Фрагмент для ознакомления
2
Подростковый возраст является одним из критических этапов жизни. Возрастные границы подросткового возраста могут находиться в диапазоне 11- 16 лет, хотя у каждого ребенка может начинаться и заканчиваться раньше или позже указанного возраста. Начало подросткового возраста можно заметить в активных изменениях физиологического развития, поведения, вкусов, взглядов ребенка. Наиболее заметным является нестабильной эмоциональный фон, который во многом объясняется активным выработкой организмом гормонов. Подросток может болезненно воспринимать очень много жизненных ситуаций и моментов [3, с. 54-57].
В социальном плане увеличивается значение общения со сверстниками и друзьями, общения сосредотачивается в социальных сетях, телефонных разговорах, встречах и прогулках с друзьями. Родители, родственники и учителя уходят на задний план. Так, подросток может ничего, или почти ничего не рассказывать родителям о себе. Часто наблюдается повышение конфликтности в отношениях с родителями и старшими. Это обусловлено острым проявлением чувства взрослости, не является фактическим, поскольку подросток зависим в финансовом и других планах от родительской семьи. Однако ребенок заявляет о своей позиции, хочет иметь такие же права, как и взрослые, желает владеть статусом взрослого человека. Особенно остро стоит этот вопрос в тех ситуациях, когда требования в семье к ребенку и к родителям существенно отличаются. Повышается чувство несправедливости к подростку и отстаивание собственной позиции [4, с. 66-69].
В определенной степени обострения чувства взрослости подкрепляется друзьями, которые часто являются старшими (или совершеннолетними), и чтобы доказать свою взрослость нужно вести себя таким образом как и остальные члены группы. Зависимость от мнения важной для подростка группы может иметь негативные последствия (употребление алкоголя, табака или наркотических веществ, ранний половой опыт и т.д.). Часто, даже имея свое мнение, подросток принимает мнению группы, для того, чтобы не выделяться в ней, и не быть отвергнутым [5].
В этом возрасте происходит расширение самосознания, формирование и расширение видения собственного «Я», формирование идеалов, ценностей, сравнение себя с другими, определения своего места в мире, которые могут быть достаточно нестабильными. Особое место занимает обеспокоенность относительно своего внешнего вида, которая может переходить в болезненные переживания относительно собственного веса, пропорциональности и размеров частей тела, чистоты кожи и тому подобное. Особенностью подросткового возраста является еще одно важное событие - появление романтических желаний, влюбленность и первые романтические отношения. И эта сфера является достаточно проблемной, ведь подросток начинает делать первые шаги в построении собственных отношений [6].
Часто в этом возрасте создаются «браки в миниатюре», которые проявляются в чрезмерной зависимости пары друг от друга, постоянная поддержка контакта с партнером. Обычно одна из сторон устает от такого формата отношений и решает выйти из них, наносит боли партнеру. Часто такие отношения наблюдаются и у взрослых, однако, в подростковом возрасте они могут иметь более негативные последствия, поскольку подросток еще не сформировал своих способов решения трудных жизненных ситуаций, может впадать в длительные депрессивные состояния, у него могут появляться суицидальные мысли. Родители в этом процессе находятся в не меньшей стрессе, чем их дети. Будучи наблюдателем страданий собственного ребенка, ее быстрого взросления, негативизма по отношению к ним, может сложиться впечатление, что ребенок не нуждается в их помощи. Однако, это не так. В этих сложных переживаниях, которые касаются всех сфер жизни подростка, ему нужна надежная, постоянная, стабильная и безопасная основа, на которую они могут опереться в те моменты, если не будут знать, что делать дальше, когда зайдут в «тупик», с которого ни друзья, ни знакомые не имеют решения. Дети все же нуждаются в четких рамках, которые будут держать их в определенных пределах, давая возможность исследовать этот мир, но не выходя за рамки дозволенного. Понимание не только своих прав, но и обязанностей. Проконтролировать все и всех невозможно, поэтому важны разговоры и ознакомления подростка с особенностями взрослой жизни, чтобы делая определенный свой жизненный выбор, он мог опираться на какую-то основу, которая может быть заложена родителями [7, с. 162-168].
Преимущество родителей заключается в том, что они уже пережили этот возраст, и является взрослыми. Подростку же нужно проживать этот период сейчас. советом для родителей может быть попытка вспомнить свое детство, свой подростковый возраст, трудности были тогда, которым наиболее действенным способом они справлялись с трудностями, как им в этом помогали другие люди, и действия окружающих вызвали наибольшее протеста. Часто для решения всех проблемных моментов силы родителей находятся на грани истощения, им нужна профессиональная и чисто человеческая поддержка, возможность выдохнуть, почувствовать себя, заручиться поддержкой и помощью специалиста. Одним из таких специалистов может стать психолог, который может работать как с самими родителями, так и с подростком [10, с. 38-49].
1.2. Гендер как психологическое понятие
Существуют объективные физиологические причины склонности мужчин и женщин к тому или иному виду учебной деятельности.
Многочисленные исследования показали, что мужской и женский мозг функционирует по-разному из-за использования различных полушарий в решении одних и тех же задач. женский гормон эстроген является главным элементом в соединении двух полушарий, результатом чего является возможность женщины заниматься разными делами, не связанными друг с другом одновременно. Мужчины, напротив, могут долго и тщательно концентрироваться исключительно на одном виде деятельности [11, с. 150-152].
Этим обусловлены различия в подходах к общению юноши преимущественно используют количественный подход к изучению и усвоению материала, отличаются умением анализировать, в то время как у девушек преобладает качественный подход. Они терпеливы, внимательны, сконцентрированы, готовы уделять больше времени внеаудиторной работе. С этого обычно делается вывод, что юноши более склонны к изучению математических наук, а девушки - в лингвистическим, что ни всегда соответствует действительности. Имеющиеся исследования позволяют утверждать, что пространственное восприятие также гендерно обусловленным, что объясняет большую склонность мальчиков и юношей к дисциплинам естественнонаучного и физико-математического циклов [12, с. 78-80].
Большую роль в гендерном развитии играют родители, влияют на детей при выборе предмета изучения, а затем и направления обучения в вузе и демонстрируют веру в их способность добиться высоких результатов. Родители выступает в качестве социализирующую агенту, поэтому можно утверждать, что несет гендерные стереотипы бывают посеяны задолго до того, как ребенок попадет в образовательную среду. Так, исследования обнаружили, что большинство родителей твердо убеждены в том, что, начиная с раннего возраста, мальчики более талантливые в изучении математики. Девочкам же приходится работать долго и старательно для достижения в результате гораздо более низких результатов, чем мальчикам. Почти пятая часть родителей считает, что зачисление девочек в профильные математические классы - пустая трата времени и сил, так как для девочек это не столь важно, как может быть для мальчиков. Родители девочек в отдельных случаях сначала дают установку на их «нежелание» изучать математику или «нелюбовь» к точным наукам [15, с. 473-476].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2015. – 160 с.
2. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2003. №5. С. 103-120
3. Асмолов, А.Г. О развитии половой идентичности / А.Г. Асмолов // Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина. -М., 2005. С. 54-57.
4. Ахмедпашаева К.А., Багандова Г.Х. Гендерный подход в системе воспитания и обучения детей-сирот // Известия ДГПУ. – 2014. – № 4. – С. 66-69.
5. Баурова Ю.В. Осуществление интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода. [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osuschestvlenie-intensifikatsii-uchebnogoprotsessa-v-nachalnoy-shkole-na-osnove-gendernogo-podhoda-1
6. Белобородова Н.С. Реализация гендерного подхода в воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: https://www.irorb.ru/files/magazineIRO/ 2013august/11.pdf.
7. Бурова Л.И., Капустина Е.Ю. Особенности социальнопедагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников. // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017.– № 1. – С. 162-168.
8. Гендерное образование. учеб. пособ. / под. ред. Л.И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 387 с.
9. Дульмухаметова Г.Ф. Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников. – Казань, 2011. – 48 с.
10. Евтушенко И.Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 9. – С. 38-49.
11. Жигулина О.В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А. Гендерный подход в образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство. – 2015. — С. 150-152.
12. Закирова А.Р. Гендерная подготовка современного учителя. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – Казань. – 2014. – С. 78-80
13. Козырева Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании // Молодой ученый. – 2015. – №14. – С. 473-476.
14. Комсомольская правда [Интернет-ресурс] / Режим доступа: https://www.ural.kp.ru/daily/26683/3706666/.
15. Куинджи Н.Н., Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты [Текст]Москва: «Пашков дом», 2010. – 80 с.
16. Перлова Ю.В. Развитие гендерной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Соликамский государственный педагогический институт. – 2012. – № 2. – С. 34-42.
17. Раздельное обучение мальчиков и девочек. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции "Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России. – М., 2010. – 480с
18. Рожкова С.В., Мошненко В.В. Гендерная компетенция педагога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dogmon.org/gendernayakompetenciya-pedagoga.html.
19. Телепорт.РФ. [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://www.teleport2001.ru/news/2016-09-14/83880-gendernoe-obuchenie.html
20. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. – М., 2014. – 16 с.