Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что сегодня существует много вариантов мифа о Медее и его интерпретаций. Такое положение вещей можно объяснить тем, что, пожалуй, впервые в древней мифологии была показана не только драма женщины, но и особенностей места женщины в древнем обществе.
На протяжении, как всего мифа, так и драм Еврипида и Сенеки Медея борется с внешними и внутренними обстоятельствами. Сначала она помогает Ясону добраться до золотого руна и выкрасть его. Далее она активно помогает аргонавту занять достойное место в древнем обществе.
По-сути Медея в одиночку делает из Ясона национального героя. При этом читатели и зрители даже не догадываются, какие переживания живут в душе у Медеи. Здесь нужно напомнить, что Медея, сбежав из отчего дома, ставит на кон буквально все. Она связывает с Ясоном все свое будущее.
Вместо благодарности Медея получает измену. Здесь нужно отметить, что сильная и волевая женщина вложила в Ясона много сил, чтобы сделать из него героя. Нет ничего удивительного, что она теряет голову.
Здесь нужно еще раз напомнить, что Медея до этого момента не имела образа темного демона искусителя сметающего любое препятствие, возникающее у него на пути. Однако измена или перспектива измены Ясона все изменяет.
Далее следует жестокое убийство соперницы с ее родными. Однако здесь нужно заметить, что к этому моменту Медея, помогая Ясону, уже устранила нескольких человек. При этом эти убийства не вызывают никаких отрицательных эмоций. Эти деяния были оправданы необходимостью и благими намерениями.
Убийство детей Медеей в разных источниках так же имеет несколько интерпретаций. В одном случае она это делает ослепленная обидой на Ясона и таким образом хочет его больно уязвить. Дети становятся ответчиками за грехи своего отца.
По второй версии убийство происходит, потому что Медея не может забрать своих детей с собой. При этом она понимает, что она успела убийством настроить против себя и детей местное население. Медея вынуждена убить своих детей, чтобы не дать местным жителям замучить их.
Здесь примечателен то факт, что драма воздействует на читателей по двум каналам. С одной стороны – это сам сюжет. Гордая и обманутая женщина одна противостоит жестокому и беспощадному миру. Второй канал – это язык повествования. Сенека и Еврипид противоположно относились к Медее. Оба в своих драмах на языковом уровне продемонстрировали это.
К сожалению сегодня, в мире нет научных работ, которые бы рассмотрели бы, как особенности вариантов историй Медеи ставших в дальнейшем мифом о ней, так и особенности языкового выражения позиций авторов к описываемым событиям.
Цель исследования – проанализировать драму «Медея» Сенеки и Еврепида и установить особенности сюжета и судьбы в античной литературе.
Объект исследования – драма «Медея».
Предмет исследования – особенности сюжета и судьбы героев в античной литературе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику драме «Медея».
3. Выявить особенности оценки произведения авторами.
4. Сравнить между собой версии «Медеи» Еврепида и Сенеки.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Образ Медеи в древнегреческой мифологии
1.1. Жизненный путь Медеи
Эта женщина и ее история разными античными авторами описывается несколько по-разному, однако ядро повествования сохраняется: череда обманов, интриг и убийств, как и у многих других героев легенд.
История Медеи и Ясона начинается в тот момент, когда прекрасная богиня любви Афродита, покровительствующая аргонавтам, внушает женщине любовь к только что прибывшему в Колхиду Ясону. Страстная, безумная любовь заставляет чародейку не только помочь Ясону в преодолении испытаний Ээта и похищении сокровища — Золотого Руна, но и при побеге увести за собой Апсирта, ее маленького брата.
Медея убивает Апсирта и бросает кусочки тела в воду, зная, что Ээт в горе попытается найти их и приостановит погоню. Догнали беглецов лишь на острове феаков под управлением царя Алкиноя. Алкиной согласился вернуть дочь Ээта лишь при условии, что она еще не вышла замуж за Ясона.
Предупрежденные об этом, Ясон и Медея поспешно женились и благополучно продолжили свой путь.
Дальнейшая судьба Медеи наполнена коварством и магией. В Иолке чародейка обманом заставляет дочерей Пелия, захватившего трон, убить отца. Она показывает дочерям ритуал омоложения. Медея разрубает барана на кусочки, бросает их в кипяток, а затем вынимает из котла живого ягненка. Дочери Пелия пытаются таким же способом вернуть молодость отцу, что у них, естественно, не получается.
Затем Медея отправляет своей сопернице Главке (на которой хочет жениться Ясон) отравленное одеяние, и та сгорает заживо. Разозленная изменой Ясона, женщина убивает двух их совместных сыновей и улетает в Афины на небесной колеснице своего деда.
В Афинах волшебница выходит замуж за Эгея и рожает от него Меда. Когда возвращается Тесей, потерянный наследник Эгея, она пытается убедить Эгея убить пришельца. Эгей все же узнает сына и в наказание за коварство изгоняет Медею и Меда. Они возвращаются в Колхиду и вместе свергают захватившего власть Перса.
История Медеи завершается на острове блаженных, где она сочетается браком с Ахиллом.
Таким образом, можно сделать вывод, что миф о Медее начинается с того, что Афина и Гера оказывают своеобразную помощь своему фавориту – Ясону. Мужчина приехал в Колхиду в поисках Золотого руна и здесь встретил девушку, с которой связал свою жизнь, став ее мужем. Помощь состояла в том, что они влюбляют Медею в Ясона.
Мифология отличается наличием хронологических противоречий, двойственностью сюжета, литературными приемами, которые не всегда правильно интерпретируются историками и исследователями. Возможно, это связано с тем, что сегодня общественность знает двух персонажей по имени Медея. Девушка дважды упоминается в рассказе об аргонавтах, но описание ее внешности не совпадают, из чего можно сделать вывод, что авторы описали двух разных героинь.
Мифы о Ясоне неразрывно связаны с биографией Медеи. Изначально Медею сравнивали с греческой богиней, так как она умела летать и обладала магическими способностями. Кроме того, она была любима жителями Колхиды, имела сходство с волшебницами фессалийских сказок и героинями коринфского эпоса.
Таким образом, можно сказать, что сегодня существует множество вариантов развития мифа о Медее. Разные авторы в разном свете выставляли действия своего персонажа, а так же причины и следствия совершаемых ею действий. Сегодня точно можно сказать, что Медея была яркой, эмоциональной и волевой женщиной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амбарцумян, А.А. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки: сравнительная характеристика // Научная палитра № 2 (24), 2019 – Электронный ресурс – http://culture.esrae.ru/pdf/2019/2(24)/728.pdf (точка доступа 10.05.2012)
2. Апт, С.К. Античная драма. – М., 1970. 768 с.
3. Боннар, А. Греческая цивилизация. – М., 1992. 269 с.
4. Гораций Квинт Флакк. Буало Н. Поэтическое искусство. Об искусстве и поэзии. – М., 2017. 152 с.
5. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992. 624 с.
6. Иванова, И.С. Причины утраты женственности героиней античных трагедий Медеей и этическая оценка данного явления // Сервис Plus. 2014. № 3. С. 68–80.
7. Ивлиев, В.А. Мудрость Сенеки. – Таганрог, 2011. 309 с.
8. Ошеров, С.А. Сенека-драматург: от мифа к философии // Ошеров С.А. Найти язык эпох: от архаического Рима до Серебряного века. – М., 2001. С. 228–263.
9. Пичугина В.К. Ясон в трагедии Сенеки «Медея»: плохой или хороший муж, отец, наставник? // Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Вып. 1. C. 220–243.
10. Психологическая разработка образов в трагедиях Еврипида. — Текст: электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс: [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/psixologicheskaya-razrabotka-obrazov-v-tragediyax-evripida/ (дата обращения: 12.05.2021)
11. Сенека, Луций Анней. Медея (пер. С.А. Ошерова) // Луций Анней Сенека. Трагедии. – М., 1983. 448 с.
12. Трубочкин, Д.В. Античная литература и драматургия. – М., 2010. 224 с.
13. Филиппов, В.В. Сенека-драматург в русских переводах // Вестник московского университета. 2011. № 1. С. 67–73.
14. Ярхо, В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Еврипид. Трагедии: в 2 т. Т. 1. – М., 1999. С. 565–591.