с более знающими людьми, единства детей и взрослого [21].
Д.Б. Эльконин в превращении ребенка в мать, куклы в ребенка видит выражение теперь отношения матери к ребенку - ее любовь и ласка, а может быть, и наоборот. В этих действиях есть зависимость от конкретных условий детской жизни, отношений, его окружающих [27].
В.С. Мухина уверена, что ребенок учится опекать, проявлять заботу, сочувствовать игрушкам во всех кукольных событиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклами или плюшевыми игрушками, ребенок учится рефлексии, эмоциональному распознаванию [19].
Оценивая поведение куклы или мягкой игрушки, ребенок передает ей свой эмоциональный и моральный опыт, тем самым достигая и закрепляя его. Он проигрывает ее различные формы поведения и оценивает их. Идентифицируется эмоциональное и моральное состояние, формируется моральная оценка, развивается серия эмоциональных переживаний, формируется нравственное качество.
Поэтому кукла особенно важна для эмоционального и нравственного развития ребенка. Такая игрушка нужна каждому дошкольнику - не только девочкам, но и мальчикам.
По мере взросления ребенка усложняются его игровые действия. Например, во взаимодействии с музыкальными игрушками привлекают внимание не звуки сами по себе, дошкольник стремится извлечь какую-нибудь мелодию, тем самым использует «музыкальное сопровождение» в развитии сюжета ролевой игры.
Технические игрушки открывают область техники для детей и знакомят их с ее использованием. Они поощряют его экспериментировать, пробуждают вопросы познания, стимулируют развитие технического мышления и формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.
Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственной ориентации, внимания, волевых качеств: организованность, смелость, выносливость, инициативность и др.
Театрализованные игрушки активнее используются для постановок, развлечений. Исполнение ролей с помощью таких игрушек формирует у дошкольников выразительную речь, мимику, пантомиму и стимулирует развитие драматических и речевых навыков.
В связи с тем, что кукла-герой сказок является эталоном нравственного облика ребенка, он акцентирует внимание на всех своих нравственных переживаниях и разыгрывает сюжет с возникшими проблемами в межличностных отношениях. По словам В.С. Мухиной, одна из любимых игрушек учит детей быть добрыми и уметь идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми [19].
М.В. Осорина считает игрушку сложным и многоплановым объектом, одновременно существующих в трех пластах: мир материальных вещей; объект культуры; транслятор социальных сценариев. Это реализуется через содержание и оформление игрушки [21].
Необходимо подчеркнуть, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, которое варьируется в зависимости от возраста и использования ребенком. Главная задача взрослых - научить детей действовать с игрушками.
В игровой деятельности вводится игра с маленькими игрушками и игрушками-сюрпризами - в небольших форматах, таких как Lego Man и игрушки из kinder surprise. Использование космического песка для строительства дополнительных украшений, может быть включена вода.
Главным условием развития экспериментирования и творчества детей является руководство игрой со стороны педагога и в то же время предоставление детям самостоятельных игр и свободы в игре.
Чтоб развить сюжетосложение, провести со старшими дошкольниками
игру – придумывание с вопросом: «Что и как придумывать?»
В таком развитии важной является этапность от простого к сложному. Взять сказку или основу знакомой сказки для обучения или совета самому ребенку, формируя простой сюжет, в соответствии с принципами, уже знакомыми ребенку при просмотре, или по подсказке воспитателя. Затем, в совместных занятиях, вести детей в более сложные сюжетные линии, где можно использовать, например, детали настольной игры, но с адаптацией под дошкольный возраст.
На третьем этапе - совместное создание качественно нового текстового материала. Для этого этапа подходят новые методики: «Продолжи за другим», которая направлена на слушание друг друга. Необходимо найти продолжение рассказа предыдущего ребенка или взрослого.
Предложите вместе "вспомнить" известную сказку. Пересказ должен проходить в свободной обстановке без оценки качества речи ребенка и требований целостности рассказа. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл следующего события. После его введения предлагается "переход" к другому ребенку. Если дети забывают какую-то часть сказки, можно предложить: «Я помню, это было так…».
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраменкова В. Во что играют наши дети?: Игрушка и АнтиИгрушка/ В. Абраменкова. – М.: Эксмо, 2006. – 640 с.
2. Авдеева Н.Н. В какие игрушки играть ребёнку / Н.Н. Авдеева Мещерякова И.А. Ражников В.Г. // Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. - М.: Издательство ACT, 1996. - 384 с.
3.Авдулова Т. П. Психология игры: учебник для академического бакалавриата [Текст]/ Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 — 232 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
4.Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
5.Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 144 с.
6.Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры: технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая. - СПБ, 2000. – 87с.
7.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981.
8.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С.75- 77.
9.Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
10.Дайн Г. Игрушечных дел мастера. - М.: «Просвещение», 1994.
11.Доронова Т.Н., Карабанова О.А. Игра в дошкольном возрасте. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 112с.
12.Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. М., 2004.
13.Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. – 1965. - № 10. – С. 17 – 19.
14.Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
15.Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
16.Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С.Л.Новосёловой. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980.
17.Краснощекова Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.
18.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
19.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Academia, 2009. – 640 с.
20.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. - М., 2005. – 172с.
21.Осорина М.В. К построению психологической концепции игрушки / Электронный вариант материалов III Съезда РПО «Психология и культура». — СПб, 2003.
22.Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. - М.: Речь, 2010.
23.Разенкова Ю. От игры в кубики к конструированию // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 4. – С. 61-69.
24.Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
25.Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : Обруч, 2012.
26.Харчевникова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2012.
27.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 362с.
28.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" https://base.garant.ru/70291362/