Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой в наше время является полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и моторная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся будущая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений рук и пальцев, которые необходимы для одевания, рисования и письма, а также для выполнения различных бытовых и учебных действий. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Это включает в себя нервную, мышечную, костную и даже зрительную системы. Она включает в себя множество движений: от всех обычных жестов до мельчайших манипуляций. С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на кору головного мозга-это именно проекция руки, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому развитие мелкой моторики у детей в возрасте 5-6 лет так важно: от этого будет зависеть формирование речевых навыков, успех в школьном образовании и успешная социализация ребенка.
В педагогической литературе проблеме развития мелкой моторики рук уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев. Так С. Е. Гаврилина, Н. Л.Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина в книге "Развитие рук, чтобы научиться красиво писать и красиво рисовать" пишут, что развитие мелких мышц рук у детей следует начинать систематически с года до самой школы, и рекомендуют детям упражнения, доступные их возрасту.
Большое внимание в книге уделено пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Такие упражнения для координации поэтической речи с движениями пальцев также рекомендует В. В. Цвинтарный в пособии "Игра пальцами и развитие речи", указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, развивают ловкость, умение контролировать свои движения, способствуют координации и развитию речи.
Все эти авторы ссылаются на исследования М. М. Кольцовой, которая экспериментально установила, что формирование речевых зон в коре головного мозга осуществляется под влиянием импульсов от движения рук.
Поэтому развитие мелкой моторики у детей в возрасте 5-6 лет так важно: от этого будет зависеть формирование речевых навыков, успех в школьном образовании и успешная социализация ребенка. Несмотря на это, некоторые теоретические аспекты этой проблемы еще недостаточно изучены и развиты.
Решение этой проблемы отражено в теме исследования: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием различных техник создания керамики".
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние моделирования на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики через моделирование у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.;
2. охарактеризовать развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
3. определить методы и приемы использования моделирования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста;
4. разработать конспект по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения моделированию.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, т. е. эмпирическим путем;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта педагогов, педагогический эксперимент.
Экспериментально-исследовательская база: МБДОУ детский сад№............
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст-это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами жизни: миром людей, природой, объективным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Заложен фундамент здоровья. Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольное развитие является начальным этапом образования нашего общества, оно должно быть организовано и реализовано таким образом, чтобы в нем реализовывалась идея развития сущностных сил каждого человека и общества в целом, в соответствии с его системой целей, содержанием, организационными формами, технологиями, характером управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями. Но вопросы организации инновационного режима в образовательном процессе дошкольных учреждений до сих пор не находят должного освещения. Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Уникальность - это основа целостности личности [2, 64]. Ядром индивидуальности является особенное, определяющее развитие уникальных качеств личности. Уникальность ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особую сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и принимая его, вы можете обеспечить нормальную жизнь и развитие детей.
Задача состоит в разработке динамической теории психологического развития, основанной на особенностях конкретного ребенка, живущего в определенных социальных условиях. Воспитательная работа должна строиться таким образом, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастом, но и с индивидуальными возможностями.
Мы разделяем мнение о том, что образование является движущей силой развития характеристик детей старшего дошкольного возраста. Она рассматривается нами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников. Такая деятельность - одно из самых сложных культурных явлений. На наш взгляд, она должна включать в себя комплекс различных мероприятий. Актуальные проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации уже обсуждаются на различных уровнях власти. В то же время состояние практики в процессе реализации различных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, в том числе: определения объема содержания; соотношения программ и технологий; организации целостности педагогического процесса; преемственности между образовательными этапами. Независимо от того, какую программу обучения и воспитания реализует детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие основных личностных качеств и обеспечение равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в различных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, сказывается на ребенке. Возникает своеобразное противоречие между желанием "дать ребенку больше" (каждый специалист расширяет объем содержания) и реальными умственными и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста [6, С. 36–38].
Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов-внимания, памяти, восприятия и т.д. - и возникающая в результате способность контролировать свое поведение, а также изменения в самооценке, самосознании и самооценке.
В возрасте 5-7 лет, в старшем дошкольном возрасте, происходит интенсивное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дети в этом возрасте быстро набирают рост и вес, меняя пропорции тела.
Значительные изменения происходят в высшей нервной деятельности. Мозг шестилетних детей очень похож по своим характеристикам на мозг взрослого человека. Организм ребенка от 5,5 до 7 лет свидетельствует о том, что он готов перейти на более высокую ступень возрастного становления, которая допускает наиболее интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с регулярным школьным обучением.
В психическом развитии детей значительную роль играет старший дошкольный возраст: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В социальной ситуации развития старших дошкольников появляются новые социальные контакты, а именно отношения со сверстниками. Е. О. Смирнова отмечает, что в коммуникативном процессе в этом возрасте происходит большое количество действий и обращений. Дети в процессе общения друг с другом спорят, требуют, жалеют, обманывают, навязывают свою волю и т. д. Сильная эмоциональная интенсивность контактов связана с тем, что сверстник в этом возрасте становится более привлекательным
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблитарова, А. Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аблитарова, Н. В. Кондрашова.// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2016. — С. 55-59.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 195 с.
3. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский; сост. Н. Н. Фомина. – М.: Карапуз, 2019. – 420 с.
4. Бачина, Ольга Викторовна. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет: практ. пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – М.: АРКТИ, 2016. – 88 с.
5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: Просвещение, 2017. – 220 с.
6. Борисова, Марина Михайловна. Пальчиковые игры: играем с детьми дома / М. М. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2016. – № 8. – С. 36–38. –
7. Бувалец, Л. Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке / Л. Н. Бувалец. // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 798-802.
8. Воронцова, А. О. Конспект интегрированной познавательной деятельности «Путешествие в гончарную мастерскую» в подготовительной к школе группе / А. О. Воронцова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 3-5
9. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 2015. – 344 с.
10. Гусарова И.Л. Лепка в детском саду: лекции для студентов заочников дошкольных факультетов педагогических институтов. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 86 с.
11. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 14–16.
12. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 255 с.
13. Коломысова Т. В. Методические особенности развития образного мышления учащихся детской школы искусств на занятиях по керамике / Т. В. Коломысова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 5. – С. 697– 700.
14. Кондратьева Н. П. Проектирование заданий, направленных на развитие креативности младших школьников на занятиях лепки / Н. П. Кондратьева // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. науч. трудов по матер. Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых учёных «52-е Евсевьевские чтения», 2–3 июня 2016 г.; под науч. ред. Ю. В. Варданян. – Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2016. – С. 67–71.
15. Короткий, В. А. Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок / В. А. Короткий, Ю. В. Мазурова.// Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 28-30.
16. Косаковская Е. О. Лепка в детском саду: пособие для воспитателей / Е. О. Косаковская. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 196 с.
17. Купальная, Е. В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е. В. Купальная, Н. А. Цуканова. // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 211-213.
18. Лилова, О. А. Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная глина» / О. А. Лилова. // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 432-433.
19. Лыкова Н. А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И. А. Лыкова. – М.: Сфера, 2015. – 127 с.
20. Ляменкова, Е. М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 9. – С. 116–121.
21. Малая, Л. Ю. Пластинография в детском саду: Творческая мастерская / Л. Ю. Малая // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 87–90. –
22. Нартахов, А. Е. Волшебный пластилин / А. Е. Нартахов, Д. В. Павлова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7.2 (27.2). — С. 52-53.
23. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 83–86.
24. Неустроева Е. А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики (дошкольный и младший школьный возраст): автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. А. Неустроева. – М., 2016. – 31 с.
25. Оглоблина, И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И. Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 18–21.
26. Османова, Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр: учеб. - практич. пособие / Г.А. Османова. — СанктПетербург: КАРО, 2016. — 160 с.
27. Прыскина Е. А. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (6). – С. 65–67.
28. Симакова, Елена Ивановна. Бабочка-красавица: Конструирование из бумаги / Е. И. Симакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2017. – № 2. – С. 44–45. –
29. Спиридонова, О. С. Проект "Пальчики играют, речь развивают" / О. С. Спиридонова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 6. – С. 58–63.
30. Тарасова, Л. Ю. Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями / Л. Ю. Тарасова. // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 54-56.
31. Уланова, С. Л. Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе / С. Л. Уланова. // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 30-33.
32. Шатлова, С. Играем пальчиками – развиваем речь: Семейный клуб / С. Шатлова, Н. Анонова, О. Рябинина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 72–75.
33. Юдина, Г. В. Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии / Г. В. Юдина, А. С. Власкин. // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 205-207.