Фрагмент для ознакомления
2
В переводе с латинского языка слово missio звучит как посылка, поручение. Но сегодня данное слово употребляется с другим смысловым значением. Миссия — назначение к чему-либо важному, ответственная роль кого-либо, чего-либо[5].
Любая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают ей то, к чему она должна стремиться. Каждая организация в своей деятельности ориентируется на получение запланированного результата, на то, чтобы достигнуть определенную цель.
Миссия – значимый атрибут успешного функционирования организации, который определяет предназначение организации и показывает ее индивидуальность. Для определения миссии организации руководство должно выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды, постараться посмотреть на свой бизнес более глобально, предвидеть будущее.
В стратегическом менеджменте можно выделить разные подходы к определению понятия «миссия». Например, О.С. Виханский выделяет широкое и узкое понимание миссии. Если широко понимать слово «миссия», то это философия и предназначение, смысл существования организации. Если узко, то это сформулированное мнение о том, для чего или по какой причине создана организация [4].
По мнению М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, если основная общая цель организации – четко определенная причина ее существования – принимается как ее миссия, то и цели вырабатываются для осуществления данной миссии [20]. П. Друкер трактует миссию как основную цель, ради достижения которой организация создается. Миссия содержит комплексный характер, в ней есть как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности организации, выражает суть делового успеха, на который она нацелена [2]. Миссия – это деловое понятие, которое отражает предназначение оказываемых услуг, его философию (термин дословно означает «ответственное задание, роль») [9].
А. Томпсон и А. Стрикленд отмечают, что миссия описывает нынешнее состояние организации. В миссии содержится общая характеристика сегодняшних ее возможностей, целевой аудитории, используемых видов деятельности и структуры выполняемых услуг [19].
Поэтому миссия организации наполняется многозначным содержанием: миссия-философия организации, раскрывающая ее цель, отражающая полный смысл существования организации, ее отличие от других организаций; миссия-подробное описание организации, которое определяет основные направления ее работы, перечисляет предоставляемые услуги, определяет рынок, конкурентные преимущества и основные группы потребителей этих услуг. Миссия как девиз ярко и образно сформулирована для того, чтобы повлиять на восприятие и усвоение.
Миссию организации необходимо рассматривать с точки зрения определения основных потребностей ее потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает потенциальных потребителей для поддержки организации в будущем. Однако при научном подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет ясно отражен имидж, которым обладает организация.
Миссия должна включать в себя содержание потребности, описание покупателей и технологии изготовления продукции.
При разработке миссии должны быть учтены следующие факторы: история фирмы, существующий стиль поведения собственников и управленческого персонала, состояние среды обитания организации, ресурсы, отличительные особенности организации.
Хорошо сформулированная миссия проясняет, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие данной организации от других, ей подобных. Поэтому миссия должна расшифровываться по следующим позициям: целевые ориентиры организации, сфера деятельности организации, философия организации, возможности и способы осуществления деятельности организации.
Миссия дошкольной образовательной организации - это развитие и становление индивидуальной, неповторимой, разносторонней личности[16].
Миссия дает информацию об образе действия, каким способом могут быть достигнуты определенные цели или видение. Видение же, конечно, - это картина будущего организации, ее идеальное представление делового положения, к которому стремится сама организация .
Если видение подвергается изменению в связи с тем, что меняется время, то и появляются новые идеальные параметры и новые представления. Миссия почти постоянный элемент, но в нее могут вноситься корректировки на основании изменения различных факторов.
Философия организации показывает ее приверженность потребителю услуг, надежность, заботу и защиту. Но анализ миссий многих современных российских организаций показывает, что большинство из них делают одни и те же типичные ошибки, которые приводят к тому, что миссия не выполняет того предназначения, ради которого рождалась. Часто миссия формулируется обобщенно, содержание не имеет содержания. Приведем пример.
Есть организации, которые формулируют миссию так, что не понять, о какой организации идет речь. Совсем общее определение миссии не содержит конкретной информации о своих услугах. Широкая и распространенная формулировка миссии организации не выделит ее среди любой другой.
Порою миссия организации – это шаблон, где все достаточно обтекаемо, но в целом понятно об оказываемых услугах. Бывает, что в попытках сформулировать необъятное организации, определена такая миссия, которую приходится читать с несколькими подходами, чтобы сориентироваться о сути содержания.
Часто организация формулируют миссию как получение выгоды. Хотя необходимо понимать, что выгода как результат – это цель, а сам результат и есть результат организации, а не ее направление развития. В миссии организации необходимо объяснить, какими путями оно достигнет поставленной цели.
Но миссия, которая разработана с ошибками, все же лучше, чем ее отсутствие. Некоторые российские организации пренебрегают разработкой миссии, тем самым не указывают ей, куда двигаться в развитии своего бизнеса.
Таким образом, результат разработки своей миссии несет организации выгоду во многих направлениях:
- определяется собственная координация мощности производва и ее направленность на решение конкретных задач;
- появляется понимание у сотрудников, персонала, потребителей услуг и партнеров смысла и цели деятельности организации;
- выход организации на рынок с долгосрочными целями и планами развития при сотрудничестве и взаимопомощи организации и государства.
Таким образом, конечно, при разработке миссии нужно идти в соответствии с определенными правилами.
Прежде всего, необходимо определить корпоративные ценности и ожидания организации как компромисс интересов руководства, менеджеров и сотрудников, связанный с перечнем характеристик и параметров, характеризующих эффективность бизнеса.
Во-вторых, миссии должны быть сформулированы очень четко, чтобы они были понятны всем субъектам, взаимодействующим с организацией, и всем членам организации.
В-третьих, необходимо исключить возможность иного толкования миссии, но в то же время необходимо освободить место для творческого и гибкого развития организации.
В-четвертых, когда задача больше не актуальна или больше не соответствует процессу разработки организации, вы должны пересмотреть задачу.
В-пятых, формулировка миссии должна быть подробной и детальной, а не чрезмерно широкой и общей по формулировкам. Задача должна как можно точнее описывать реальную деятельность организации.
Из сказанного выше, миссия организации должна трактовать ее реальную деятельность в полном объеме, затрагивая все ключевые аспекты. При том в ней должны определяться гуманность, повышение качества жизни как сотрудников, так и потенциальных потребителей. Научное обоснование формулировки миссии определяет, чем стратегически занимается организация, и какой результат может дать ей выбранная деятельность.
Таким образом, при разработке миссии образовательной организации в первую очередь необходимо определить ценности и ожидания родителей.
Ценности - это основа любой культуры. Ценности-это абстрактные, общие понятия. Система ценностей, которая сложилась в обществе, играет решающую роль, потому что она влияет на содержание норм. Все нормы – это отражение социальных ценностей, а о системе ценностей обычно судят по нормам, которые выработаны обществом [10].
Изучение системы ценностей человека лежит на стыке социологии, культурологии, психологии и педагогики.
А.И. Верецкая, Е.М. Груздова, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина, А.А. Кравченко, Е.М. Пеньков, И.М. Попова, Н.Ф. Наумова, В.А. Ядов объектами собственных исследований определили структуру и содержание социальных, личностных ценностей и ценностно-ориентированных систем.
Ценности формируются в процессе субъект-объектных отношений, которые обусловлены осознанием социальным субъектом своих потребностей и своей значимости для объектов окружающего мира. В результате ценностного отношения, которое реализуется в акте оценки, складывающейся из сравнения и рекомендации к отбору (выбору того, что признаётся ценностью). Они представляют позитивный смысл объектов и явлений.
Существует множество классификаций типов ценностей, давайте рассмотрим некоторые из них: предметные ценности, ценности-вещи и процессы, обладающие ценностными значениями для субъекта; ценности-свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями-идеалами; ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, запретов, императивов, задаваемых культурой; ценности-идеалы; ценности-знания и другие ценности сознания, вне которых невозможны постижение смысла и значения существующего и сам акт оценки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабурова И.В. Основные положения концепции воспитания ценностных
отношений школьников в образовательном процессе // Вестник СВФУ. 2009. №3. – с. 63–67, с. 64 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniyakontseptsii-vospitaniya-tsennostnyh-otnosheniy-shkolnikov-v-obrazovatelnomprotsesse (дата обращения: 30.05.2021).
2.Барышков, В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. – М.: Логос, 2005. – 192 с. – (Золотая коллекция).
3.Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008. – 632 с.
4.Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2003. 296 с.
5.Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н. А. и др. — М.: Айрис — пресс, 2005. — 315 с.
6.Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в
педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2007. №12. с. 141–146, – с. 146 Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-tsennost-i-duhovnonravstvennye-tsennosti-v-pedagogike (дата обращения: 30.05.2021).
7.Загвязинский, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2008. – 391 с.: ил.
8.Каган М.С. ««Философская теория ценности»» https://www.studmed.ru/kagan-ms-filosofskaya-teoriya cennosti_dbc85952c04.html
9.Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход).Монография. / Г.Г. Коломиец. – Оренбург: Изд- во ООИПКРО, 2001 г. – 240 с.
10.Кравченко В.И., Хункай Ч. Формирование социокультурных ценностей и ориентиров молодёжи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2007. № 2 (7). С. 143–147.
11.Кутузов, Б.А. Аксиологические основания самореализации личности //
Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования:
материалы III международной научно-практической конференции. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Вып. 3. – 264 с. – с. 126–132.
12.Методика Рокича Ценностные ориентации. https://yandex.ru/search/?text=Методика+М.+Рокича+&lr=20108&clid=2349157-0&win=422&suggest_reqid=385775064160152979635732447940717
13.Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебно-методическое
пособие. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. мед. акад., 2000 г. – 36 с.
14.Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. – М.: Издательство «Престо-РК», 2009. – 396 с.
15.Платонов, К.К. Личность как объект социальной психологии / К.К. Платонов // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. С. 72-88.
16.Розин М. Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента [Электронный ресурс] / Розин М. – Альпина Паблишерз, 2011. – ISBN 978-5-7729-0386-5. – Режим доступа: http://www. biblioclub.ru
17.Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М:Большая Российская энциклопедия, 2001. – Кн. 2: Н–Я. – 2015 с.: ил.
18.Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
19.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Изд. дом «Вильямс», 2008. 928 с.
20.Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители: Е.Ф.
Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.