Фрагмент для ознакомления
2
Любое общество сохраняет жизнеспособность, если его члены воспроизводят из поколения в поколение определенную группу правил и придерживаются некогда выработанных норм. В том случае, когда происходит отклонение от обозначенного вектора, возникают риски. Прежде всего, само общество может утратить целостность. Разбившись на сегменты, оно перестанет существовать в изначальном виде. Во избежание этого сам социум старается регулировать поведение людей с помощью норм, простейшей из которых являются понятия «допустимо» или «недопустимо».
В наиболее общем виде под нормой имеют в виду «границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства» [6, с. 13].
В настоящее время, представления о допустимом и недопустимом становятся расплывчатыми. Об этом пишет Н.В. Федорова, посвятившая свою публикацию проблеме нормы в социологии. Как следует из содержания ее работы, размышляя «о современном обществе, обществе перемен, все чаще звучит мнение о его ненормальности. Будь то отношения между людьми или государствами, поведение, мышление или предпочтения людей, выбор их жизненных приоритетов или образа жизни» [22, с. 32].
Следовательно, нормы не являются чем-то раз и навсегда заданным. По тенденциям в современном социуме мы видим, что все время «расширяются границы дозволенного и терпимости со стороны общества» [22, с. 34]. Перечисляя свойства норм с точки зрения социологии, Н.В. Федорова называет их историчность, объективность, схематичность, универсальность, безусловность. Отклонение от заданного вектора получило название девиации, а отклоняющееся от норм поведение называют девиантным (от лат. deviatio – отклонение).
Проблема девиантного поведения достаточно широко представлена в научной литературе. Пристальный интерес к ней со стороны социологов, юристов, культурологов, психологов, педагогов, представителей философский мысли объясняется тем, что в любом типе общества были, есть и будут люди с отклоняющимся поведением.
Свой вклад в осмысление научной проблемы внесла российский философ и психолог К.А. Абульханова-Славская. В одной из ее работ отмечается, что существует тип людей, которые пытаются заявить о собственном существовании «противостоянием другим», именно таким образом они пытаются «удовлетворить притязания. Отсюда акцентуация рискового, противоправного, открыто негативного поведения и наличие критического, подчас циничного сознания. Так, например, девиантный тип удовлетворяется, прежде всего, нарушением норм» [1].
В коллективной монографии, написанной М.Г. Дмитриевым, В.Г. Беловой, Ю.А. Парфеновым, авторы которой посвятили свою работу описанию диагностики лиц, отличающихся девиантным поведением, дано следующее определение: это «система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы» [8, с. 4].
В данном исследовании уточняется, что это сложное социальное явление, не имеющее однозначной оценки в силу ее противоречивости. С одной стороны, когда некий человек занимается эксгумацией трупов, то его деяния однозначно имеют негативный характер. Но если учесть, что усопшие предназначались для детального исследования анатомических подробностей самому Леонардо да Винчи, то восприятие его поступков станет совсем иным. И для своего, и для нашего времени такой тип личности является новаторским.
Другой исследователь, А.А. Бабаева об этом феномене пишет так: «Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами» [2, с. 61].
В зависимости от вектора направленного воздействия девиация может приобретать как положительные, так и отрицательные черты. Значит, под определение отклоняющегося поведения попадают «гении, конфессиональные лидеры, ученые, творцы-новаторы» [2, с. 60].
Перефразируя сказанное, А.А. Бабаева уточняет, что каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала: «Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве» [2, с. 60].
Поскольку девиантное поведение может принимать различные формы, возникла необходимость в их классификации. В настоящее время существует расхождение концепций ученых относительно типологических оснований типов девиантного поведения. Поэтому мы обратили внимание на исследование Н.В. Майсак.
Автор исследования пишет о том, что в каждой области научного знания, представители которого занимаются изучением девиантного поведения, создаются свои классификационные подходы для объяснения сути явления: «из-за научного изоляционизма ценные достижения одной дисциплины становятся недоступными для другой» [11, с. 81].
Проблему осложняет и другой аспект: в силу постоянной изменчивости норм «девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены как к нормальным, так и к болезненным проявлениям» [11, с. 82].
Основополагающими критериями построения типологии стали характер направленности отклонений и степень социальной одобряемости.
По мнению Л.Е. Божович, в подростковом возрасте существенные изменения происходят в мотивационной сфере подростков, где на первый план выступают мотивы, связанные с формированием мировоззрения и жизненных планов[3, c. 46].
Представитель гуманистической психологии А. Маслоу предложил структуру потребностей в виде треугольника, где базовыми потребностями являются физиологические, потом следуют потребности, связанные с безопасностью, далее представлена потребность в любви (любить и быть любимым) и принадлежности (семье, группе), следующий уровень потребностей связан с чувством собственного достоинства, и наконец, наивысшей потребностью Маслоу считает самоактуализацию [17, c. 108].
Когда потребность низкого уровня блокируется, то нарушается личностный рост человека.
Ещё один важный аспект в развитии личности подростка - это её направленность, которая проявляется в склонностях, убеждениях, интересах растущего человека.
И.Д. Егорычева выделяет следующие виды направленности личности у подростков [9, c. 70]:
1.Гуманистическая направленность личности - это такая направленность, при которой главной ценностью является другой человек или общество. Подростки, имеющие эту направленность, положительно относятся как к себе, так и к другим людям. Они стремятся к самореализации, уважительно относятся к деятельности других людей. В конфликтных ситуациях стараются найти компромисс и сотрудничество. Такой тип направленности является наиболее оптимальным.
2.Эгоцентрическая направленность личности - это такой тип направленности, при которой личность сосредоточена на самой себе, собственных интересах, проблемах. Свои взгляды, интересы, убеждения подросток считает приоритетными, не принимает чужие точки зрения. От одноклассников требует подчинения и внимания. Такие подростки не стремятся понять людей и помочь им. В конфликтных ситуациях предпочитают соревновательный стиль.
3.Социоцентрическая направленность личности. Главная особенность такой направленности - это непринятие себя таким, какой есть. Подростки с такой направленностью находят нечто положительное у окружающих, а у себя видят только отрицательное, поэтому очень часто по отношению к другим испытывают зависть. Они не верят в собственные силы, самооценка, как правило, у таких учащихся занижена. Следствием такой направленности может быть конформное поведение в группе сверстников. В конфликтных ситуациях предпочитают избегание или не критическое принятие другой точки зрения.
Что касается самооценки подростков, то она, в основном, зависит от мнения сверстников. Поэтому в подростковом возрасте наиболее выражено конформное поведение, дабы не отличаться от других и получить их признание.
Н.В. Майсак делит типы девиантного поведения по характеру направленности на конструктивные, деструктивные (с направленностью на себя), деструктивные на внешнем уровне. Виды по характеру проявлений разграничивает на творческую, зависимую, суицидальную, коммуникативную девиации.
Разновидности девиантного поведения по степени социальной одобряемости делит на нейтральные, одобряемые и неодобряемые. Девиантное поведение становится более заметным на переломной стадии возраста, одной из которых является подростковый возраст. Не обладающие критическим мышлением, они не способны осознать последствия своих поступков.
В монографии Л.Б. Шнейдер, занимавшейся изучением девиантного поведения подрастающего поколения, перечислена следующая группа причин, обуславливающих появление отклонений:
1) психические и психофизиологические расстройства,
2) причины социального и психологического характера,
3) причины, связанные с возрастными кризисами [24].
В методической разработке по социологии девиации, авторами которой являются В.М. Лукьянова и Т.А. Баннова, отмечается, что причины необходимо рассматривать гораздо шире, так как подросток является открытой системой, на содержание и структуру которой оказывает влияние множество факторов.
Отсюда причинами возникновения девиантного поведения личности на этапе пубертата могут быть:
1. Имущественная дифференциация, приведшая к расколу общества на большинство «бедных» и меньшинство «богатых».
2. Деформация важнейших социально-профессиональных групп вплоть до исчезновения некоторых из них.
3. Социальная напряженность, усиливающаяся с ростом социальной стратификации, эрозией понятий «законность» и «справедливость», ослабление зависимости между трудом и доходом.
4. Старение населения страны.
5. Возрастающая смертность.
6. Рост смертности в связи с проблемами преступности, проституции, рост числа самоубийств.
7. Наркомания, алкоголизм, криминализация, суициды среди молодежи» [20, с. 4].
Итак, девиантное поведение связывают с отклонением от нормы. Даже если девиации имеют «мягкие» черты, как, предположим, импульсивность, склонность к рискам, внутренняя потребность эпатировать окружающих, такое поведение, если оно не контролируется индивидуумом, способно препятствовать эффективной социализации.
В лучшем случае подросток с девиантным поведением будет принят в своей среде. Различные авторы выделяют разные причины возникновения девиантного поведения: биологические, психологические, социальные, экономические факторы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Типология личности и гуманистический подход М., 2015. – 229 с.
2. Бабаева, А.В. Классификация позитивной девиации и ее проявления / А.В. Бабаева, Н.А. Попова // Научно-исследовательские публикации. – 2013. №3. – С. 58-63.
3. Бояркина, И.А. Инновационные технологии работы с несовершеннолетними в конфликте с законом // Технологии социальной работы с различными группами населения: сборник науч. статей. – Чита, 2014. – С. 32-38.
4. Вдовюк, В.И. Превентология как инновационная отрасль научного знания / В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов // Мир образования – образование в мире. – 2017. №2(46). – С. 31-36.
5. Давыдова, О.М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России // Молодой ученый. – 2016. №27. – С. 741-743.
6. Демидова, Е.Е. География социальных девиаций: постановка проблемы, примеры региональных исследований // Региональные исследования. – 2015. №3(49). – С. 12-18.
7. Демидова, С.А. Повышение педагогической культуры родителей неблагополучных семей / С.А. Демидова, И.Р. Сорокина // Обучение и воспитание: сб. материалов науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. – С. 14 - 19.
8. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков: коллективная монография / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб.: ЗАО ПОНИ, 2017. – 316 с.
9. Козлов Д.М. Деструктивное и самодеструктивное поведение личности как препятствие на пути самоорганизации жизни личности // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: сб. тезисов. – Симферополь, 2018. – С. 244-246.
10. Костюнина, Н.Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. № 34 (325). – С. 41-44.
11. Майсак, Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2016. – № 4. – С. 78-86.
12. Максимлюк С.А. Анализ причин девиантного поведения несовершеннолетних // Социальная работа. – 2017. № 4. – С. 92-96.
13. Муханова Е.Д. Социальная работа с девиантными подростками // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. №3. – С. 60-66.
14. Орлов, Ю.М. Потребность в достижении цели // Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2015. – 694 с.
15. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста: метод. пособ. – М.: АНО «ПЭБ», 2017. – 56 с.
16. Салахова, В.Б. Девиантное поведение как социально-психологическое явление / В.Б. Салахова, А.А. Ощепкова // Симбирский научный вестник. – 2016. №4(26). – С. 45-55.
17. Седова, М.И. Методы, средства и приемы социально-педагогической и психологической профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. №46(2). – С. 170-176.
18. Семенова, О.А. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях / О.А. Семенова, О.В. Серегина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2017. Т. 2. №13. – с. 477-480.
19. Соболева А.В. Социальные методы в социальной работе: теория и практика // Специфика профессиональной деятельности социальных работников: сб. матер. науч. исслед. Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2015. С. 178-181.
20. Социально-педагогическая профилактика: учебно-методический комплекс / Сост. Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2016. – 132 с.
21. Социология девиации: метод. разработка / В.М. Лукьянова, Т.А. Баннова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 36 с.
22. Федорова, Н.В. О норме в социологии // Успехи современной науки. – 2016. Т.5. № 10. – С. 32-35.
23. Холостова Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. – М.: Юрайт, 2016. – 345 с.
24. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: монография. – Воронеж: Веста-М, 2015. – 336 с.
25. Шубникова Е.Г. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ как предметная область превентивной педагогики // Фундаментальные исследования. – 2017. № 9-1. – С. 193-197.