Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о безличных конструкциях входит в круг вечных лингвистических проблем. В продолжение нескольких столетий - от Грамматики Мелетия Смотрицкого 1618 г. и «Российской грамматики» М. В. Ломоносова 1755 г. - категория безличности и безличные предложения как форма ее представления находятся в центре внимания лингвистов. A.A. Потебня и Д. Н. Овсянико-Куликовский рассматривают безличные предложения как результат устранения подлежащего и эволюционного убывания субъектности: «по направлению от древности число бессубъектных увеличивается за счет субъектных».
Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных русскому безличному предложению некоторые аспекты, в частности вопрос о субъекте безличного предложения, остаются дискуссионными. Попытка найти решение этой проблемы определяет актуальность нашего исследования.
Предложения называются безличными по формальному признаку отсутствия позиции канонического номинативного подлежащего: «Безличными называются такие односоставные бесподлежащные предложения, в которых главный член в личной форме безличного глагола или предикативного наречия (а также безлично употребленной формы личного глагола) выражает проявление каких-либо процессов или состояний независимо от активного деятеля, от „субъекта действия" (при личных глаголах обозначаемого формой именительного падежа)».
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью данной работы является изучение свойств субъектов и предикатов безличного предложения.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить семантический субъект в русских безличных предложениях;
- выявить грамматическую природу безличных предложений;
- описать виды субъектов, предикатов и распространителей в русских без-личных предложениях;
- изучить грамматику безличности.
Объектом изучения являются свойства субъектов и предикатов безличного предложения.
Предметом изучения является русский язык.
Методы исследования. В качестве основного рабочего метода используется структурно-семантический. Смысловые элементы описываются нами с по-мощью дифференционных семантических признаков.
Материалом для наблюдения и анализа послужили тексты художественных произведений классической и современной литературы.
Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при описании синтаксической семантики русского языка и при решении проблем, связанных с анализом формальной устроенности и смысла большого числа предложений русского языка. Материалы работы могут найти применение также в практике преподавания русского языка в средней и высшей школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Семантический субъект в русских
безличных предложениях
1.1. Грамматическая природа безличных предложений
В российской лингвистике разграничены термины «подлежащее» и «субъ-ект». При этом термин «субъект» выступает родовым наименованием, объ-единяющим грамматический субъект, совпадающий с подлежащим, логиче-ский субъект (предмет мысли, о котором выносится суждение), психологический субъект (представление, которое служит отправным пунктом сообщения, а также слово / группа слов, выражающая это представление), коммуникативный субъект (топик / тема при актуальном членении предложения).
Предметом нашего анализа является семантический субъект. Субъект семан-тический - это понятие семантической структуры высказывания; носитель признака, действия, состояния. В «Русской грамматике» категория субъекта, т. е. семантический субъект, определяется как носитель предикативного признака [1, с. 95], который может получать в структуре предложения разное оформление. В данной трактовке семантическая классификация субъектов целиком опирается на семантическую классификацию предикативных признаков – действий и состояний. Лексическое значение предиката оказывается важным при анализе семантики предложения.
Главный член безличных предложений выражается разными морфологиче-скими категориями, но ядерным средством выражения категории безлично-сти признается безличная форма глагола.
Материалом для статьи послужили глагольные безличные предложения, тем не менее полученные выводы могут быть экстраполированы на все безличные конструкции. Источник материала – толковые словари, данные Национального корпуса русского языка и современные СМИ. При решении конкретных задач использован комплекс лингвистических методов: компонентный анализ, контекстологический анализ, метод трансформации.
Выделяются две группы ситуаций реальной действительности, денотативно-понятийная структура которых допускает безличную трактовку, и в соответ-ствии с этим безличные предложения используются, во- первых, для описа-ния состояния лица и, во- вторых, для описания обстановки и окружающей среды. На примере двух типов русских безличных предложений: Занесло ветром (фактор стихии) и Не пишется (фактор воли). Н.Д. Арутюнова делает вывод об особенностях русской языковой ментальности: «в силовое поле русского языка входят два соотносительных понятия – стихия и воля. Первое относится к миру природы, второе к миру человека. <...> Стихия действует активно, воля – пассивно» [4, с. 163]
Однако, по мнению ряда ученых, отсутствие подлежащего не означает авто-матически отсутствие субъекта, т.е. многие типы безличных предложений содержат информацию о семантическом субъекте действия. Безличность – это «всегда бесподлежащность, хотя и далеко не всегда бессубъектность» [2, с. 89]. Другие ученые [3, с. 81] возражают против такой точки зрения, утверждая, что «в синтаксической структуре и неопределенно-личных, и обобщенно-личных, и уж тем более, безличных предложений никакого нулевого подлежащего не содержится» [4, с. 8]
Цель исследования – доказать, что все русские безличные предложения включают семантический субъект, а лексическое значение глаголов-предикатов позволяет выделять вполне определенное, конкретное значение субъекта в высказывании.
1. Субъектные и бессубъектные безличные предложения. В «Русской грамматике» (далее – РГ-80) отмечается, что традиционные безличные предложения по своей семантической структуре неоднородны: в зависимости от лексического значения глагола семантическая структура глагольных безличных предложений может быть субъектной и бессубъектной.
Заключение
«Безличные предложения фиксируют когнитивные модели, сформировавшиеся в национальном сознании и соответствующие прототипическим положениям дел. Занимая в ситуации центральную позицию, человек вместе с тем над ней не властен. Он подчинен некоторой - внешней или внутренней – силе. Русский язык выделяет два основных типа таких ситуаций: «активный» и «пассивный»... Во втором случае человек становится орудием действия некоторой стихийной силы» [Арутюнова 1999: 806]. Эти слова могли бы стать эпиграфам к нашей курсовой работе.
Действительно, категория безличности и неопределенности относят к инди-видуальным свойствам русского языка. Это и показывает анализ безличных предложений в сказках Евгения Клюева.
Личные предложения, по мнению исследователя Арутюновой, антропоцен-тричны, безличные энергоцентричны. В личных предложениях основной фигурой является человек, в безличных – некоторая сила, локализуемая вне или внутри человека. В текстах Клюева мы отметили лиричность, эмоциональность, экспрессивность, диалогичность повествования и описания; все это было достигнуто с помощью употребления безличных предложений.
Между субъектом и действием существуют качественно иные отношения: в объективной действительности действие не существует как нечто изолиро-ванное, оно осуществляется как функция субъекта, следовательно, и структура предложения определяется не только предикатом, но взаимной соотнесенностью субъектного и предикатного компонентов, их общим участием в формировании смысла предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М. : Языки русской культуры, 2019. - 895 с.
2. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические про-блемы / Н. Д. Арутюнова. - Изд. 3-е. - М. : Едиториал УРСС, 2017. - 383 с.
3. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. - М. : Едиториал URSS, 2019. - 416 с.
4. Бирюлин, Л. А. Диатезы русских глаголов, обозначающих атмосферные явления : дте канд. филол. наук /Бирюлин Л. А. - Ленинград : [Б. и.], 1984. - 212 с.
5. Бондарко, A. B. Носитель предикативного признака (на материале русского языка) / А. В. Бондарко // Вопросы языкознания. - 2019. - № 5. - С. 27-41.
6. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка / Ф. И. Буслаев. - Изд. 2-е. - М. : Книга по Требованию, 2019. - Ч. I. - 260 с.
7. Галкина-Федорук, Е. М. Безличные предложения в современном русском языке / Е. М. Галкина-Федорук. - М. : URSS, 2019. - 334 с.
8. Грамматика-54 - Грамматика русского языка / под ред. В. В. Виноградова, Е. С. Истриной. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - Т. II, ч. 2. - 444 с.
9. Долин, Ю. Т. О грамматическом статусе односоставных предложений в русском языке / Ю. Т. Долин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018 - № I - С. 54-56.
10 Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М. : Едиториал URSS, 2018. - 368 с.
10. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М.: Наука, 1958. – С. 136-157.
11. Воинова Е.И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений // Русский язык в школе. – 1958. – №2. – С. 11-15.
12. Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском // Вопросы синтаксиса современного русского языка/Под ред. Виноградова В.В. – М.: Высшая школа, 1950. – С.15-21.
13. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. В 2 частях. Часть 2. Син-таксис. – М.: Просвещение, 1973. – 278 с.
14. Дручинина Г.П. Какой синтаксис нужен школе? // Русский язык в СНГ. – 1992. - №10-12. – С. 10-13, С.21-23.
15. Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. К вопросу об односоставном предложении // Русский язык в школе. – 1993. – №1. – С. 7-11.
16. Калинин А.Ф. Безлично-инфинитивные предложения среди других типов простого предложения// РЯШ. – 2000. – №4. – С. 27-31.
17. Краткий справочник по современному русскому языку/ Под ред. П.А. Леканта. – М.: Просвещение, 1995. – 561 с.
18. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1986. – 253 с.
19. Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. – М.: Высшая школа, 1979. – 311 с.
20. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1938. – с.152.
21. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. – М.: Рольф, 2001. – 289 с.
22. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. – М.: Просвещение, 1979. – 526 с.
23. Современный русский язык / Под. ред. П.А. Леканта – М.: Дрофа 2000, - 557 с.
24. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М.: Просвещение, 1990. – С.141-145.
25. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микро-скопом. – М.: Просвещение, 1986. – 187 с.