Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс становления современного общества требует развития национальной системы воспитания, в основу которой будут положены руководящие принципы морали, гуманизма и демократизации. Становится очевидным, что активным общественным субъектом должен быть человек с высоким уровнем сознания, творческой активности, ответственности, руководствуется в своей деятельности и поведении моральным ценностями. Такого человека призвана воспитать школа, как социальный образовательный институт.
Содержание начального образования составляет основу разностороннего развития учащихся, формирование у них мышления, познавательных интересов, овладение навыками приобретать знания. В этот период у младших школьников интенсивно формируются интеллектуальные, социальные и моральные качества. Именно в начальной школе учащиеся получают основы знаний по учебным дисциплинам, правил поведения, понимание нравственных ценностей, которые будут служить основой их успешной деятельности и поведения в течение всей жизни [3].
ГЛАВА 1. Теоретический анализ содержания духовно-нравственного воспитания
1.1 Методы духовно-нравственного воспитания
Нравственное воспитание, как и любое направление воспитательной работы с детьми возраста, предполагает использование системы приемов, методов, операций познания особенностей их мировоззрения, мышления, поведения и целенаправленного воздействия на них. Поэтому педагогика имеет в своем арсенале универсальные и специфические методы. Они используются в зависимости от конкретной педагогической ситуации: возраста, уровня развития детей, особенностей общества, его стратификационных групп, в которых ребенок растет и воспитывается и т. д.
Методы духовно-нравственного воспитания - методы педагогического взаимодействия, с помощью которых осуществляется формирование личности в соответствии с целью и задачами духовно-нравственного воспитания и возрастными особенностями детей [3].
К наиболее распространенным методам духовно-нравственного воспитания относятся методы формирования нравственного поведения, методы формирования нравственного сознания, методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения.
Методы формирования духовно-нравственного поведения. Данная группа методов направлена на выработку опыта поведения в соответствии с моральными нормами и правилами. Среди них выделяют следующие методы: [8]
а) практическое вовлечение ребенка в реализацию конкретных правил поведения. Начиная с раннего возраста детей приучают соблюдать режим сна, питания, активной деятельности, правила общения и коллективного сожительства. Использование данного метода ориентировано на организацию жизни ребенка в соответствии с требованиями, а также на постоянное поддержание его поведения в соответствии с этими требованиями;
б) отображение и объяснение. Они активно используются в воспитании культуры поведения, навыков коллективных взаимоотношений и тому подобное. Детей систематически и в разных жизненных ситуациях учат определенным способам поведения: поздороваться, вежливо попросить об одолжении, поблагодарить, позаботиться об игрушках, учебном материале и т. д.;
в) пример поведения взрослого. Организуя различные виды деятельности детей, учитель устанавливает четкие правила, объясняет их детям и убеждает их в том, что соблюдение определенных правил является важным условием их успеха;
г) овладение духовно-нравственными нормами в совместной деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что дети усваивают определенные духовно-нравственные нормы вроде бы спонтанно, без учителя, но в совместной с ним деятельности родителей. Они сами приходят к выводу, что соблюдение определенных стандартов является необходимым условием успешной деятельности, достижения положительного результата, хороших отношений в семье и в коллективе.
г) упражнения в духовно-нравственном поведении. Суть метода заключается в создании педагогом особых условий для воспитания детей в соответствии с духовно-нравственными нормами. Для этого следует позаботиться о том, чтобы создаваемые им ситуации были не искусственными, а близкими к жизни, знакомыми ребенку. Для этого используются различные задания, которые усложняют в зависимости от возраста детей.
1.2 Понятия и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников
Трудно назвать что-то более важное для человека, чем его взаимоотношения с другими людьми. От характера этих взаимоотношений многое зависит в нашей жизни: настроение, моральное самочувствие, работоспособность и тому подобное. Отношения с окружающими дают возможность видеть смысл своего существования, осознавать себя как частицу человеческого общества. Человек, как общественное существо, немыслим вне взаимоотношений с другими людьми. Именно благодаря общению и определенным взаимоотношениям, которые складываются в процессе этого общения, человеческий индивид становится личностью, которая способна осознавать не только других, но и саму себя, сознательно и активно регулировать собственную деятельность и поведение, влиять на окружающих, учитывать их стремления, интересы.
Основу духовно-нравственного воспитания составляет этика (от греч. еіпіка – привычка, обычай) – философская наука о морали, ее природе, структуре и особенности происхождения и развития моральных норм и взаимоотношений между людьми [10]. Она исследует нравственные категории, в которых воплощены моральные принципы, нормы, оценки, правила поведения. Совокупность этических проблем охватывают вопрос о том, как должен поступать человек (нормативная этика), а также теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Характерной особенностью духовно-нравственного становления личности является учет ее менталитета (ментальности) – специфического мировосприятия, мироощущения, мировоззрения, видения мира и себя в мире, национального характера, которые производятся под влиянием многовековых культурно-исторических, геополитических, природно-климатических факторов.
Дисциплинированность, организованность – существенные признаки нравственной воспитанности и культуры человека. Основой дисциплины является сочетание методов убеждения с целью формирования сознания и разумной требовательности. Это существенная предпосылка для овладения умением и привычками нравственного поведения. Основные качества нравственности формируются в раннем детстве на основе так называемого «социального наследования». Решающей в этом является роль родителей: их поведение, целенаправленное воздействие на личность ребенка.
Особенно важно задействовать в моральном воспитании возможности всех социальных институтов: [20]
- семьи, целенаправленное влияние ее на формирование духовно-нравственных ценностей ребенка;
- педагогическую деятельность воспитательных учреждений;
- образовательно-воспитательную деятельность общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений (школ, лицеев, гимназий);
- деятельность профессиональных учебно-воспитательных заведений (профессионально-технических училищ, высших учебных заведений);
- средств массовой информации (радио, телевидение, кино, газет и др.);
- деятельность художественных заведений (театров, музеев, консерваторий, клубов, домов культуры и т. п.);
- социально-производственную деятельность граждан на предприятиях, в организациях.
В моральном, как и любом другом, воспитании нельзя абсолютизировать или недооценивать ни одного из средств. Только оптимальное их сочетание с учетом индивидуальных особенностей учащихся обеспечит ожидаемый результат. Главное - обеспечить целеустремленность, единство и согласованность действий всех социальных институтов, которые имеют влияние на личность. Соблюдение нравственных норм требует самоорганизации, самодисциплинированности личности. В ее формировании большое значение имеет учебно-воспитательный процесс в школе. Школьная дисциплина - это соблюдение учениками правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное выполнение ими своих обязанностей, соблюдение традиций и тому подобное.
В процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников важными являются понимание следующих категорий.
Духовно-нравственное сознание является одним из аспектов общественного сознания, которое в форме представлений и понятий отражает реальные отношения и регулирует нравственную сторону деятельности школьников. Нравственные убеждения - переживаемые и обобщенные нравственные принципы, нормы.
1.3 Воспитание у учащихся начальных классов моральных ценностей в процессе внеклассной работы
Большое значение в воспитании нравственных ценностей у учащихся начальных классов имеет внеклассная работа. Это мощное средство воспитания, ведь именно в ходе внеклассной работы воспитанник раскрывает себя, свои предпочтения, умения, ценности, убеждения. Внеклассная воспитательная работа - разнообразная деятельность учителей, воспитателей, направленная на воспитание учащихся и осуществляемая во внеурочное время [1]. Педагог в ходе воспитательной внеклассной работы может непринужденно общаться с воспитанниками и духовно-нравственное воспитание здесь проходит легче. Во время внеклассной работы осуществляется развитие инициативы учащихся, изобретательности, творческих способностей и задатков, широко используются интересные формы и методы работы.
Воспитательная работа во внеклассное время выполняет ряд педагогических функций: [9]
- осуществление разностороннего воспитания;
- воспитание общественной и познавательной активности;
- пробуждение интереса к различным областям знаний и видов деятельности;
- выявление и развитие способностей;
- культурная организация свободного времени;
- профессиональная ориентация;
- регулирующее воздействие массовой информации.
При организации внеклассных комплексных мероприятий учитель может предложить такие формы работы: сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, заочные путешествия в страну искусств, творческие минутки, времена искусства, инсценировки и театрализации произведений искусства. Внеклассная воспитательная работа позволяет широко использовать разнообразные формы работы со школьниками, которые делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Большую роль в воспитании имеют внеклассные комплексные занятия или дела - мероприятия.
Они сочетают различные методы и приемы воспитательной работы. При проведении занятий дети могут проявить себя в том, что лучше всего получается, попробовать себя в разных ролях. Дети вместе с воспитателем продумывают, проводят и заключают занятия, способствует развитию ответственности, инициативы, творчества, самооценки [5].
Большое воспитательное воздействие на детей делают массовые мероприятия. Массовый характер деятельности включает детей в систему разнообразных отношений, дети сближаются, лучше относятся друг к другу, обогащается их опыт взаимоотношений, пробуждается чувство ответственности за коллектив. Интерес детей к внеклассных делам растет, если весь школьный коллектив занят увлекательной, общественно полезной работой. В такой общей коллективной деятельности есть на кого равняться, есть с чем сравнивать результаты своих усилий и достижений. Младшие школьники особенно охотно привлекаются к массовым общешкольным мероприятиям. Следует стремиться к тому, чтобы ученики 1-4 классов принимали активное участие в общешкольных праздниках, фестивалях, выставках, рейдах, смотрах, конкурсах и спортивных соревнованиях. Но правильный выбор организационных форм еще не определяет их воспитательной эффективности. Необходима соответствующая организация внеклассной работы. Это значит, что в ходе проведения внеклассного мероприятия между детьми должны сложиться отношения, воспитывающие в них культуру поведения, дисциплинированность и взаимную требовательность. Поэтому учитель должен детально продумать, как будет проходить внеклассное мероприятие, какими будут отношения детей в общей деятельности.
Значительное место во внеклассной работе занимает игра. Ребенок 6-10 лет нуждается в активной, бодрой и радостной деятельности, в острых переживаниях. Ценность игры как вида и формы организации деятельности заключается в том, что ребенок сам выбирает способы решения возникающих практических задач и благодаря этому активно действует, учится управлять собой в зависимости от складывающихся обстоятельств. Практически каждое внеклассное занятие может включать элементы игры или быть организовано в форме игровой деятельности. Дети играют на утренниках, на занятиях кружков и клубов по интересам, в походах и на экскурсиях.
ГЛАВА 2. Педагогический опыт духовно-нравственного воспитания младших школьников
В связи с этим актуальным становится необходимость искать новые методы и подходы для формирования духовно-нравственных качеств личности ребёнка.
Рассмотрим опыт работы учителя начальных классов школы №85 г.Комсомольск на Амуре.
В своей работе она столкнулась с проблемами:
- потерей нравственных и культурных основ в воспитании школьников и необходимостью воспитания любви к Отечеству;
- большими возможностями социальной педагогики и отсутствия применения социальной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей;
- постоянно растущему интересу у педагогов к духовно-нравственному воспитанию и отсутствие достаточного материала в методических пособиях.
Поиск решения этих проблем привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Сущность ее опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей.
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъектного нравственного пространства, в котором дети живут: отношение и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.
Новизна заключается в том, что программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний, создает высокую мотивацию учения и воспитания, что способствует формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.
Продуктивность опыта показывает, что дети успешно овладевают системой знаний и практическими умениями, повысится уровень интеллектуального и личностного развития ребёнка, сформируются личностные отношения к окружающим, овладеют этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Трудоёмкость опыта заключается в вовлечении всех детей и их родителей в совместный труд учения и воспитания. Нужно заложить такой фундамент духовно-нравственных представлений, который сформирует в дальнейшем высоконравственную личность.
Проблемой ее исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников во внеклассной работе. Для решения данной проблемы требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе.
В соответствии с проблемой, были поставлены следующие задачи:
- изучить социально-педагогическую литературу по проблеме;
- определить виды духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте;
- разработать программу внеурочной деятельности;
- провести диагностику уровня воспитанности детей класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, немало серьезных проблем стоит сегодня перед семьей и педагогической наукой в целом. Ряд этих проблем требует немедленного решения на базе христианской морали и вечных общечеловеческих ценностей. Очерченная проблема в условиях может быть преодолена благодаря мобилизации усилий многих наук, в частности педагогики. Важным по этому поводу остается обоснования народно-педагогического опыта формирование моральных ценностей в семье.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была актуальна. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого ребенка.