Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интеграция - это связь субъектов, их взаимодействие, сотрудничество. Все это развивается независимо от того, национальное это хозяйство, крупная корпорация либо небольшая организация. Смысл остается единым. Значение термина "интеграция" произошло от слова «integer», что в переводе означает «целый, объединенный» (латинский язык). Интеграцией определяют слияние или объединение отдельно взятых частей в целое.
Проблемам интеграции в педагогике и образовании посвящено множество исследований, педагогических в том числе, научных монографий статей и методических разработок. Поэтому, разрабатывая подходы к особенностям интеграции в рамках данного практического исследования, необходимо проследить историю развития этого понятия и выбрать из имеющихся подходов наиболее актуальные.
Проблему интеграции Б.М. Кедров рассматривает через развитие научных знаний от их замкнутого изучения к их взаимодействию, а затем и к их целостности, при этом один и тот же объект изучается одновременно с разных сторон. Опираясь на эти идеи, исследователи идут дальше, развивая идеи перевода глобальных знаний с одного языка познания на другой.
Объект: интегрированные уроки.
Предмет: интегрированные уроки как средство повышения познавательной активности обучающихся в учебном процессе
Цель: рассмотреть интегрированные уроки как средство повышения познавательной активности обучающихся в учебном процессе
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеграция как одно из направлений обновления содержания образования и повышения эффективности учебного процесса.
2. Выделить роль интеграции в формировании метапредметных результатов обучения.
3. Проанализировать интегрированные уроки как педагогическое явление.
4.Провести анализ УМК по русскому языку для 5-9 классов.
5. Выделить особенности интегрированных уроков: структура и содержание.
6. Выделить особенности интеграции русского языка с другими предметами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Интеграция — одно из направлений обновления содержания образования и повышения эффективности учебного процесса.
Идею интеграции в педагогике искусства Б.П.Юсов рассматривает с позиций концепции полихудожественного образования, где «Интеграция — это раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую художественную модальность — цвета в звук, звука - в пространство, пространства - в мерность строки стихотворения, проведение данного искусства по всему диапазону полифонии, когда, например, пространственная мерность получает ароматический аналог». В своих работах А.Я. Данилюк переносит эти же позиции на все области предметного знания. А.Я. Данилюк так раскрывает понятие: «Интеграция образования - это осуществление учеником под руководством учителя последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, в процессе которого происходит усвоение знаний, регулирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов». «Другими словами, как замечает Е.А.Буянова, - это не столько формальное соединение разного знания в новый учебный текст, сколько соединение разных текстов в сознании ученика, приводящее к формированию ментальных понятийных и смыслообразующих структур». На первый взгляд может показаться, что речь тут идёт исключительно о межпредметной и внутрипредметной интеграции, но на самом деле подход, предложенный этими учёными, гораздо шире. [10, с. 76-80]
Важно отметить, что А.Я.Данилюк солидарен с Б.П.Юсовым не только в понимании основного механизма интеграции в образовании, но в понимании глубинных смыслов этого процесса. В своём научном исследовании он пишет:
Вопрос об истории подхода наиболее основательно освещён в диссертации А.Я.Данилюк. Рассматривая истоки явления, он пишет: «Впервые об интеграции со всей определенностью заявляет Ж.-Ж.Руссо. Он ищет «средства, чтоб сблизить всю массу уроков, рассеянных в стольких книгах, свести их к одной общей цели, которую легко было бы видеть, интересно проследить». Затем Песталоцци последовательно проводит мысль о том, что соединение обучения с трудом в полной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к деятельности. В российской педагогической традиции Л.Н.Толстой впервые обращается к проблеме поиска единого "разумного основания учения"; в качестве такового он определяет нравственное ядро всех религий - вечные вопросы о смысле человеческой жизни. Идея сближения трудовой и учебной деятельности получает дальнейшее развитие в работах Дж. Дьюи. Он преодолевает характерный для Песталоцци механистический подход к соединению труда и обучения. Дьюи превращает производительный труд в главный интеграционный фактор, ведущий интеграционный механизм, посредством которого проводится систематическая интеграция разнопредметных знаний вокруг исторически и социально значимых производственных проблем. Разработанная Дьюи концепция трудовой школы была экспериментально апробирована в 20-е гг. в России. Советская трудовая школа (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, М.Н.Покровский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др.) была первым широкомасштабным практическим опытом организации обучения на интегративной основе».
Из этого обзора видно, что уже на ранних стадиях разработки проблемы интеграции обозначились все основные подходы:
- поиски в области внутрипредметной и межпредметной интеграции во имя оптимизации учебного процесса (Руссо);
- поиски интеграции теоретического образования и жизненных практик (Песталоцци и Дьюи);
- поиски в области интеграции учащихся в культуру, инкультурации (Толстой).
В истории отечественной педагогики становится очевидно, что экспериментальная апробация интегративного образования в России 20-х годов сочетала в себе все эти подходы. Так, например, в клубе и летних лагерях «Сеттельмент», организованных Шацким для детей из неблагополучных рабочих семей, проектная деятельность был
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Браже Т.Г.,Шаманова Т.И. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества знаний и развитии школьников.//Наука и школа -2006 №5
2. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. V – VIII классы. – М., 2003.
3. Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования. // «Менеджмент в образовании», 2006, № 4.
4. Глинская Е.А. Межпредметные связи в обучении/Е.А. Глинская. -Тула: Инфо, 2007. -46 с.
5. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система/Д.Я. Данилюк//Педагогика. -2007. -№4. -С. 24-28.
6. Дядич С.П. Интеграция как способ развития творческой активности. // «Начальная школа Казахстана», 2006, № 12
7. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008
8. Зарецкая И.,Тарников И.Интеграционный урок в системе гуманитарного образования .//Школа-1999-№2
9. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. – 2006.
10. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986
11. Интегрированный урок//Учительская газета -2000-№37
12. Коложевари И., Соченикова Л. Как организовать интегрированный урок?// Народное образование-1996-№1.
13. Лаврентьев В.В. Интеграция школьного обучения в начальной школе [Текст] //Завуч.2004. №5. С.5-9.
14. Леонович В.Н. К вопросу об интеграции на уроках русского языка.// Начальная школа -2000-№4.
15. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции/Г.А. Монахова//Педагогика. -1997. -№5. -С. 52-55.
16. Морозова. Е.Г. Системный подход в развитии мировоззрения учащихся/ Химия в школе – 2007, №3, с. 15
17. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования учебно – воспитательного процесса [Текст]; Москва, 2007г.
18. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение детей в начальной школе [Текст]; Ростов – на Дону, 2009г.
19. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей/Е.Ю. Сухаревская. -Ростов н/Д.: РПИ, 2007. -165 с.