Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………....
5
1.1. Характеристика воображения у детей дошкольного возраста... 5
1.2 Особенности развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития ………….……..…...………...………...
9
Выводы по главе 1……………………………………………………. 15
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ …………………………………………
16
2.1 Диагностические методики развития воображения…………..... 16
2.2 Методы и приемы развития воображения у дошкольников с ЗПР …………………………………………………………………………...
18
Выводы по главе 2……………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………............. 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обуславливается следующими аспектами.
Во-первых, воображение детей выступает в качестве неотъемлемого компонента практически любой формы творческой деятельности дошкольника, его поведения в целом. Воображение – это весьма важный психический процесс, свойственный только человеку. При помощи воображения индивид способен изменять самого себя и окружающий мир, совершать научные открытия, а также создавать произведения искусства. Воображение детей являет собой огромный потенциал для развития личности и познания мира. То есть воображение – это важнейшая сторона жизни ребенка. Ведь без воображения усвоить какую-либо программу невозможно. Оно характеризуется в качестве необходимой и высшей способностью индивида. При этом именно данная способность нуждается в особом развитии.
Во-вторых, данный процесс у дошкольников с задержкой психического развития протекает непросто и имеет свои особенности, что требует проведения специальной коррекционной работы.
Таким образом, значение воображения для развития ребенка, особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и необходимость проведения специальной работы в этом направлении, - все это в совокупности делает рассмотрение темы «Особенности развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития» актуальным.
Целью данного исследования является выявление особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – психологическое развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – особенности, методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В качестве задач исследования выступают следующие:
- охарактеризовать воображение у детей дошкольного возраста;
- описать диагностические методики по выявлению уровня о особенности развития воображения;
- описать методы и приемы развития воображения у дошкольников с ЗПР.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды таких авторов, как А.А. Алексеев, А.Я. Дудецкий и др., рассмотревшие психологический феномен воображения, его понятие и сущность; О.В. Боровик, Л.С. Выготский, А.А. Гостев, О.А. Григорьева, Л.Ю. Субботина и др., объектом исследования которых стало развитие воображения у детей дошкольного возраста; Е. А Медведева, Е. С. Слепович, Е. С. Спиваковская и др., рассмотревшие особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы, терминологический анализ, метод сравнения и сопоставления; метод логической систематизации полученной информации.
Структура работы: в соответствии с поставленными задачами в структуре работы выделено введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Характеристика воображения у детей дошкольного возраста
Воображение относится к числу высших познавательных процессов, где весьма отчетливо прослеживается особый человеческий характер деятельности. Первое и важное назначение воображения в качестве психического процесса прослеживается в том, что именно оно позволяет представлять результат труда еще до его начала . Специфика данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, скорее всего, характерно исключительно для человека и особым образом связано с деятельностью организма, являясь в то же самое время наиболее своего рода «психическим» из всех психических состояний и процессов .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символьных структур в развивающемся интеллекте ребенка [Текст] / А.А. Алексеев. – СПб.: Питер, 2016. – 122 с.
2. Боровик О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2016. – 112 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с.
4. Гостев, А.А. Дорога из-за зеркалья. Психология развития образной сферы человека [Текст] / А.А. Гостев. – М.: Глобус, 2008. – 278 с.
5. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113. (дата обращения: 10.03.2021).
6. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2017. – 288 с.
7. Дудецкий А.Я. Воображение [Текст] / А.Я. Дудецкий. – Смоленск, 2017. – 210 с.
8. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. – Смоленск, 2004. – 153 с.
9. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. – М.: ИПРАО, 2006. – 188 с.
10. Жукова, Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.С. Жукова. – М.: МПГУ, 2018. – 98 с.
11. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 316 с
12. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Психологический журн. – 2011. – №5. – С.57-68.
13. Лосева, В. Влияние репрезентативной системы на развитие творческого воображения дошкольников [Текст] / В. Лосева // Прикладная психология и психоанализ. – 2011. – № 4. – С.47-53.
14. Медведева, Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх [Текст] / Е.А Медведева // Восп. и обуч. детей с нарушениями развития. – 2002. – №3. – С. 31-34.
15. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович – М.: Педагогика, 2016. – 244 c/
16. Смирнова, О.Е. Детская психология [Текст]: учеб. для вузов / О.Е. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 388 с.
17. Спиваковская, Е.С. Нарушения игровой деятельности [Текст] / Е.С. Спиваковская. – М.: Изд. МГУ, 2015. – 298 с.
18. Стрелянова, Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изодеятельности [Текст] / Н.И. Стрелянова. – М., 2016.
19. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
20. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.В. Фадина – Балашов: Николаев, 2014. – 68 с.
21. Цукарь, А.Я. Уроки развития воображения [Текст] / А.Я. Цукарь. – Новосибирск, 2017. – 242 с.