Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Родители часто беспокоятся о том, что дети с дизартрией хуже, чем другие, запоминают стихи, испытывают трудности с усвоением цветов, геометрических фигур и математического счета, а также медленно обучаются чтению и письму. Все эти проблемы может решить педагог-психолог. Однако для этого он должен знать портрет ребенка с дизартрией, какие у него особенности в развитии речи, познавательной и эмоционально-волевой сферах.
Актуальность исследования. Владение родным языком является фундаментом для развития личности человека и закладывается в дошкольном возрасте, и рассматривается как основа обучения. Но не всегда дети могут легко овладеть родным языком в виду наличия отклонений. Одним из таких нарушений является дизартрия, которая представляет собой нарушение произносительной стороны речи. При таком нарушении у ребенка идет нарушение иннервации речевого аппарата, что влечет за собой расстройство артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи. И все это в совокупности приводит к тому, что ребенок теряет членораздельность и внятность в своей речи.
1.1 Формирование устной речи у детей дошкольного возраста в норме
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, отличительные особенности речевого развития детей с различными аномалиями в развитии необходимо четко представлять весь путь последовательного развития речи ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания [4].
Развитие речи для ребенка играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка. Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырех лет, когда ребенок овладевает основными закономерностями языка [5].
Кроме того, нужно четко представлять себе каждый этап речевого развития ребенка и каждый «качественный скачок», чтобы своевременно замечать те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество стадий в развитии детской речи, называют их по-разному и дают разные возрастные границы для каждой. Остановимся на наиболее точной, четко отражающей особенности каждой возрастной группы и удобной классификации, предложенной А.А. Леонтьевым. Он устанавливает 4 этапа в развитии детской речи. Конечно, у перечисленных ниже шагов не может быть строгих, четких границ. Каждый этап плавно переходит в следующий.
Этапы нормального речевого онтогенеза:
1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 года.
2. Преддошкольный – от 1 года до 3-х лет.
3. Дошкольный – от 3 лет до 7.
4. Школьный – от 7-ми лет до 17.
Подготовительный этап – готовит все речевые системы к освоению речи. Крик, с помощью которого малыш «общается» на этом этапе – это первая голосовая реакция, он тренирует голосовые связки и дыхание. Процесс сосания – активизирует органы артикуляции ребенка. Общительность родителей – развивает психические процессы, зрительное и слуховое внимание, память. Подражательный рефлекс закладывает основы речи – гуление, лепет.
До года у ребенка идет активный процесс накопления информации о речи, состоящий из наблюдений за деятельностью речевого аппарата общающихся с ним людей, за звучанием их речи и развитие собственного речевого аппарата.
Преддошкольный этап – звукопроизношение у ребенка еще несовершенно, ошибки в слоговой структуре слова, накоплен небольшой словарь, освоение простых предложений, появление простых грамматических форм (число, род).
1 год - 1 год 6 мес. Первые слова и звукоподражания: мама, дядя, дай, ав-ав и т.д. В отличие от лепета, слова относятся ребенком четко к определенному предмету, который он этим словом обозначает и часто сопровождаются определенным действием, жестом, эмоциональным проявлением.
1 год 6мес.-1 год 8 мес. Первые предложения (предмет + действие): «мама, дай» и т.п. Такие предложения могут на первых порах представлять из себя последовательность слов (звукоподражаний), жестов, мимических проявлений. Причем, взрослые и старшие дети почта всегда точно понимают смысл «высказывания»
1 год 8 мес. - 2 года. Период быстрого развития речи. Расширение словарного запаса до 350-380 лексических единиц. Совершенствуются формы множественного числа. Активно используются существительные, прилагательные, глаголы, др. части речи. Начало первого периода «почемучек»: периода вопросов.
От 2 до 3 лет. Важнейший период. В это время ребенок практически усваивает те основные правила языка, на основании которых он сам выстраивает и начинает употреблять в речи родную грамматику, словообразование Т.д. наращивается объем словаря. К 3 г. оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Третий этап - дошкольный (от 3 до 7лет). От 3 до 5 лет. В это время дети овладевают умением связно рассказывать. Могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказки (рассказа) из 45 - 50 предложений. В речи используются уже и сложные предложения. Второй этап «почемучек». Ребенок активно вторгается в окружающий мир, стараясь познать его. Речь служит могучим инструментом познания. 6-7 лет. Продолжается совершенствование всех сторон устной речи на основе собственных наблюдений.
1.2 Дизартрия, как речевое нарушение: понятие, сущность, классификация
Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе.
Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. Называя косноязычием все недостатки речи, А. Куссмауль наряду с функциональным, выделил органическое косноязычие, которое являлось, по его мнению, одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. А. Куссмауль впервые вскрыл те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности [3].
Анализ литературных данных показал, что существуют различные определения дизартрий.
Одним из первых определений дизартрии выделила Л.С. Волкова. Она придерживается рассматривает его как расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового сторона речи (пропуски, замены звуков) [1].
Более широко дает определение понятию «дизартрия» М.В. Ипполитова. Автор относит к нему все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это – острые и хронические инфекции, токсикозы, родовые травмы, несовместимость по резус-фактору [6].
Оба определения важны, так как первое базируется на внешних проявлениях патологии, второе же более указывает на наличие дизартрии как симптома поражения центральной и периферической нервной системы.
Таким образом, в современной литературе выделено следующее определение дизартрии.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. В этом определении раскрывается, прежде всего, симптоматика этого нарушения и его механизм [3].
Двигательные «команды» из центрального отдела речедвигательного анализатора к периферическим органам речи передаются по проводящим нервным путям. При органическом поражении определённых отделов головного мозга или непосредственно двигательных нервов полноценная передача нервных импульсов становится невозможной, и в самих мышцах развиваются явления паралича или пареза. А поскольку эти явления могут распространяться не только на мышцы языка и губ, но также и на мышцы мягкого нёба, голосовых связок и органов дыхания, то нарушается не только артикулирование звуков, но и голосообразование, и речевое дыхание.
Заключение
Дизартрия относится к числу широко распространенных расстройств речи и наиболее часто встречаются в детском возрасте.
При решении первой задачи поставленной нами, был произведен анализ исследований психолого-педагогической литературы, по сведениям проблемы исследования.
Различные авторы в своих работах выявили особенности формирования звукопроизносительной стороны речи при различных дизартрических расстройствах по основным критериям: клиническим, психологическим, лингвистическим, физиологическим и др.