Фрагмент для ознакомления
2
Тенденция к приведению к единому знаменателю средневекового права имеет подтверждение в так называемой рецепции римского права. Рецепция, выступая в качестве наиболее яркого выражения существующих в праве закономерностей (преемственности, повторяемости, вариативности, дальнейшего совершенствования, относительной самостоятельности права), играет существенную роль в истории развития права.
Рецепция римского права как достаточно крупное и сложное явление общественной жизни является некоторым звеном правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Рецепция, несомненно, интересна тем, кто проявляется интерес праву и его истории. Рецепция является результатом определенного рода жизненной потребности, на удовлетворение которой она непосредственно нацелена. Она не выступает в качестве антипода автономному развитию правовых систем, а выступает в качестве фактора, которые стимулирует и ускоряет процесс их развития.
Рецепцию следует понимать как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) такого нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое является пригодным для правового регламентирования новых отношений, находящихся на более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права представляет собой не единичное событие, нечто одноактовое, а является достаточно сложным и многогранным процессом. Первые ее шаги – это непосредственно исследование римского права и применение опыта прошлого в формировании нового права.
Пониманию рецепции оказывает содействие ее соотнесение с Возрождением (Ренессансом). Передовые люди находили некоторый выход из средневекового варварства в сохранении остатков культуры Древней Греции и Рима, и по этой причине, они старались тщательно исследовать античные источники. Возрождение не стоит воспринимать в качестве нечто нового лишь в сфере искусства и архитектуры. Именно оно привело к существенным изменениям в мировоззрении, в духовной жизни. Это было по-настоящему открытие нового мира, которое сопровождалось при этом достаточно активным поиском во всех сферах человеческой деятельности. Еще русские дореволюционные авторы обращали внимание на существующую тесную связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни». Такое достаточно раннее начало рецепции объясняется не только существующей тесной связью гражданского права с товарным производством, совершенствование товарно-денежных отношений, но и с некоторой самостоятельностью права, его принадлежностью к духовной жизни народа. Несомненно, стоит принимать и тот факт, что в XI-XII вв. было только начало рецепции -изучение римского права, а более глубокое усвоение совместно с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям – относится уже к более позднему времени .
В правовой доктрине рецепция римского права также нбыла достаточно изучена. После достаточно долгого периода времени изучения ее отдельных сторон в XIX в. возникают работы, которые преследуют цель обобщенной характеристики указанного правового явления. Это труды Р. Иеринга, Ф. Савиньи, В. Моддермана, О. Штоббе, а также отечественных правоведов - П.Г. Виноградова, Г.Ф. Шершеневича, С.А. Муромцева.
1.2 Причины и истоки рецепции, значение рецепции в истории права
1. Начало рецепции римского права непосредственно связано с жизнью городов севера Италии в XI-X1I вв. В данное время рецепция осуществляет свои первые шаги. Это объясняется, прежде всего, социально-экономическими процессами, которые происходили на севере Италии, где в XI --XIII вв. был существенный экономический подъем. Достаточно быстро получили дальнейшее развитие товарно-денежные отношения . В то время в Италии не существовало какого-либо единого государства, однако, на севере появились города-государства с республиканской формой правления. Указанные города в средневековой Европе играли существенную роль. Милан выступает в качестве достаточно крупного центра ремесленного производства. Венеция, Генуя, Пиза получают роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Практически в одно и тоже время возникают центры ремесленного производства во Франции. В данном случае также дальнейшее совершенствование частной собственности, интенсивные торговые связи нуждались в определенных правовых средствах. Римское право включало в себя готовое правовое оформление совершенствующихся экономических отношений. Преподавание римского права в первых университетах, которое было связано с экономическим и культурным подъемом в определенных городских центрах, на достаточно долгое время опередило необходимость европейских государств в пользовании правовыми средствами регламентирования развивающихся буржуазных отношений.
В случае, если бюргерство выступало за восстановление действия римского права в полной мере, то мнение феодальных сословий, светской и церковной власти относительно проблемы рецепции была несколько затруднена. Большей частью указанная позиция схожа с их отношением к дальнейшему совершенствованию производства и торговли - она была или нейтральной, или проявляла определенное стремление извлечь выгоду для себя. Феодалы использовали на практике римское право, например, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция нескольких постановлений римского права производилась зачастую по непосредственному указанию пап, императоров, князей. Однако, бывали случаи, когда они в открыто выражали свое враждебное отношение относительно римского права .
Церковь выступала в качестве раннего проводника знаний о римском праве в феодальном мире. Появившись еще в недрах Римской империи, христианство впитало в себя элементы античной культуры. В частности, церковное (на Западе каноническое) право возникало под прямым влиянием со стороны более высокой римской правовой культуры. Так как в церковных школах преподавание проходило на латинском языке, то сохранились и отдельные рукописи с текстами римских законов, - та предпосылка, которая несколько позднее сделала реальным рецепцию. Духовенство сохранило часть римской образованности, а после этого передало ее Средневековью. Христианство взяло у Рима и отдельные правовые воззрения и правовые институты. Несомненным является также то, что они были изменены и приспособлены к особенным условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Зачастую каноническое право следует называть мостом, по которому римская правовая культура перешла в Средневековье.
По мере установления своих позиций церковь осуществляет определенный контроль за университетами. Теперь в светском образовании церковь находит определенную опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. формируются папские буллы, которые нацелены непосредственно против преподавания римского права. В Парижском университете подобного рода преподавание на достаточно длительный период времени прекращается. Дальнейшее развитие канонического права все же шло в довольно-таки тесной связи с исследование римского права, идеи и перечень исходных положений которого применялись для обоснования предписаний канонического права. Римское право в церковной оболочке регламентировало разные сферы внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь продвигала римский институт наследования по завещанию, поддерживая составление завещаний в свою пользу. Церковь оказывала содействие для дальнейшего совершенствования торговых сделок. Посредством применения норм римского права она могла ликвидировать такие ограничения в распоряжении недвижимостью, которые создавали некоторые препятствия для перехода собственности в ее руки. Церковь говорила о справедливости поддерживала предписание римского права относительно того, что сделка является недействительной в случае, если вещь была продана дешевле, чем половина ее цены.
С дальнейшим совершенствованием экономической жизни и просвещения воздействие католической церкви и область действия ее права были несколько ограничены. Реформация и воздействие гуманизма освобождают университеты от опеки богословия. Римское право выступает в качестве основного предмета на юридических факультетах.
Дальнейшему развитию рецепции способствовал и сам факт наличия феодального государства, его судебных органов. При этом, изначально исследование римского права выступало в качестве частного дела отдельных лиц, университетов, однако, со временем феодальные государи осознали необходимость его применения для достижения своих целей. Римская правовая концепция была достаточно тесно связана с идеей сильной государственной власти, которая стояла бы над индивидами и социальными группами. Римское правопонимание не соотносилось с идеями политической раздробленности и смешению частных и публичных интересов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2017. 540 с.
2. Балязин В. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М.: РООСА,2017. 887 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Проспект, 2018. 440 с.
4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - "Проспект", 2018 г.- 430 с.
5. Качекьян С.Ф. История политических учений. Учебник для юридических институтов и факультетов. М.: Проспект, 2018. 550 с.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М.: Проспект, 2019. 449 с.
7. Королев А.И. Теория государства и права. СПб: Юрист, 2019. 332 с.
8. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М.: Инфра-М, 2019. 663 с.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2018. 463 с.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2018. 663 с.
11. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - "Проспект", 2017 г.
12. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М.: Проспект, 2017. 690 с.
13. Панарин А.С. Политология. Учебник. М.: Проспект, 2018. 650 с.
14. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Норма, 2018. 560 с.
15. Поликарпова Е.В. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. М.: Юристъ, 2018. 670 с.
16. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. М.; Изд-во Коммерч. Ун-та: Инф.-аналит. и деловой центр «БиГ – Н», 2017. 560 с.
17. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Учебник. М.: «Аспект Пресс», 2016. 409 с.
18. Рассолов М.М. Происхождение государства // Закон и право. 2016. №4. С. 12.
19. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - "Проспект", 2016 г.
20. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Инфра-М, 2016. 690 с.
21. Угроватов А. П. Политология: словарь-справочник. Издательство ЮКЭА. Новосибирск, 2016. 590 с.
22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2016. 580 с.
23. Цыганков П.А. Политические отношения. М.: Проспект, 2018. 589 с.
24. Ярошевский М.Г. Теория государства и права. М.: Проспект, 2018. 554 с.