Фрагмент для ознакомления
2
Понимание речевого сообщения всегда требует сложного аналитико-синтетического процесса с созданием предположений об общем смысле читае-мого, часто с пониманием подтекста всего сообщения, оценкой мотивов, кото-рые скрыты за текстом.
Оценка скрытого, внутреннего смысла, переход от текста к подтексту яв-ляется важнейшим условием декодирования смысла сообщения, тем самым со-относя подтекст с семантической структурой текста. Многие исследователи под-черкивают, что подтекст, как второе значение, по существу является первым, наиболее важным значением [2; 7; 8; 10; 15].
Понимание текста - это постепенный переход от интерпретации значения одного слова к значению всего дискурса, а затем к общей идее текста. Для успешного позиционирования в тексте используется разнообразная поддержка: пробелы между словами, знаки препинания, дублирующие элементы высказы-ваний или отдельные слова, что позволяет выделить семантическое ядро и пе-рейти к общему смыслу сообщения.
Смысловое единство предложения, поиск общего смысла текста, переход на более низкий уровень: идентифицировать звук, распознавание одного слова, восприятие смысла предложения-это процесс понимания, а понимание сложной информации всегда требует взаимосвязи и взаимоконтроля между указанными уровнями [3; 4; 5; 7; 15].
Сложность структуры процесса чтения заключается в единстве техниче-ских аспектов процесса чтения и его понимания (Б.Г. Ананьев, Т.Г. Егоров, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.Н. Русец-кая, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, Л.С. Цветкова и др.).
На понимание прочитанного текста существенно влияют его языковые па-раметры: словарный состав текста [2; 7; 8; 11; 12], структура предложений [1; 7; 8; 9; 12; 14], концептуальная насыщенность текста [6; 8; 12], а также мера инте-реса к читаемому тексту [13], которая возникает при чтении и уменьшает труд-ность его восприятия.
Процесс чтения, характеризующийся наличием двух уровней-сенсомоторного и семантического-состоит из нескольких звеньев: звуко-буквенный анализ; удержание полученной информации; семантические догадки, сформированные из этой информации; сравнение, контроль с данным уровнем материала (сенсомоторный) обеспечивает технический аспект чтения-воспринимаемую скорость и ее точность. Семантический уровень взаимодей-ствует с сенсомоторным уровнем, обеспечивая понимание смысла и значения информации. С автоматизацией навыков чтения понимание начинает выходить за рамки процесса восприятия, что проявляется в появлении смысловых дога-док, угадывании смысла в отдельных словах, предложениях и тексте [16].
В исследованиях Т.А. Алтуховой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, М.Н. Ру-сецкой чтение считается особой знаковой деятельностью и формируется в ре-зультате определенных операций: восприятия и различения букв, соответствия между графемы с фонемой, визуальной системы слогоделения, глобального чте-ния, синтеза слов в предложения, сочетания значения слов с общим значением фраз, координации словарного запаса и грамматического предсказания, пред-восхищения и визуального восприятия, определения текста предложения как целостной единицы, а также навыка использования интонации в соответствии с окончательными знаками препинания, позиционирования этих знаков в процес-се чтения.
Проблема специфической дислексии очень актуальна на данном этапе раз-вития логопедии, что связано с повышением требований к качеству чтения в начальной школе, увеличением числа детей с нарушениями письма, а также усложнением симптомов и механизмов дислексии.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алмазова Е. С. Что такое дислексия? В помощь самообразования.// Начальная школа. 2013 г. № 1 стр. 703.
2.Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М., 1976.
3.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М., 1982.– С. 297–346.
4.Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекци-онной работе [Текст]: учебно-метод. пособие / И.С. Гринченко. -М.: ЦГЛ, 2019.
5.Егоров Т. Г. Очерки психологического обучения чтению.- М., 1963.
6.Ефименкова Л.И.. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.- М., 2015г.
7.Залевская А.А., Каминская Э.Е., Медведева И.Л., Рафикова Н.В. Психо- лингвистические аспекты взаимодействия слова и текста. – Тверь, 1998.
8.Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1961.
9.Зорькина О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста //
Язык и культура. – Новосибирск, 2003. – С. 205–210.
10.Клычникова З.И. Психологические особенности восприятия и понима-ния письменной речи (психология чтения): автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 1974.
11.Корнев А.Н. Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислек-сии // Дефектология, 2015.
12.Куссмауль А., Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев, 1879
13.Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. - С-Пб., 2015г.
14.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, - М.: Высшая школа, 2002. - 282с.
15.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2002. – С. 232–263.
16.Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд. МГУ, 1979. – С. 217–226.
17.Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. / - М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.
18.Мнухин С.С. О временных задержках, замедленном темпе ум-ственного развития и психическом инфантилизме //Резидуальные нервно-психические расстройства у детей.— Л., 1968
19.Миллер Дж. Психолингвисты // Теория речевой деятельности. – М.: Нау- ка, 1969.
20.Мыркин В.Я. Текст, подтекст, контекст // Вопр. языкознания. – 1976. – №
2. – С. 87.
21.Наролина В.И. К проблеме уровней понимания // Вопр. психологии. – 1982. – № 6. – С. 125-127.
22.Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой ком- муникации) / отв. ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1976.
23.Флеш Р. Смысловое восприятие речевого сообщения. – М., 1976.
24.Хватцев М.Е. Логопедия. - Москва, 1959
25.Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.
26.Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интел- лектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО Учеб. лит., 1995.
27.Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юрист, 1997.